Статья:

Проблемы становления сценического танца коренных малочисленных народов Севера

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Рябичева В.В. Проблемы становления сценического танца коренных малочисленных народов Севера // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(33). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 52-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы становления сценического танца коренных малочисленных народов Севера

Рябичева Виктория Викторовна
магистрант, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

PROBLEMS OF FORMATION OF STAGE DANCE OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

 

Victoria Ryabicheva

Master's degree, Saint Petersburg Humanitarian University of trade unions, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В данной статье коротко рассматривается история развития художественной самодеятельности коренных малочисленных народов Севера. Главное внимание обращается на проблемы становления сценического хореографического искусства.

Abstract. This article briefly discusses the history of the development of Amateur art of indigenous peoples of the North. The main attention is drawn to the problems of the formation of stage choreographic art.

 

Ключевые слова: самобытное танцевальное искусство; национальные сценические танцы; художественная самодеятельность; народы Севера.

Keyword: original dance art; national stage dances; Amateur performances; peoples of the North.

 

Если окунуться в историю современного развития хореографической культуры малочисленных народов Севера можно увидеть, что условия для развития культуры народов Севера создавались уже с первых лет становления Советской власти.

М. Жорницкая в своих трудах указывает, что именно с этого времени стала развиваться хозяйственная и культурная жизнь населения Севера. В области хореографии это выражалось организованной художественной самодеятельностью. Только в 1936г., во время Всесоюзного фестиваля народного танца впервые было привлечено внимание общественности к танцевальному творчеству народов крайнего Севера, где среди участников были коряки, чье самобытное танцевальное искусство произвело огромное впечатление на зрителя [2, с. 134-135].

Как отмечал известный советский этнограф Д. К. Зеленин в своей статье, которая посвящена характеристике коренных изменений в жизни народов Крайнего Севера: «Самое замечательное искусство Севера – это их национальные пляски и физкультурные игры» [1, с. 21].

Одной из главных задач культурно-просветительской работы стало содействие развитию художественной самодеятельности, а именно пропагандировалась организация вокально-танцевальных ансамблей при домах культуры, сельских и районных клубах. Стали появляться ансамбли, но большинство распадались из-за отсутствия материальной базы и квалифицированных руководителей. В это время был организован первый самодеятельный чукотско-эскимосский ансамбль, под руководством местного жителя В. Португалова. Участники ансамбля многому учились у сельских пожилых танцоров и в репертуаре коллектива присутствовали такие народные танцы как «Ворон» и «Морской топорок», которые исполнялись на сцене так же, как и в быту, что способствовало возникновению проблемы становления национальных сценических танцев. Ведь, национальные танцы, в своей традиционной бытовой форме, перенесенные на сцену сельских клубов, оказались не приспособлены к сценическим законам и потому не закрепились на ней, т. к. сценическое исполнение танцев требует соответствующей обработки. Постановщику необходимо продумывать композицию танца, костюмы исполнителей, освещение, музыкальное сопровождение, при этом обязательно сохраняя фольклорную основу танца, пластику. Если говорить о композиции танца как о предмете, стоит не забывать, что он занимает особое место в подготовке специалистов народного художественного творчества в области хореографии, в основе которого лежит обучение сложному языку танца, как раз то, что не хватало традиционному хореографическому искусству. Требовались новые выразительные средства для освоения новых тем и создания новых образов.

И все же потребность в создании национальных сценических танцев была велика. В репертуаре художественной самодеятельности Чукотки и Камчатки стали появляться первые сценические народные танцы, в которых проявлялась четкая фиксация пластики движений, регламентированная по времени импровизация, что оказалось проблематично и не свойственно исполнителям традиционных танцев. Вышел первый сборник Л. Тимашевой с записями национальных сценических танцев в помощь ансамблям художественной самодеятельности.

Самобытная традиционная хореографическая культура видоизменялась, стала носить идеологическую направленность, пропагандируя успехи Советской власти, где четко проявлялась тема труда и связанная с ним радость, а так же героическая тематика. Так появились эскимосские и чукотские народные танцы с характерными названиями − «Лампочка Ильича», «Генгруз приехал», «Мы едем в школу», «Навстречу фестивалю», «Телеграфист», «Борьба с фашистами», «Дружба», «Радость», и т. п. [3, с. 45-61]. Стали появляться сложные танцевальные пантомимы-инсценировки традиционных праздников. Как и прежде постановщики переносили на сцену традиционный этнографический материал в чистом виде, без обработки, что входило в противоречие со сценой, ведь механический перенос даже самого своеобразного танцевального фольклора не допускал современный уровень хореографического искусства. На развитие самодеятельного хореографического искусства большое влияние оказывают профессиональные ансамбли.

