Статья:

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ В ОБУЧАЮЩИХ ЗАДА-ЧАХ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИНГА

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Чернобаева А.О., Кольга В.В. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ В ОБУЧАЮЩИХ ЗАДА-ЧАХ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИНГА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ В ОБУЧАЮЩИХ ЗАДА-ЧАХ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИНГА

Чернобаева Анастасия Олеговна
магистрант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Кольга Вадим Валентинович
д-р пед. наук, канд. техн. наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

COMMUNICATION MANAGEMENT IN TRAINING TASKS TAKING INTO ACCOUNT TRAINING FORMING ASPECTS

 

Anastasia Сhernobaeva

Master's student of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Russia, Krasnoyarsk

Vadim Kolga

Dr. ped. Sci., Cand. tech. sciences, professor Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Рассмотрена проблема формирования событий-триггеров модели Фогга для случая управления коммуникацией в обучающих тренингах. Учтено несколько возможных событий, выявлен алгоритм работы с ними в реальной задаче.

Abstract. The problem of Fogg model trigger events formation for the case of communication control in game training problems is considered. Several possible events are taken into account, work algorithm identified with them in a real problem is given.

 

Ключевые слова: управление коммуникацией; обучающие задачи; тренинг.

Keywords: communication management; learning tasks; training

 

Введение. Обучающие задачи, реализованные в системе социальных сетей, формируют уровень взаимодействия участников, сходный (например, по интенсивности обмена информацией), с задачами коммуникативного взаимодействия. В частности, сравнивая коммуникацию в игровых задачах в формате общения участников как в социальной сети, так и в рамках встреч и совещаний, авторы работы [1] показывают возможности формирования общих требований к разным форматам коммуникаций.

При этом реализация игровых обучающих задач через социальную сеть способствует формированию механизмов решений, связанных с временными рамками общения и психологическими особенностями использования социальной сети.

Анализ существующих подходов к решению данной задачи. Социальные сети как основы коллабораций для реализации обучающих задач используются достаточно часто. Основными мотивами могут быть повышение эффективности взаимодействия [2], повышение эффекта от использования онлайн-ресурсов, оценка отношения к определенным событиям в процессе проведения тренинга, а также многие другие. Фогг [3] для реализации модели управления поведением участников предлагал использовать факторы-триггеры как точки управленческого воздействия. Эта же идея, но уже в приложении к сетевым образовательным проектам, развита в статье [4].

Коммуникация в тренинге, сетевом проекте, игре может быть рассмотрена как набор технических действий (установление связи, сеанса, подключение к игровому ресурсу), как процесс, содержащий определенную последовательность действий или как набор взаимодействий.

У большинства обучающихся в средних и высших учебных заведениях существуют проблемы с коммуникативными навыками [5]. Таким образом, необходимость формирования навыков коммуникаций является одной из основных задач при организации тренингов в обучающей среде.

Уточняя понятие коммуникативного тренинга, можно сказать, что это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, является специально организованным общением, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков [6].

Для эффективной организации коммуникативного тренинга создаются специальные условия посредством реализации игры и упражнения, открываются закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.

При этом, в коммуникативных тренингах никак не учитывается потребность молодежи научиться правильно общаться в сети, эффективно использовать социальные сети и сетевые сервисы. В настоящее время формирование такого навыка также должно учитываться в тренингах.

Модель тренинга, на основе которой впоследствии разрабатывались образовательные тренинги, создавалась М. Форвергом (Германия) в 70-е годы.

Тренинг Форверга основывался на использовании ролевых и деловых игр для развития коммуникативных навыков участников, а также при формировании профессиональных умений.

Для проведения образовательного тренинга необходима организация особой тренинговой среды, как образовательной среды творческого типа модальности. Соответственно, ко всем компонентам такой среды: обучающему, социальному, пространственно-предметному и психо-дидактическому предъявляются специфические требования [7].

Организация образовательного тренинга строится на принципах:

Принцип активности. Активность участников тренинговой группы заключается в обязательном вовлечение всех в специально разработанные действия (моделирование той или иной ситуации, выполнение упражнений).

Принцип исследовательской творческой позиции. Творческая активность участников группы заключается в том, что в ходе тренинга они обнаруживают, осознают, открывают для себя психологические идеи и закономерности, а также, свои личные ресурсы, возможности и особенности.

В тренинговой группе создается особая креативная среда.

Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Принцип партнерского общения. Партнерским является общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Выводы. Применение предложенных в работе подходов к реализации игровых обучающих задач, при условии их адаптации под реальную игровую обучающую задачу, приводит к повышению эффективности управления коммуникацией за счет инструментов влияния на процесс взаимодействия участников образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Громова И.В. История возникновения и современные тенденции развития коммуникативного тренинга // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 680-683.
2. Сафонов К.В. Обеспечение защищенного информационного взаимодействия студентов – участников сетевых геймифицированных проектов / К.В. Сафонов, В.В. Золотарев, Е.А. Ищукова, Е.А. Маро, Н.Ю. Паротькин // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та. – Красноярск. –  2019. вып. 49. – C. 83-93.
3. Aida V. Kiryakova. Experimental Study of the Effectiveness of College Students’ Vocational Training in Conditions of Social Partnership / Aleksandr N. Tretiakov, Vadim V. Kolga, Olga F. Piralova, and Bika B. Dzhamalova // International electronic journal of mathematics education. – 2016. Vol. 11. № 3. – P.457-466
4. Fogg B.J. Fogg Behavior Model [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.behaviormodel.org/ (дата обращения: 10.09.2019).
5. Izabella D. Belonovskaya. Infocommunication skills as part of universal competencies of transport engineers // Dilemas contemporáneos: educación, política y valores. Special Edition. – 2019. – T.9. – P.1-18.
6. Vanwynsberghe H., Verdegem P. Integrating Social Media in Education // Comparative Literature and Culture. 2013. 15 (3). P.1-10
7. Zolotarev V., Maro E. and Kulikova S. New approach to activity evalua-tion for social network based student collaboration // 12th IEEE International Conference on Application of Information and Communication Technologies. 2018.  P.374-380