Программа «Найди свой путь» как форма профориентационной работы в коррекционной школе
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Программа «Найди свой путь» как форма профориентационной работы в коррекционной школе
Аннотация. В статье представлен практический опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе, описано содержание программы «Найди свой путь» как формы профориентационной работы в коррекционной школе.
Ключевые слова: коррекционная школа; профориентационная работа; коррекционная программа.
В организации образовательного процесса коррекционной школы большое место занимает организация профориентационной работы. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда.
Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Все это обуславливает появление серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этих проблем существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся. В ходе данной работы необходимо подготовить обучающихся к сознательному профессиональному самоопределению и возможно это через реализацию коррекционного курса
«Найди свой путь».
Цель: Подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, через оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
- Формировать представления о выборе жизненного пути и различных вариантов его решения.
- Развивать у обучающихся представления о мире профессий, воспитывать уважения к физическому труду, к разным профессиям.
- Организовать работу по профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, и соотнесением их с требованиями выбираемой профессии.
- Воспитать уважение к рабочему человеку.
Данная программа профессионального самоопределения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
- Наблюдение, анкетирование, тестирование;
- Беседа, объяснение, деловое письмо, пояснительное чтение, коррекционно - развивающие задания, просмотр фильмов;
- Ролевая игра, проблемно-игровые ситуации, профориентационные игры с классом;
- Консультации, помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;
Реализация программы предполагает реализацию следующих этапов:
- Диагностический.
- Профпросветительский (профинформационный).
- Профконсультационный.
I этап: «Диагностический» – определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований обучающихся с ограниченными возможностями.
Этот этап реализуется в двух планах:
- самопознание, исследование обучающимися своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
II этап: «Профпросветительский (профинформационный)».
Цель этого этапа – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий.
III этап «Профконсультационный» - содействие выбору. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения.
Реализация второго и третьего этапов предполагает проведение различных форм работы. В таблице 1 и 2 представлены примеры тематического планирования в 6 и 7 классах в объеме 30 часов в год.
Таблица 1.
Тематическое планирование в 6 классе
№ |
Название тем |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
|
Раздел 1 Знание о профессиях. |
|
|
|
1 |
Диагностическое. Вводное. |
|
1 |
1 |
2 |
Профессия и специальность |
1 |
|
1 |
3 |
Профессия выжигальщик по дереву; выжигальщик рисунков |
1 |
|
1 |
4 |
Профессии моей семьи |
1 |
|
1 |
5 |
Оформление коллажа по теме “Профессии вокруг нас”. |
|
1 |
1 |
6-7 |
Просмотр кинофильмов о профессиях |
2 |
|
2 |
8 |
Профессия гардеробщик; гладильщик; машинист по стирке и ремонту одежды |
1 |
|
1 |
9 |
Профессия грузчик, дворник. |
1 |
|
1 |
10 |
Что такое профессиональная пригодность? |
1 |
|
1 |
11 |
Профессия конюх, кроликовод |
1 |
|
1 |
12 |
Оформление рисунков “Моя мечта о будущей профессии” |
|
1 |
1 |
13 |
Профессия подсобный рабочий |
1 |
|
1 |
14 |
Основные составляющие профессионального выбора |
1 |
|
1 |
15 |
Профессия кухонный рабочий, мойщик посуды, подготовитель белья к глажению |
1 |
|
1 |
16 |
Профессия садовник, садовод, цветовод, овощевод |
1 |
|
1 |
17-19 |
Просмотр фильмов о профессиях. |
3 |
|
3 |
20 |
Профессия санитар ветеринарный, санитарка (мойщица) |
1 |
|
1 |
|
Раздел 2. Мои особенности. |
|
|
|
21 |
Важно знать и уметь – (твои физические способности и возможности). |
1 |
|
1 |
22 |
Самооценка и уровень притязаний |
1 |
|
1 |
23 |
Что я знаю о себе? |
1 |
|
1 |
24 |
Тестирование “Куда пойти учиться”. |
1 |
|
1 |
|
Раздел 3. Профориентационные игры |
|
|
|
25-28 |
Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания |
|
4 |
4 |
29 |
Дидактические игры |
|
1 |
1 |
30 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
Итого |
21 |
9 |
30 |
Таблица 2.
Тематическое планирование в 7 классе
№ |
Название тем |
Кол-во часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
|
Раздел 1. Знание о профессиях. |
|
|
|
1 |
Диагностическое. Вводное. |
|
1 |
1 |
2 |
Склонность и профессиональная направленность Темперамент и выбор профессии. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии |
1 |
|
1 |
3 |
Профессия сборщик обуви, игрушек, бумажных изделий, изделий из кожи и меха, изделий из пластмасс. |
1 |
|
1 |
4 |
Рабочий бюро бытовых услуг, зеленого строительства, по обслуживанию бани. |
1 |
|
1 |
5 |
Рабочий плодовоовощного строительства, по благоустройству населенных пунктов, по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. |
1 |
|
1 |
6 |
Рабочий по уходу за животными, ритуальных услуг. |
1 |
|
1 |
7 |
Разрисовщик игрушек, раскрасчик изделий, ретушер. |
1 |
|
1 |
8 |
Склонность и интересы в выборе профессии |
|
1 |
1 |
9 |
Ошибки в выборе профессий |
1 |
|
1 |
10 |
Составление личного профессионального плана |
|
1 |
1 |
|
Раздел 2. Мои особенности. |
|
|
|
11 |
Что я знаю о себе? |
1 |
|
1 |
12 |
На пороге взрослой жизни |
1 |
|
1 |
13-14 |
Развитие умений по принятию решений |
1 |
1 |
2 |
15 |
Профессиональная зрелость |
1 |
|
1 |
16-17 |
Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. |
1 |
1 |
2 |
18 |
Что такое характер? |
1 |
|
1 |
19 |
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции |
1 |
|
1 |
20 |
Поддержка друзей |
1 |
|
1 |
|
Раздел 3. Профориентационные игры |
|
|
|
21 |
Профориентационная игра «Угадай профессию» |
|
1 |
1 |
22-25 |
Игровые пробы |
|
4 |
4 |
26 |
Коллаж «Моя будущая профессия» (Арт‑терапевтическая техника). |
|
1 |
1 |
27-29 |
Игровые профориентационные упражнения |
|
3 |
3 |
30 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
Итого |
15 |
15 |
30 |