Статья:

Авторское “я” и позиция автора – как фактор организации современной медиа среды

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Журналистика

Выходные данные
Кумушбиби Р.Э. Авторское “я” и позиция автора – как фактор организации современной медиа среды // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 57-62.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Авторское “я” и позиция автора – как фактор организации современной медиа среды

Кумушбиби Расуловна Эрмаматова
независимый исследователь Узбекского государственного университета мировых языков по направлению журналистики, Узбекистан, г. Ташкент

 

THE AUTHOR’S SELF EXPRESSION AND THE POSITION OF THE AUTHOR AS A FACTOR OF THE MODERN MEDIA

 

Kumushbibi Ermamatova

Independent researcher of Uzbekistan state university of world languages, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. Каждый творческий человек в процессе создания произведения старается вложить в него свою точку зрения, свое мировоззрение. Именно поэтому ни одно произведение не похоже на другое. То есть авторское “я” и позиция автора являются одним из первичных признаков любого произведения.

Если считать, что в современном мире медиа индустрии творческий человек – это журналист, то его позиция становится неделимой особенностью предлагаемой аудитории медиа продукции. Присущие авторам авторское “я” и авторская позиция также имеют важное значение в плюрализме, свободе слова, выражения мысли, развитии гражданского общества и демократии. Каким образом авторы должны выражать свою позицию в журналистике? Каковы особенности, на которые нужно обращать внимание при этом? В данной статье идет речь о подобных вопросах.

Abstract. Each creative person in the process of creating a work tries to put his point of view, his worldview into it. That is why no work is like another. That is, the author’s self expression and the position of the author are one of the primary features of any work.

If we consider that in the modern media world a creative person is a journalist, then his position becomes an indivisible feature of the proposed audience of media products. The author’s self expression and the author’s position are also important in pluralism, freedom of speech, expression of thought, development of civil society and democracy. How should authors express their position in journalism? What are the features those they need to pay attention to while doing this? This article is about such issues.

 

Ключевые слова: авторское “я”; авторская позиция; медиа; плюрализм; обязательство.

Keywords: author’s self expression; position of the author; media; pluralism;obligation.

        

Для видов творческой деятельности понятие “автор” – ключевое понятие. Оно происходит от латинского слова “auctor” и в универсальном смысле означает субъект, создающий то или иное произведение: роман, симфонию, художественный портрет, пьесу и т.д. У каждого продукта человеческой культуры есть свой автор – один или несколько, известный или неизвестный [1].

Применение понятия “автор” в теории и практике журналистики означает его всеобъемлемость.

Это понятие означает  конкретного создателя продукции, предназначенной для СМИ. В частности, газетную статью, комментарии на сайтах или блогах в интернете, радиокомпозиции, телевизионные репортажи или очерки.

Когда в журналистике применяется понятие “автор”, он выступает также в качестве правового субъекта. В процессе профессиональной деятельности журналист несет ответственность за продукцию, опубликованную в каком-либо СМИ, не только перед аудиторией и редакцией, но и перед законом.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан  “Об авторском праве и смежных правах”, автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение [6].

Каждый автор преследует определенную цель при создании какого-либо произведения. Свои действия, исследования он направляет на осуществление этой цели, вкладывает определенное содержание в произведение. Эта особенность выражается даже в том, в какой форме и каким способом он доводит свою мысль до аудитории. Авторы отличаются друг от друга различными способами мышления, мировоззрением и опытом. Это понимается путем просмотра или прочтения созданного произведения.

Прежде всего, что означает авторское “я”? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.  По мнению английского психолога Р. Бернса, общее настроение личности определяется посредством концепции “Я-концепция”. “Я-концепция” есть динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Исследователь в качестве синонима этого понятия применяет понятие “самовосприятие”3. Русский филолог В. Виноградов вместо понятия “авторское я” использует понятие “авторский образ”. “Авторский образ есть собирательное выражение сущности произведения”4, пишет ученый. Здесь образ выражается посредством языковых средств. В других видах журналистики, например, на телевидении и в интернете другие факторы также формируют авторский образ.

Главная особенность, отделяющая авторов друг от друга – это авторское “я”. На сегодняшний день в журналистике мнение  и позиция автора и индивидуальные качества журналиста являются важными. Насколько ярко журналист может выразить в своем авторском произведении свое “я” и позицию, настолько легко и быстро он завоюет внимание аудитории. Кроме того, ускоряется решение поднимаемого вопроса, и “слово находит своего хозяина”.

Каждый журналист по-своему освещает произошедшее какое-либо событие. Исходя из своей позиции, делает больший акцент на тот или иной аспект события, обращает  на него внимание. Выражение в нем своей мысли, его форма, метод и содержание все вместе составляют авторское “я”.

Что понимается под авторской позицией? Когда мы говорим об авторской позиции, обычно подразумеваем общие выводы, сделанные автором по поводу конкретной проблемы или вопроса. Она также возлагает на автора определенные обязательства и ответственность. В свое время, автор должен взять на себя ответственность за подготовленный материал. То есть он должен уметь защитить свое мнение, факты и отношения, заключения, сделанные в материале. А это означает, что быть автором какого-либо произведения означает чувствовать, что ответственность за его влияние на аудиторию, принимающих лиц, а также за противоположные мнения, которые могут возникнуть в отношении произведения, лежит на самом авторе.

В журналистике можно отметить два аспекта информации:  

  • объективное предоставление фактов;
  • субъективное выражение взглядов автора5.

