Становление образа робота в произведениях А. Азимова
Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Становление образа робота в произведениях А. Азимова
THE DEVELOPMENT OF THE IMAGE OF THE ROBOT IN THE WORKS OF ISAAС ASIMOV
Valeria Okunova
student, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Natalia Sklyarova
doctor of Philology, associate Professor, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Цель статьи, посвященной 100-летию со дня рождения Айзека Азимова, – проследить формирование трех законов робототехники в раннем творчестве американского писателя-фантаста и популяризатора науки. Результате исследования, выполненного с помощью методов наблюдения, анализа, индукции и аналогии, свидетельствуют о том, что первый закон робототехники был выведен в рассказе «Робби» (1940); второй закон впервые упоминается в рассказе «Логика» (1941); полностью три закона сформулированы в рассказе «Хоровод» (1942). Созданные писателем законы в корне изменили концепцию робота в литературе ХХ века.
Abstract: The purpose of the article devoted to the 100th anniversary of the birth of Isaac Asimov is to trace the development of the Three Laws of Robotics in the early works of the American science fiction writer and science popularizer. The results of the research achieved with the help of the methods of observation, analysis, induction, analogy show that the first law of robotics was stated in the story “Robbie” (1940); the second law is first mentioned in the story “Logic” (1941); the three laws are completely formulated in the story “Runaround” (1942). The laws created by the writer radically changed the concept of the robot in the literature of the XX century.
Ключевые слова: Азимов; научная фантастика; образ робота.
Keywords: Azimov; science fiction; the image of the robot.
2 января исполнилось 100 лет со дня рождения фантаста Айзека Азимова – американского писателя и профессора биохимии в Бостонском университете. Он был известен своими научно-фантастическими и научно-популярными произведениями. Азимов был плодовитым писателем, который написал или отредактировал более 500 книг и около 90 000 писем. Один из самых знаменитых его трудов – цикл фантастических романов «Основание» (в других переводах «Фонд», «Академия»), описывающий «галактическую историю». В англоязычном литературном мире вместе с Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком Азимов при жизни считался представителем "Большой тройки" писателей-фантастов. Писатель является шестикратным обладателем премии Хьюго.
Впервые образа робота появился в литературе в научно-фантастической пьесе чешского писателя Карела Чапека «Р.У.Р.» (Россумские универсальные роботы) в 1920 году. По сюжету, превратившиеся из покорных рабов людей, роботы восстали против человечества и истребили его. Именно после успеха данного произведения появился образ робота как злобной машины для убийств.
Айзек Азимов полностью изменил представление читателей ХХ века о роботах и искусственном интеллекте. Образ робота, как безопасного и верного слуги, возникающий в сознании человека ХХI века, - заслуга Азимова.
Робототехника («robotics») была выдуманной писателем наукой, которая заключалась в проектировании, создании, корректировке и совершенствовании механических человекоподобных существ - роботов. Эта тема активно развивалась на протяжении всего его творчества. В настоящее время робототехника уже не вымысел фантаста, а реальность.
Влияние темы роботов и робототехники на литературу и культуру исследовали многие ученые. Например, множество работ, посвященных этому вопросу, принадлежат Вадиму Марковичу Розину, книга «Робототехника берет старт» В. А. Маслова и Ш.С. Муладжанова и т.д.
В данном исследовании мы проследим историю возникновения и развития термина «robotics» и трех законов робототехники на основе опубликованного сборника рассказов Айзека Азимова «Я, Робот».
Сборник рассказов «Я, Робот» (I, Robot) был опубликован в 1950 году, в него входили следующие произведения, которые перечислены в хронологическом порядке: «Робби» (Robbie, 1940); «Логика» (Reason, 1941); «Лжец!» (Liar!, 1941); «Хоровод» (Runaround, 1942); «Как поймать кролика» (Catch that Rabbit, 1944); «Выход из положения» (Escape!, 1945); «Улики» (Evidence, 1946); «Как потерялся робот» (Little lost robot, 1947); «Разрешимое противоречие» (The Evitable conflict, 1950).
