Статья:

К вопросу об актуальности виртуального образовательного пространства вуза

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Мельников М.В. К вопросу об актуальности виртуального образовательного пространства вуза // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 50-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об актуальности виртуального образовательного пространства вуза

Мельников Максим Владимирович
канд. пед. наук, доцент Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина – УлГАУ, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос актуальности виртуального образовательного пространства вуза. Автор обосновывает необходимость создания информационной образовательной среды в вузе для повышения эффективности учебной деятельности студентов всех специальностей и форм обучения.

 

Ключевые слова: виртуальное образовательное пространство; технологии педагогического сопровождения; информационные техно­логии; информатизация; аудиовизуальный контент.

 

Киберпространство стало привычной средой профессиональной, образовательной, коммуникативной деятельности, отдыха и таким образом оказало существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, его социокультурные взаимодействие, сформировало новую систему личностных ценностей, мотивов, потребностей и целей. Данное обстоятельство заставляют адаптировать образовательный процесс к новой среде и осуществлять эффективное управление развитием личности в ней.

Массовая информатизация всех сфер общественной жизни обострила проблему разработки и внедрения электронных учебно-методических изданий в виртуальное образовательное пространство вуза, которое должно ориентироваться на реализацию целей и задач высшего профессионального образования, адаптацию всего учебного процесса к виртуальной среде и актуализацию дистанционных форм обучения.

Кардинальные изменения современного образования привели к тому, что объем академической информации стремительно растет, и новые знания устаревают еще до их освоения студентами. Ситуация в высшем образовании, когда большинство вузов стали проводить политику «открытых дверей», привела к невозможности реализации адекватного фронтального обучения в гетерогенных группах студентов с неоднородной обученностью, разными способностями, мотивацией и индивидуальной траекторией обучения.

Эту проблему можно решить за счет реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном пространстве вуза. Данный подход предполагает, что любые знания, навыки, умения и компетенции могут быть сформированы и развиты лишь в результате активности личности – учебной деятельности, инициированной самим студентом. Личностно-ориентированный подход в современном высшем профессиональном образовании предполагает переход на технологии педагогического сопровождения обучения, развития, самообучения и самоконтроля, которое можно осуществить эффективно только в случае возможности его дистанционного осуществления. Оптимизация образования и реализация контектностного и компетентностного подходов требует внедрение в образовательное пространство вуза дистанционного обучения для студентов всех специальностей и форм обучения. Дистанционное обучение может существовать только в вирту­альном пространстве вуза, доступ к которому обязан предоставить каждый вуз [3].

Ведущую роль в обучении студентов и их самообразовании приобретает сфера его взаимодействия посредством носителей инфор­мационных технологий с виртуальным образовательным пространством, которое обеспечивается вузом.

Научные исследования, связанные с внедрением информационных технологий в образовании, сфокусированы на использовании студентами возможностей IT устройств, локальных сетей образовательного учреждения и интернет пространства.

Современные исследователи убедительно доказали эффективность использования индивидуального и дифференцированного подхода к обучению за счет его информатизации, которая создаёт условия для саморазвития обучаемых, удовлетворения их личных и профессионально ориентированных потребностей, развития их способностей и склон­ностей, реализации их личностного потенциала.

Личностно-ориентированный подход в высшем профессио­нальном образовании требует создания оптимальных условий для перехода на технологии самообучения и саморазвития студентов за счет обеспечения актуальной академической информации. Такие условия могут быть созданы в виртуальном образовательном пространстве вуза, которое обеспечивает мобильный доступ к необходимым информационно-образовательных ресурсам и позволяет управлять личностной траекторией их самообразования.

Для повышения результативности процесса обучения в вузе необходимо организовать его таким образом, чтобы он обеспечивал педагогическое сопровождение самостоятельной, дистанционной учебной деятельности в виртуальной предметной среде. Можно определить виртуальную предметную среду как образовательную среду, ориентированную на конкретную дисциплину или систему дисциплин учебного плана, которая включает в себя учебно-методическое обеспечение, специализированные интерактивные программы, аудиовизуальный контент и базу электронных ресурсов.

Создание оптимальных условий для образовательной деятельности студентов, их самообразования и саморазвития требует целенаправ­ленного формирования виртуального образовательного пространства вуза, научного подхода к определению содержания учебно-методической базы обучения. Содержание обучения должно быть представлено материалами, которые кроме информационной функции должны спо­собствовать решению мотивационной, образовательной, профориентаци­онной, коммуникативной, социокультурной задач. Кроме того, контент образовательной среды должен представлять возможность для самоактуализации и самореализации.

Современные информационные технологии, которые используются в виртуальном пространстве вуза, являются эффективным средством воздействия на все сферы личности обучающегося. Однако нужно помнить о необходимости мониторинга процесса взаимодействия студента с виртуальной средой, так как неуправляемая деятельность студентов в виртуальном пространстве приводит к снижению эффектив­ности использования информационных ресурсов вуза, а также некор­ректное применение информационных технологий может способствовать развитию дидактогенеза. Следовательно, прежде всего, необходимо обеспечить фидбек в процессе учебной деятельности студентов, латентный мониторинг их активности в виртуальном пространстве вуза.

Безусловно, внедрение информационных технологий, которые образуют виртуальную среду вуза, базовым фактором, детермини­рующим повышение качества образования, обеспечивающим возможность дистанционного обучения для гетерогенных групп, является переход на современную, компетентностную, контекстную, личностно-ориентированную парадигму образования.

Приоритетной задачей усовершенствования системы образования в процессе создания общегосударственной сети обмена информацией является построение единой образовательной информационной среды в соответствии с социальным заказом общества.

И.В. Роберт считает, что: «Информационно-коммуникационная среда - совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распре­деленным информационным ресурсом), с помощью интер­активных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью» [1 c. 25].

Информационно-коммуникационная среда состоит из суммы информационных объектов: средства и технологии сбора, аккумули­рования, транслирования, обработки, продуцирования и дистрибуции информации, фактические знания, устройства воспроизведения аудиовизуальной информации; структуры, которые поддерживают информационные процессы, правовые условия пользования ими. Данная структура подразумевает наличие устойчивых взаимосвязей между её компонентами. Социум, который создаёт информационно-коммуникационную среду, существуя в ней, постоянно видоизменяет ее. Данная среда детерминируется открытиями в области науки и техники, которые претерпевают экспоненциальный рост. В тоже время информационно-коммуникационная среда оказывает существенное влияние на социокультурные процессы общества [2].

Современные исследования убедительно доказали, что усовер­шенствование информационно-коммуникационной среды общества актуализирует прогрессивные тенденции экономического развития, реструктуризацию общественных взаимоотношений и взаимосвязей, повышает интеллектуализацию деятельности субъектов общественной жизни во всех его сферах и, безусловно, в сфере образования.

 

Список литературы:
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312, [8] с.: ил. — (Высшее педагогическое образование).
2. Морозова М.А., Мельников М.В. Интерактивное электронное пособие в виртуальном пространстве вуза. Монография – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 81c., ISBN 978-3-330-33336-9.
3. Усов В.А. Возможности виртуального образовательного пространства в организации саморазвития студентов в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Сочи, 2006 127 с. РГБ ОД, 61:06-13/2401.
4. Bowen J. (2012). Teaching naked: How moving technoogy out of your college classroom will improve student learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
5. Blumberg, P. (2013). Assessing and improving your teaching: Strategies and rubrics for faculty growth and student learning. San Francisco, CA: Jossey-Bass.