По нашему мнению, именно тонкая грань между объективностью и субъективностью  выражает авторское “я” и его позицию. Журналист может излагать информацию о событии, не высказывая своего мнения. Однако сила воздействия такой информации слишком мала. Кроме того, отдельные аспекты события могут остаться неясными. Журналист не только передает информацию массам, но также может сформировать у них мнение по отношению к данной информации. В действительности это есть один из лучших и ярких аспектов журналистики. Читая в газете или смотря по телевизору информацию, состоящую только из фактов, мы сами можем делать выводы об их последствиях и целях. Но, если журналист только собрав факты, не передает их в таком виде, а обобщив, проанализирует их, всесторонне раскроет событие, то у общественности начнет зарождаться отношение к этому событию. Именно с этой позиции авторское “я” и его позиция являются очень важными. Однако это не должно нарушать принцип объективности. По этой причине автору целесообразно выражать свое мнение обоснованно. При этом бросается в глаза соответствие факта и мнения. Однако иногда бывают такие ситуации, когда для мнения не остается необходимости. Это чаще всего бросается в глаза в журналистике новостей. Некоторые материалы имеют полностью новостной характер. Здесь цель состоит в том, чтобы одним из первых дать оперативную информацию о случившемся событии. Анализ события, выражение мнения о нем требует некоторого времени. Для этого журналист глубже изучает происшествие. Собирает факты, делает свои выводы, дает оценку ситуации. При этом, конечно же, он должен придерживаться принципа объективности.

Способность выражать авторскую позицию скрытыми способами говорит о высокой степени мастерства журналиста6. Журналист, открыто и эмоционально выражающий свои мысли, как бы оказывает давление на зрителя или слушателя, читателя. В этой связи способность и мера имеют первостепенное значение.

Даже по тому, какие факты собраны касательно события, можно определить позицию журналиста.

То есть, если о событии преподносится только положительная информация, это означает, что журналист хочет пробудить в массах положительное отношение к этому событию.

В противном случае, цель от передачи данного события сосотит в том, чтобы показать его в отрицальном свете.

Эти особенности, конечно же, неуловимы для простого зрителя, слушателя или читателя. Но опытные журналисты и исследователи именно по этой причине стараются сначала собрать различную информацию о каком-либо событии и лишь потом делать выводы.

Перед тем, как стать распространителем информации, журналист не должен забывать, что он сам также является получателем информации. Принимая от аудитории информацию, журналист, прежде всего, сам “переваривает” ее, размышляет о ней, делает соответствующие выводы. После чего он готовит и распространяет всю полученную информацию в том виде, который считает необходимым.

Здесь важный аспект – насколько глубоко журналист изучил событие. В зависимости от этого подготовленный им материал будет иметь ту или иную позицию.

Необходимо также отметить, что позиция журналиста, его точка зрения может вызвать споры, дискуссии в аудитории. Сегодня такая ситуация особенно часто проявляется в социальных сетях. Блогеры, журналисты ведут свои страницы, размещают на них свое мнение о конкретных событиях, и читатели стараются оспорить эти заключения или подтвердить их. В результате эта проблема или вопрос могут остаться нерешенными. Но у людей сформируется какое-либо мнение, положительное или отрицательное. Появится решительность высказывать свою точку зрения и вера в себя. В результате в обществе сложится разнообразие мнений, или плюрализм.

Обобщив вышеизложенное, можно сказать, что авторское “я” и позиция автора в журналистском материале служит следующим задачам:

  1. формирет у аудитории мнение о поднятом вопросе или проблеме, а также событии. Для пробуждения мысли автор, исходя из собственной позиции и вместе с тем на основании изученных фактов выражает свои соображения, распространяет их среди аудитории и ждет от нее ответа. Далее он сам непосредственно участвует в столкновении этих мнений;
  2. создает разнообразие мнений среди людей, становится причиной для дискуссии, споров. А это свидетельствует о появлении интереса  общественности к поднятому вопросу и обеспечивает участие людей, имеющих свое мнение в решении данного вопроса. То есть, это служит развитию гражданского общества и демократии;
  3. информация о событии состоит не только из сухих фактов, но и является богатой по содержанию. А это повышает ее привлекательность и популярность. Если подавамая информация неинтересна, сила ее воздействия также будет низкой. Мнения, основанные на различных доказательствах и фактах, служат повышению силы воздействия информации;
  4. посредством выражения журналистами различных мнений по поводу одного события среди СМИ возникает определенная конкурентная среда. То есть, они не только участвуют в гонке кто первым даст информацию, но также конкурируют друг с другом по вопросу, в каком направлении и каким способом предоставить информацию. А это обеспечивает возникновение в журналистике новых тенденций, методов. Все это вносит вклад в развитие отрасли.

Говоря одним словом, авторское “я” и позиция автора в современной журналистике занимают свое место. В том, что их роль все более возрастает, можно убедиться, наблюдая и анализируя узбекские СМИ. Являясь посредниками между происходящими событиями, информацией и аудиторией, они в этом процессе призывают аудиторию выступать на арене мнений.

В настоящее время понятие пассивной аудитории  не подходит современной журналистской среде. В этой связи, журналистские материалы также, по возможности, становятся содержательными, чтобы обеспечить участие читателя, слушателя, зрителя.

Особенно, на телевидении это выражается через авторские передачи. Это, конечно же, приобретает важное значение в развитии не только сферы, но и общества.

 

Список литературы:
1. Аверинцев С. С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.
2. Виноградов В. В. О теории художественной речи: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1971.
3. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект-Пресс, 2000.
4. Туркова Т. А. Способы выражения авторской позиции журналиста в контексте объективности. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2010.
5. Сосновская А. М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). – СПб.: Роза мира, 2005.
6. Ўзбекистон Республикасининг “Муаллифлик ҳуқуқи ва турдош ҳуқуқлар тўғрисида”ги Қонуни. 2006 йил 20 июль // https://www.lex.uz/acts/1022944