Статья:

Физиологические и психологические особенности подросткового возраста

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Абдуллина Р.Р. Физиологические и психологические особенности подросткового возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 61-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Физиологические и психологические особенности подросткового возраста

Абдуллина Рамина Рафаэлевна
магистрант Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В этой статье поднимается проблема физиологических и психологических особенностей подросткового возраста.

 

Ключевые слова: подростковый возраст; развитие личности; социальная среда; физиологическая особенность подростка.

 

В подростковом возрасте приходится наиболее интенсивное личностное развитие. Та, социальная среда, в которой находятся подростки, оказывает значительное влияние на вектор их развития. Ожидания общества влияют на роли подростка, направляют на будущее и формируют их личности. Функции и структура социальной среды либо создают новые проблемы, стимулируя последующее напряжение и фрустрацию, либо помогают подросткам удовлетворять свои нужды.

Процесс развития личности подростка достаточно противоречив. В этот период дети начинают в большей степени стремиться к общению со сверстниками. У подростков формируются межличностные контакты и возрастает желание быть причастным к какой-либо группе, коллективу.

В этот же период ребенок становится более самостоятельным, формируется как личность, по-другому начинает смотреть на внешний мир и окружающих. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте наиболее полно раскрыты в работах Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, и Д.И. Фельдштейна.

Э. Эриксон в своих работах описывал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения и достижения идентичности [4].

Большинство отечественных и зарубежных психологов трактуют весь подростковый период, как кризисный. Это своеобразный период «нормальной патологии», который характеризуется бурным протеканием, сложностью не только для самого подростка, но и для окружающих его взрослых.

К. Левин в своих работах писал о своеобразной маргинальности подростка, которая выражается в его положении между двумя мирами – миром детей и миром взрослых. Подросток не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не готов войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности. И это противоречие вызывает состояние «когнитивного дисбаланса»: своеобразную неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств» [3].

Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривал сам подростковый возраст, как стабильный. Но при этом выделял пред­подростковый кризис, а также кризис перехода к юношескому возрасту.

Л.С. Выготский в качестве переломной точки подросткового кризиса выделял возраст около 13 лет. Однако он отмечал, что возраст 14-15 лет (посткризисный период), родителями и учителями субъективно воспринимается, как наиболее трудный. Ведь именно в этот период складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования подростка. Характер протекания, а также острота кризисных проявлений во многом зависят от чувствительности окружающих взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком. Поэтому, большое значение имеет способность взрослых гибко и оперативно изменять воспитательную тактику, а также перестраивать отношения, с учетом новых потребностей и способностей подростка [2]. Несмотря на глобальные личностные изменения, подросток продолжает оставаться школьником. Учебная деятельность сохраняет свою актуаль­ность, но в психологическом отношении отступает на задний план. В период подросткового возраста изменяется не только ведущая дея­тельность, но и ключевые ценностные ориентации и интересы подростка.

Л.С. Выготский считал именно проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [2].

Возникновение избирательных или, по определению Л.И. Божович, постоянных (стержневых) личностных интересов, характеризующихся «не насыщаемостью», часто подталкивает старших подростков к поста­новке отдаленных целей, делает их организованнее и гармоничнее. Стремление занять более самостоятельную жизненную позицию, (в отличие от потерявшей субъективную ценность позиции школьника), вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные, уникальные качества личности [1].

Главными мотивационными линиями этого возрастного периода являются самовыражение, самопознание и самоутверждение. Все эти новообразования связаны с активным стремлением подростков к личностному самосовершенствованию. По мнению Л.С. Выготского, главной новой чертой, которая появляется в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, является само­сознание более высокого уровня. Которое выступает последней и самой верхней из всех перестроек, которым подвергается психика подростка [2]. Переход к подростковому возрасту можно охарактеризовать глубокими изменениями условий, которые влияют на его личностное развитие. Эти условия касаются уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей, физиологии организма, а также отношений, которые складываются у подростков с взрослыми людьми и сверст­никами. Во всем этом проявляется эмоционально-личностный переход от детства к взрослости. Организм ребенка и его психика начинают стремительно перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка переходит из дома во внешний мир, перемещается в среду ровесников и взрослых. Отношения между сверстниками в группах начинают строиться не только на развлекательных играх, но на более серьезных делах, которые охватывают более широкий диапазон видов деятельности: от личного общения на жизненно важные темы до совместного труда. Вступая во все эти новые виды взаимодействия, подросток должен быть интеллектуально достаточно развит и располагает способностями, позволяющими ему занять определенное место в системе взаимо­отношений с ровесниками.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется:

1) высокой эмоциональной возбудимостью, из-за которой подростки отличаются вспыльчивостью, крайне бурным проявлением своих чувств и эмоций: они с большим азартом берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои интересы и взгляды, способны «взорваться» от малейшей несправедливости, проявленной к себе или своим друзьям;

2) большой устойчивостью эмоциональных переживаний и обид­чивостью по сравнению с детьми младшего школьного возраста; так подростки долго не прощают обиды и могут долго находиться в плохом настроении;

3) повышенной готовностью к ожиданию страха, которая прояв­ляется в тревожности. В.Н. Кисловская в своих исследованиях установила, что наиболее высокие показатели уровня тревожности наблюдаются именно в подростковом возрасте. Высокие показатели уровня тревожности в этом возрасте связаны с появлением интимно-личностных отношений, которые могут вызывать различные эмоции, в том числе глубоко негативные;

4) противоречивостью чувств: зачастую подростки настойчиво защищают своего друга, даже понимая, что тот неправ и достоин осуждения; имея высокоразвитое чувство собственного достоинства, подростки могут заплакать от обиды, понимая при этом, что плакать стыдно;

5) возникновением переживания не только по поводу самооценки, появляющейся у них в результате роста самосознания, но и по поводу оценки подростков другими (чаще всего сверстниками и значимыми взрослыми);

6) высоким развитием чувства принадлежности к группе, из-за которого они болезненнее и острее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослыми, родителями или учителями; у подростков очень часто проявляется страх быть отвергнутым группой сверстников;

7) предъявлением высоких требований к дружбе, в основе которой лежит уже не совместная игра, как в младшем школьном возрасте, а общность интересов и нравственных чувств; дружба для подростка более избирательна и интимна, а также более продолжительна;

8) проявлением яркого гражданского чувства патриотизма или, наоборот, противостояния политическому строю государства.

Именно в этот период происходит формирование системы лич­ностных ценностей, определяющих содержание деятельности подростка, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку, которые характеризует всю сферу его общения.

Личностные особенности могут помочь подростку пережить этот возраст или же наоборот усложнить. Так как основное время подросток проводит в школе, именно учителя и воспитатели должны обеспечить его психологическую безопасность, эмоциональный, психологический комфорт и подготовить к взрослой жизни, вступлению во взрослую жизнь.

Именно в подростковом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии личности, повышается рост самоуважения и повышение оценки себя как личности. И именно в этом возрасте учащиеся наиболее глубоко переживают за свое место в картине мира, задумываются о смысле жизни и своей роли в ней.

Таким образом, подростковый возраст является наиболее благопри­ятным периодом для создания «правильных» идеалов и, как следствие, для экологического воспитания и образования учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в Детском возрасте. М: Просвещение, 2004, 124 с.
2. Выготский Л.С. Психология и учитель. Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Межд. пед. ак., 1999 с 253-258, 325.
3. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1993, 256 с.
4. Хрестоматия по психологии под редакцией A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1999, 447 с.