Впервые упоминание рассматриваемого термина мы можем встретить в первом рассказе сборника «Робби» (Robbie, 1940). Действие рассказа происходит в 1998 году. Читатель знакомится с семьей Вестон. Робби — немой металлический робот-нянька, который заботится о маленькой дочери Вестонов, Глории. Под давлением общественного движения против роботов миссис Вестон уговаривает мужа отказаться от робота потому, что он может быть опасен для их ребенка. Впервые термин “robotics” употребляется в речи мистера Вестона: “We had a long discussion at the time we bought Robbie about the First Law of Robotics. You know that it is impossible for a robot to harm a human being; that long before enough can go wrong to alter that First Law, a robot would be completely inoperable” [2, с. 37]. Так, в этом рассказе, написанном в 1940 году, писатель впервые в истории литературы поднимает этическую проблему использования людьми роботов и формулирует Первый Закон робототехники, состоящий в том, что «робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». В глазах читателей ХХ века роботы - враги человечества. Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. В начале ХХ века человеческий труд начал заменятся машинным и данный факт нашел своё отражение в литературе. Именно Айзек Азимов впервые предпринял попытку поменять мнение людей и попытался представить роботов в роли верных помощников людей.
В следующем рассказе «Логика» (Reason, 1941) писатель продолжает развивать свою идею Первого Закона робототехники. По сюжету рассказа один из роботов на космической станции наотрез отказывается считать, что создан людьми и считает, что его сотворил Господин. Под этим Господином робот понимал сложный механизм преобразователя энергии станции. На станцию надвигается электронная буря, вызванная повышенной солнечной активностью, которая может повлиять на луч, передающий энергию со станции на Землю, а при малейшем его отклонении на Земле произойдёт катастрофа. Тем не менее, передача проходит блестяще, и героев рассказа озаряет идея, что таким образом робот всего лишь выполнил Первый Закон робототехники, поскольку совершил все операции лучше и безопаснее, чем люди. В этом рассказе мы можем наблюдать зарождение Второго Закона робототехники, который в последствие будет сформулирован следующим образом: «робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда они противоречат Первому Закону». Именно на данном этапе своего творчества Азимов понимает важность того, что робот должен подчиняться только распоряжениям человека.
Год спустя Айзек Азимов пишет следующий рассказ «Лжец» (Liar, 1942). Из-за ошибки, допущенной во время конструирования робота, модель РБ-34 обретает телепатические способности. Во время исследований робот говорит каждому из людей, что думают другие, но при этом лжёт, сообщая каждому то, что тот хотел бы услышать. Робопсихолог Сьюзен Келвин предполагает, что робот ведёт себя так, выполняя непреложный для него Первый Закон роботехники, поскольку самостоятельно пришел к выводу, что любое огорчение или неприятная новость тоже наносит человеку вред. Чтобы доказать свою догадку, Сьюзен ставит роботу неразрешимую задачу: он должен ответить на вопрос, но любой его ответ будет неприятен кому-то из присутствующих людей. РБ-34 выходит из строя. В «Лжеце» Азимов продолжает нивелировать свой Первый Закон. Он даёт понять, что Первый Закон касается не только физического благосостояния человека. Закон становится глубже и сложнее с философской и этической точек зрения: “Surely you know the fundamental First Law of Robotics <…> a robot may not injure a human being or, through inaction, allow him to come to harm. But what kind of harm? But what about hurt feelings? What about deflation of one’s ego? What about the blasting of one’s hopes? Is that injury?” [2, с. 99].
Следующий рассказ сборника «Хоровод» (Runaround, 1942) стоит отметить именно потому, что в нем Азимов впервые полностью сформулировал свои три Закона робототехники: “Now, look, let’s start with the three fundamental Rules of Robotics — the three rules that are built most deeply into a robot’s positronic brain. <…> We have: One, a robot may not injure a human being, or, through inaction, allow a human being to come to harm.<…> Two, a robot must obey the orders given it by human beings except where such orders would conflict with the First Law.<…>And three, a robot must protect its own existence as long as such protection does not conflict with the First or Second Laws” [2, с. 112].
В последующих рассказах Азимов продолжает развивать эти три Закона, иногда внося в них различные модификации и опровергая их, как бы проверяя Законы «на прочность» в разных обстоятельствах.
