Арт-терапия как средство профилактики дезадаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Психология
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Арт-терапия как средство профилактики дезадаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает, что отражено в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3) подчеркивается ответственность педагогов и психологов, в частности, за социальную адаптацию ребенка в образовательном учреждении. Предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении является одним из основных направлений деятельности психолога в образовании в соответствии с положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (приказ от 22.10.99 № 636) и положению о службе практической психологии в системе образования Иркутской области (приказ от 29.10.03 № 1431).
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Коррекционно-развивающие возможности арт-терапии по отношению к ребенку 2-3 лет связаны с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые социальные и креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде деятельности. Участие ребенка в совместной игровой и творческой деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает развитие коммуникативной сферы и преодоление стресса.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», адаптированной к условиям нашего ДОУ.
Занятия с детьми проводятся по подгруппам (6-10 детей). Так как малыши нередко болеют в и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы может продолжатся длительный период), занятия проводятся не только в первые два месяца, а на протяжении всего учебного года.
В качестве основных задач занятий можно выделить: преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации, обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, речи, воображения), развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, формирование произвольности поведения.
Основным средством работы служит игровая терапия (подвижные игры, хороводы, пальчиковые игры). Такие игры быстро вовлекают в свой ритм детей, объединяют их, создают положительный настрой. В этих играх даже стеснительные дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Использование элементов рисуночной терапии позволяет снизить эмоциональное напряжение, развивает творческие способности малышей. Используются такие техники как рисование ладошками и пальчиками, тычкование.
Поскольку дети раннего возраста от быстрой смены сюжетов и ролей переутомляются, теряют интерес к занятию, все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Одним из компонентов работы является песочная терапия. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка. Игры с кинетическим песком проводятся с детьми 2 раза в месяц согласно перспективному планированию.
Эффективность работы оценивается с помощью диагностики готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, наблюдения за адаптацией детей в группе, оценки уровня социально-эмоционального развития детей.
На октябрь 2019 года в группе 16 детей. Адаптационный период прошел легко у 5 детей (31%) – рисунок 1. Настроение бодрое, заинтересованное наблюдалось к концу первой недели. Отношения с близкими взрослыми не нарушались. К концу второй недели пребывания в детском саду у них нормализовался сон, аппетит. Настроение бодрое, заинтересованное. Признаки невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системы отсутствовали.
Адаптация средней тяжести была у 10 детей (63%). Их эмоциональное состояние и поведение нормализовалось к концу первого месяца пребывания в ДОУ. Наблюдались нарушения сна. Настроение было неустойчивое. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
Рисунок. 1. Распределение детей группы раннего возраста по уровням тяжести течения адаптации к детскому саду
Тяжелая адаптация наблюдалась у 1 ребенка. Длительность такой адаптации более месяца и может затягиваться до полугода. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, снижен аппетит. Настроение безучастное, ребенок много плачет. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное. Отказывается от участия в совместной деятельности с другими детьми.
На конец ноября высокая степень адаптированности наблюдается у 10% детей (63%). У детей данной категории преобладает радостное или устойчивое спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, группа сверстников, новое помещение).
Рисунок 2. Распределение детей группы раннего возраста по степени адаптированности к детскому саду
Средняя степень адаптированности характерна для 31% детей. Эмоциональное состояние этих детей нестабильно: новый раздражитель возвращает отрицательные эмоциональные реакции. Однако, при поддержке взрослого они проявляют познавательную и поведенческую активность.
Не адаптировался к садику 1 ребенок (6%). У него отсутствует активность, инициативность, при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активной деятельности, пассивное подчинение, подавленность, напряженность, плохой сон).
Обобщив результаты диагностики за три года можно заключить, что на протяжении реализации данной программы наблюдается положительный результат работы. Подавляющее большинство детей успешно адаптируются к детскому саду. У небольшого числа наблюдается адаптация средней тяжести. Таким образом, использование методов арт-терапии способствует более мягкому и безболезненному протеканию адаптационного периода у детей в детском саду.