Дуальная система образования — основа качества профессиональной подготовки выпускника профессиональной образовательной организации
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Дуальная система образования — основа качества профессиональной подготовки выпускника профессиональной образовательной организации
Dual education system — a basis of quality of vocational training of the graduate of the professional educational organization
Galina Neporozhnyaya
Ph.D., Associate Professor of professional education «Belgorod institute of development of education», Russia, Belgorod
Аннотация. Статья посвящена организации взаимодействия образовательных учреждений среднего профессионального образования и предприятий при реализации дуального обучения, направленного на повышение качества профессиональной подготовки выпускника.
Abstract. The article is devoted to the organization of interaction of educational institutions of secondary professional education and the enterprises which realize the dual training and direct to improvement of quality of vocational training of the graduate.
Ключевые слова: дуальное обучение; основная профессиональная образовательная программа; предприятия; ресурсы; нормативно-правовые документы
Keywords: dual training, educational programs, businesses, resources, standard and legal documents.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС) [6], основанные на компетентностном подходе, определяют практическую подготовку будущего специалиста как первичную платформу его профессионализма, неразрывную с необходимостью тесного взаимодействия с предприятиями по профилю подготовки. Это определило необходимость выхода на новый уровень подготовки специалистов для всех отраслей экономики, которые отвечали бы современным запросам работодателей.
Предусмотренные ФГОС требования по формированию образовательной программы с учетом потребностей регионального рынка труда, ежегодному обновлению образовательных программ с учетом запросов работодателей и разработке программ итоговой аттестации с заключением работодателей, определило ориентир профессиональных образовательных организаций на установление их тесного взаимодействия с предприятиями региона. Недостаточный уровень возможности обновить материально-техническую базу образовательными учреждениями самостоятельно еще более направил их взгляды в сторону работодателей.
Выстроенная в Белгородской области модель государственно-частного партнерства обеспечивает функционирование единой системы подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики региона, базирующейся на тесном взаимодействии бизнес-сообщества (якорных работодателей и предприятий-партнеров), профессиональных образовательных организаций области и органов власти.
В течение последних 5 лет все организации профобразования региона интегрированы в образовательно-производственные кластеры. 24 предприятия Белгородской области стали якорными работодателями для техникумов и колледжей, 870 – работодателями – партнерами.
Как это влияет на качество профессиональной подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций региона?
1. Якорный работодатель, возглавляя наблюдательный совет профессиональной образовательной организации, контролирует образовательную деятельность, формирует заказ на подготовку кадров, предоставляет производственные площадки для дуального обучения, принимает участие в проведении независимой оценки квалификаций выпускников и трудоустраивает их на рабочие места. Предприятия-партнеры, также как и якорный работодатель, выполняют обязательства по формированию заказа на подготовку кадров, реализации программ дуального обучения и трудоустройству выпускников по окончании обучения. Таким образом, процесс подготовки квалифицированных специалистов является подконтрольным структуре, непосредственно заинтересованной в получении сотрудника, еще в период обучения адаптированного к особенностям производства и практически готового к выполнению функциональных обязанностей.
2. Программа модернизации системы профессионального образования Белгородской области на 2014-2020 годы [2] с учетом современных образовательных стандартов и стратегии социально-экономического развития определила одним из направлений дуальное обучение, рассматриваемое как одну из форм реализации образовательных программ среднего профессионального образования, основанную на взаимодействии предприятий и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
На институциональном уровне в регионе создана нормативная база, обеспечивающая сопровождение реализации программ дуального обучения (постановления Правительства области о дуальном обучении, о наставничестве, об образовательном займе) [3,4,5].
Ежегодно обновляемая документация профессиональных образовательных организаций области о дуальном обучении (программа дуального обучения, план мероприятий по организации дуального обучения, график дуального обучения) определяет четкие направления и график работы профессиональных образовательных организаций и предприятий в рамках системы дуального обучения. Таким образом, подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики региона определена не только требованиями ФГОС, но и регламентирована региональными документами, конкретизирующими данный процесс.