Огромный вклад на развитие современного чукотско-эскимосского хореографического искусства внесли солисты Государственного чукотско-эскимосского ансамбля песни и танца, постоянно совершенствуя свое мастерство.

Проблемы в развитии народного хореографического искусства коряков и ительменов были те же. Также наблюдалось слияние танцевальных традиций, которые вырабатывались отдельными группами коряков, проживавших в крупных поселках, что все же способствовало развитию лексики. Как утверждает М. Жорницкая: «Пластика движений в корякских сценических танцах более разнообразна, чем в эскимосских и чукотских (коряки в своих танцах очень подвижны). Поэтому оказалось возможным создать корякские сценические танцы сложной композиции» [1, с. 143]. Корякские танцы оказались на сцене не долговечны по знакомым причинам: отсутствие регламентации времени исполнения, обязательной для сценического танца, т.к. сцена требует лаконичности.

Усилиями ученых – археологов, этнографов, языковедов, антропологов  удалось исследовать историю северных народов, которые не потеряли своей самобытности и индивидуальности, традиции, обычаи, образ жизни и язык, что составляет душу народа, его культуру. Формирование и развитие сценического танца народов Севера проходит неодинаково, это зависит от того, как сохранился танец в быту народа.

В сценическом хореографическом искусстве традиционные виды народного танцевального творчества живут как в подлинном, так и в модифицированном виде. На аутентичной народной основе, обогащая танцевальный язык и умножая богатства выразительных средств, развивая движенческие и другие формы, рождаются инновационные произведения. В классификации сценической национальной хореографии помимо традиционной мимики, жестов, главными критериями могут выступать исполнительские параметры: технические движения ног, выразительная пластика рук, поклоны головы, наклоны корпуса.

Трансформация танцевально-пластического фольклора в профессиональный вид искусства происходит в результате воздействия и многих иных факторов − воздействия других видов народного творчества, профессионального искусства...

Здесь можно привести в качестве примера историю взаимодействия народного танца с музыкой. Появление и развитие инструментального сопровождения разорвало некогда тесную связь танца с песней, освободило танцоров от необходимости одновременно петь и двигаться, а значит, открыло новые возможности для ускорения темпа, совершенствования техники, вообще явилось одним из стимулов для рождения танцевального жанра [5, с. 118].

Работая над созданием сценического танца, необходимо знание технических национальных приемов, традиционных корней, что может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Говоря о необходимости профессионального руководства развитием самодеятельности народов Севера, исследователь утверждает: «По отношению к фольклору профессиональное искусство представляет собой новую, более высокую ступень развития театрального творчества. Традиционный танец станет произведением искусства лишь тогда, когда в нём будут сочетаться ясность стиля, высокоразвитая техника и художественный образ, созданный на основе использования фольклора» [4, с. 160].

Таким образом, можем сделать вывод о том, что для создания сценического хореографического танца народов Севера на основе фольклора также необходимо наличие элементов профессионального танца.

 

Список литературы: 
1. Жорницкая М. Я. Северные танцы / М. Я. Жорницкая. – М.: Советский композитор, 1970. – 90 с.
2. Зеленин Д. К. Народы Крайнего Севера после Великой Октябрьской социалистической революции // Советская этнография: сборник статей. − М.−Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1938. − С. 15-50.
3. Лыткин В. А. Новая жизнь − новые песни. Современная национальная музыка Чукотки и пути её развития. − Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1970.
4. Петрова-Бытова Т. Ф. Секрет движения: зрелищно-театральное искусство народов Севера // Радуга на снегу. Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера. − М., 1972. − С. 183-221. 
5. Чурко Ю. Из вчера в завтра (Традиции и новаторство в хореографическом фольклоре) // Народный танец. Проблемы изучения. / Сб. науч. тр. − Серия «Фольклор и фольклорситика». − СПб., 1991.