К вопросу об актуальности виртуального образовательного пространства вуза
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
К вопросу об актуальности виртуального образовательного пространства вуза
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос актуальности виртуального образовательного пространства вуза. Автор обосновывает необходимость создания информационной образовательной среды в вузе для повышения эффективности учебной деятельности студентов всех специальностей и форм обучения.
Ключевые слова: виртуальное образовательное пространство; технологии педагогического сопровождения; информационные технологии; информатизация; аудиовизуальный контент.
Киберпространство стало привычной средой профессиональной, образовательной, коммуникативной деятельности, отдыха и таким образом оказало существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, его социокультурные взаимодействие, сформировало новую систему личностных ценностей, мотивов, потребностей и целей. Данное обстоятельство заставляют адаптировать образовательный процесс к новой среде и осуществлять эффективное управление развитием личности в ней.
Массовая информатизация всех сфер общественной жизни обострила проблему разработки и внедрения электронных учебно-методических изданий в виртуальное образовательное пространство вуза, которое должно ориентироваться на реализацию целей и задач высшего профессионального образования, адаптацию всего учебного процесса к виртуальной среде и актуализацию дистанционных форм обучения.
Кардинальные изменения современного образования привели к тому, что объем академической информации стремительно растет, и новые знания устаревают еще до их освоения студентами. Ситуация в высшем образовании, когда большинство вузов стали проводить политику «открытых дверей», привела к невозможности реализации адекватного фронтального обучения в гетерогенных группах студентов с неоднородной обученностью, разными способностями, мотивацией и индивидуальной траекторией обучения.
Эту проблему можно решить за счет реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном пространстве вуза. Данный подход предполагает, что любые знания, навыки, умения и компетенции могут быть сформированы и развиты лишь в результате активности личности – учебной деятельности, инициированной самим студентом. Личностно-ориентированный подход в современном высшем профессиональном образовании предполагает переход на технологии педагогического сопровождения обучения, развития, самообучения и самоконтроля, которое можно осуществить эффективно только в случае возможности его дистанционного осуществления. Оптимизация образования и реализация контектностного и компетентностного подходов требует внедрение в образовательное пространство вуза дистанционного обучения для студентов всех специальностей и форм обучения. Дистанционное обучение может существовать только в виртуальном пространстве вуза, доступ к которому обязан предоставить каждый вуз [3].
Ведущую роль в обучении студентов и их самообразовании приобретает сфера его взаимодействия посредством носителей информационных технологий с виртуальным образовательным пространством, которое обеспечивается вузом.
Научные исследования, связанные с внедрением информационных технологий в образовании, сфокусированы на использовании студентами возможностей IT устройств, локальных сетей образовательного учреждения и интернет пространства.
Современные исследователи убедительно доказали эффективность использования индивидуального и дифференцированного подхода к обучению за счет его информатизации, которая создаёт условия для саморазвития обучаемых, удовлетворения их личных и профессионально ориентированных потребностей, развития их способностей и склонностей, реализации их личностного потенциала.
Личностно-ориентированный подход в высшем профессиональном образовании требует создания оптимальных условий для перехода на технологии самообучения и саморазвития студентов за счет обеспечения актуальной академической информации. Такие условия могут быть созданы в виртуальном образовательном пространстве вуза, которое обеспечивает мобильный доступ к необходимым информационно-образовательных ресурсам и позволяет управлять личностной траекторией их самообразования.
Для повышения результативности процесса обучения в вузе необходимо организовать его таким образом, чтобы он обеспечивал педагогическое сопровождение самостоятельной, дистанционной учебной деятельности в виртуальной предметной среде. Можно определить виртуальную предметную среду как образовательную среду, ориентированную на конкретную дисциплину или систему дисциплин учебного плана, которая включает в себя учебно-методическое обеспечение, специализированные интерактивные программы, аудиовизуальный контент и базу электронных ресурсов.
Создание оптимальных условий для образовательной деятельности студентов, их самообразования и саморазвития требует целенаправленного формирования виртуального образовательного пространства вуза, научного подхода к определению содержания учебно-методической базы обучения. Содержание обучения должно быть представлено материалами, которые кроме информационной функции должны способствовать решению мотивационной, образовательной, профориентационной, коммуникативной, социокультурной задач. Кроме того, контент образовательной среды должен представлять возможность для самоактуализации и самореализации.
Современные информационные технологии, которые используются в виртуальном пространстве вуза, являются эффективным средством воздействия на все сферы личности обучающегося. Однако нужно помнить о необходимости мониторинга процесса взаимодействия студента с виртуальной средой, так как неуправляемая деятельность студентов в виртуальном пространстве приводит к снижению эффективности использования информационных ресурсов вуза, а также некорректное применение информационных технологий может способствовать развитию дидактогенеза. Следовательно, прежде всего, необходимо обеспечить фидбек в процессе учебной деятельности студентов, латентный мониторинг их активности в виртуальном пространстве вуза.
Безусловно, внедрение информационных технологий, которые образуют виртуальную среду вуза, базовым фактором, детерминирующим повышение качества образования, обеспечивающим возможность дистанционного обучения для гетерогенных групп, является переход на современную, компетентностную, контекстную, личностно-ориентированную парадигму образования.
Приоритетной задачей усовершенствования системы образования в процессе создания общегосударственной сети обмена информацией является построение единой образовательной информационной среды в соответствии с социальным заказом общества.
И.В. Роберт считает, что: «Информационно-коммуникационная среда - совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью» [1 c. 25].
Информационно-коммуникационная среда состоит из суммы информационных объектов: средства и технологии сбора, аккумулирования, транслирования, обработки, продуцирования и дистрибуции информации, фактические знания, устройства воспроизведения аудиовизуальной информации; структуры, которые поддерживают информационные процессы, правовые условия пользования ими. Данная структура подразумевает наличие устойчивых взаимосвязей между её компонентами. Социум, который создаёт информационно-коммуникационную среду, существуя в ней, постоянно видоизменяет ее. Данная среда детерминируется открытиями в области науки и техники, которые претерпевают экспоненциальный рост. В тоже время информационно-коммуникационная среда оказывает существенное влияние на социокультурные процессы общества [2].
Современные исследования убедительно доказали, что усовершенствование информационно-коммуникационной среды общества актуализирует прогрессивные тенденции экономического развития, реструктуризацию общественных взаимоотношений и взаимосвязей, повышает интеллектуализацию деятельности субъектов общественной жизни во всех его сферах и, безусловно, в сфере образования.