3. Тесное взаимодействие профессиональных образовательных организаций и предприятий региона с 2013 года в рамках дуального обучения предусматривает обязательность пребывания обучающихся на производстве не менее 50% учебного времени. Этот подход позволяет студентам максимально познакомиться с технологией производства, новым современным оборудованием, корпоративной этикой предприятия.
4. На площадках предприятий при реализации программ дуального обучения за студентами ежегодно закрепляется более трех тысяч опытных наставников из числа работников предприятий по профилю образовательной программы, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, имеющих безупречную репутацию на предприятии. Наставник закрепляется за группой обучающихся приказом руководителя предприятия. Наставники знакомят студентов с уставом, правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами предприятия, с современным оборудованием, приёмами работы по каждому направлению программы дуального обучения, формируют у них практические навыки. Обучение проводится в соответствии с планом-графиком дуального обучения, представляемого на предприятия к началу учебного года, что, в целом, характеризует данный процесс как планомерный и результативный.
5. За счет средств работодателей в техникумы и колледжи закуплены мини-цеха и тренажеры, использование которых позволяет на площадках профессиональных образовательных организаций формировать первичные умения и навыки студентов, повышая степень их уверенности в возможностях эффективного освоения практических навыков на производстве.
6. В целях максимального приближения образовательного процесса к производству перестроены учебные планы: на первый курс перенесены профессиональные модули в объеме не менее 140 часов, что позволяет познакомить студентов с предприятием уже на первом курсе обучения.
7. С учетом запросов работодателей для ряда профессий и специальностей сокращен период летних каникул за счет увеличения каникулярного времени в зимнее время для участия студентов в выполнении сезонных работ на производстве. Данный подход позволяет студентам понять специфику осваиваемой профессии/специальности, сформировать их представление о зависимости графика работы предприятия и выбора характера выполняемых работ от сезона.
8. Дуальное обучение дает возможность вариативно подходить к вопросам выбора площадок для отработки часов практической подготовки. По согласованию с работодателем для отработки практических часов современная и необходимая по программе техника поставляется предприятием на площадки профессиональной образовательной организации с обязательностью проведения вводного инструктажа сотрудниками предприятия.
Что привлекает абитуриентов, сознательно выбирающих рабочую профессию, в профессиональные образовательные организации в наши дни? Это возможность сразу с 1 курса обучения попасть в мир фактического производства, окунуться в его процесс, примеряя на себя ритм и стиль работы, обязанности и ответственность. Это уверенность в высококвалифицированной подготовке при отсутствии необходимости переучивания по окончании профессиональной образовательной организации и возможность трудоустройства по профилю подготовки сразу при получении диплома. Особый интерес вызывает у обучающихся сертификат трудоустройства, выдаваемый выпускнику образовательного учреждения и гарантирующий устройство на работу сразу при обращении в отдел кадров предприятия.
Заинтересованность предприятий в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями определяется отсутствием необходимости поиска квалифицированных рабочих кадров, возможностью отбора лучших заявивших себя обучающихся - практикантов в ходе дуального обучения на производстве и приобщением их к нормам корпоративной этики еще при освоении образовательной программы.
Многократные встречи по обмену опытом об организации дуального обучения в Белгородской области, победы региона в конкурсах Министерства образования и науки Российской Федерации по организации лучших практик, участие региона в реализации пилотного проекта Агентства стратегических инициатив по дуальному обучению дают возможность убедиться в целесообразности и правильности выбранных направлений движения.
Ожидаемые ФГОС четвертого поколения сохранят преемственность использования практико-ориентированного модульно-компетентностного подхода к построению образовательных программ и к реализации образовательного процесса в целом, необходимость учета запросов рынка труда для формирования дополнительных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций [1], определяя дальнейшие перспективы взаимодействия бизнес-сообщества и образовательных учреждений среднего профессионального образования.