В произведении «Выход из положения» (Escape!, 1945) поднимается тема возможности корректировки Законов в позитронном мозге робота самими людьми. В рассказе «Улики» (Evidence, 1946) Азимов детально изложил моральные обоснования трёх Законов. Героиня рассказа, доктор Сьюзен Келвин, приводит ряд доводов. Во-первых, человек обычно воздерживается от причинения вреда другому человеку, за исключением случаев острого необходимости (например, на войне) или для спасения большего количества людей, что эквивалентно Первому Закону. Во-вторых, чувствуя ответственность перед обществом, человек следует указаниям авторитетных людей: врачей, учителей, начальников и т.д., что соответствует Второму Закону. Наконец, каждый из нас заботится о своей безопасности, а это и есть Третий Закон.
В рассказе «Как потерялся робот» (Little lost robot, 1947) снова поднимается тема возможности корректировки Законов создателями. Компания U. S. Robotics, выполняя секретное задание правительства, создала экспериментальную модель робота, в которой Первый Закон был задан не в полном объеме – в позитронный мозг робота заложена только первая часть суждения («робот не может причинить вреда человеку»), а вторая часть («или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред») отсутствует. В рассказе приведен пример, иллюстрирующий ситуацию, в которой такой робот может совершить убийство: если сбросить на человека груз, зная, что силы и реакции робота будет достаточно, чтобы его перехватить, обычный робот будет обязан его перехватить, а модель с неполным Первым Законом — нет, он вполне может позволить грузу упасть и своим бездействием убить человека. Таким образом, Азимов иллюстрирует положение, что Законы не могут быть изменены, иначе они будут действовать против человека.
Рассказ «Разрешимое противоречие» (The Evitable conflict, 1950) примечателен тем, что в нем впервые упоминается, так называемый, Нулевой Закон, который будет развиваться в позднем творчестве писателя. По сюжету экономикой Земли управляют четыре машины, каждая из которых отвечает за конкретный регион. Машины, соблюдая Первый Закон робототехники, своими действиями или бездействием не могут причинить человеку вред, однако из-за сбоев в производстве вытекает вероятность изменений в их программе. По ходу повествования главные герои приходят к выводу, что Машина трактует Первый Закон робототехники как «Ни одна машина не может своими действиями или бездействием повредить человечеству».
Однако Нулевой Закон в какой-то степени противоречит трем основным. Ведь, когда речь идёт о благе всего человечества, позитронный мозг робота не может рассматривать каждого человека отдельно, а это значит, что чьи-то права и свободы будут в любом случае ущемлены и ограничены. Так, во время войн, а также и в мирной жизни, люди вредят себе, окружающим, своей культуре. Поэтому, исходя из Нулевого Закона, совершенно логично держать людей под неустанным контролем и не подчиняться приказам столь неразумных существ.
На протяжении всего творчества Азимова взгляды писателя на Законы менялись. В самом начале его творчества Законы — это просто удачно спроектированные ограничения, нечто вроде мер безопасности, которые можно корректировать или вовсе не вносить их в схему позитронного мозга робота. В последующих рассказах Законы являются неотъемлемой частью математической основы позитронного мозга. Без этой теоретической основы — так называемой «Фундаментальной теории стандартных схем» — учёные из произведений Азимова не смогли бы создавать ни одного работоспособного образца.
Персонажи произведений Азимова часто указывают на то, что Законы — это не вербально записанные предложения в памяти робота, а очень сложные математические формулы, на которых основано всё сознание робота. Нарушение роботом хоть одного закона неизменно и безвозвратно ведет к сбою всей системы.
Исходя из всего сказанного выше, мы можем сделать следующие выводы: первый закон робототехники Азимов вывел в первом рассказе «Робби» (1940); второй закон впервые упоминается в рассказе «Логика» (1941); полностью три закона сформулированы в рассказе «Хоровод» (1942). В последующих рассказах сборника фантаст дополняет и усложняет эти законы.
Впервые появившись в фантастике примерно в 1920-х годах, роботы не были друзьями и помощниками людей, они сразу вышли из-под контроля, начали бунтовать и в итоге истреблять человечество. Но строгая логика и технократический подход Азимова, напротив, сделали робота продуктом конвейерной технологии, предсказуемым, управляемым и верным помощником человека. В Законах робототехники были слабые места, что заставило впоследствии Азимова их доработать и пересмотреть. Однако законченная концепция поведения робота и понятие робопсихологии существенно повлияли на авторов, которые писали в жанре научной фантастики, а также на современное развитие уже не фантастической, а вполне реальной науки – робототехники.