Владимир Рунчак. Баянное творчество
Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музыкальное искусство
X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Владимир Рунчак. Баянное творчество
VLADIMIR RUNCHAK. ACCORDION WORK
Dmitriy Skudnev
senior teacher, Krasnodar State Institute of Culture, Russia, Krasnodar
Аннотация. Статья посвящена творчеству одного из ведущих композиторов, сочиняющих для баяна, Владимиру Рунчаку. Недостаточность сведений о композиторе и отсутствие нотного материала подтолкнули автора статьи к выбору данной темы. В статье представлены биографические сведения о композиторе и краткая характеристика баянных сочинений.
Abstract. The article is devoted to the works of one of the leading composers, composing for the accordion, Vladimir Runchak. The lack of information about the composer and the lack of music material prompted the author to choice this topic. The article presents biographical information about the composer and brief characteristics of accordion music.
Ключевые слова: баян; современная музыка; творческая личность; композиторское творчество.
Keywords: accordion; modern music; creative personality; the composing work.
Если бы на свете существовала классификация людей по их профессиональным и личным признакам, Владимиру Рунчаку, наверное, досталось бы почетное звание «человека-оркестра». Вот некоторые из ипостасей этой личности: композитор-мыслитель и экспериментатор; яркий исполнитель-баянист и дирижер; энергичный организатор-менеджер и пропагандист нового искусства в Украине.
До того как стать «звездой украинского авангарда», «музыкальным просветителем» и «провокатором, способным довести слушателя до белого каления», он был «простым» баянистом и собственную музыку начал писать именно для этого инструмента, будучи еще студентом Луцкого музыкального училища, а затем Киевской консерватории (кстати, тут его сочинения звучат почти круглосуточно).
Роль сочинений В. Рунчака в репертуаре баянистов очень велика. Написанные оригинальным, ярким, образным и достаточно сложным современным языком, эти произведения являются не только прекрасным учебным материалом, но и полноценными концертными «единицами», занимающими достойное место на современной академической сцене.
Биографические сведения
Владимир Рунчак родился 12 июня 1960 года в Луцке. Его отец Петр Николаевич, видя неплохие музыкальные данные, начинает заниматься с сыном, которому тогда было всего пять лет, баяном. Отца Владимир Петрович считает своим первым учителем. В 1968 году Рунчак поднялся на первую ступеньку своего профессионального музыкального образования, поступив в музыкальную школу в класс баяна Щегельского Феофана Григорьевича.
После окончания музыкальной школы В. Рунчак поступил в Луцкое музыкальное училище в класс Владимира Антоновича Короля. Во время обучения в училище Владимиру приходилось консультироваться у выпускника Киевской консерватории Филиппа Павловича Мотуляка. На четвертом курсе занятия по композиции обрели системный и регулярный характер. Вскоре состоялся первый авторский концерт в зале училища с очень разнообразной программой. В нее вошли и первые сочинения для баяна: «Бахиана» (медитации на тему BACH) и «Прелюд, адажио и фуга» для баяна.
В 1979 году поступил в Киевскую консерваторию в класс баяна Н.И. Ризоля. В 1984 году был удостоен первой премии на Всеукраинском конкурсе в Ивано-Франковске.
«На композиторский факультет Рунчак переводился дважды. Первый раз – после окончания второго курса оркестрового факультета. Второй раз (через год) он показал «Украинскую сюиту» (более позднее название «Три фольклорных пьесы») для баяна, которая, опять же через 20 лет после написания, на Международном композиторском конкурсе в г. Санок (Польша) в 2003 году получила Гран-при» [2, с. 18].
Далее В. Рунчак факультативно продолжил свое обучение на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Его учителем был Степан Васильевич Турчак. Нужно отметить, что Рунчак получил хорошую дирижерскую школу на оркестровом факультете на кафедре народных инструментов, занимаясь у Николая Ивановича Гозулова (в свое время дирижера Ростовской филармонии, дирижера консерваторского оркестра народных инструментов).
С 1988 года – референт, а чуть позже ответственный секретарь Киевской организации Союза композиторов Украины. В сезоне 1988‑1989 г. В. Рунчак создал камерный оркестр при этой же организации. Позднее этот оркестр стал называться Камерный ансамбль «Новая музыка в Украине». С 2000 года Рунчак работает в Национальном Всеукраинском музыкальном союзе, а с 2001 г. совмещает работу в Национальной музыкальной академии Украины (Киев). С 2007 г. и по сей день Рунчак ведет на Третьем канале украинского радио передачу «Новая музыка в Украине».
Сочинения для баяна В. Рунчака
Во время обучения в Луцком музыкальном училище из-под пера В. Рунчака начинают появляться первые сочинения для баяна. Одно из них – «Прелюд, адажио и фуга». Это произведение впервые было исполнено автором на Республиканском конкурсе баянистов в г. Одессе. Позднее произведение исполнил воронежский баянист В. Корнев на Международном конкурсе баянистов в г. Клингентале (Германия). Первой же серьезной работой начинающего композитора стала «Бахиана» (медитации на тему ВАСН), которая была написана в 1979 г. и позднее вошла в сюиту № 1 «Портреты композиторов».
Сюита № 1 «Портреты композиторов» состоит из четырех частей, которые писались как отдельные произведения на протяжении 1979-1988 годов: это «Бахиана» (медитации на тему ВАСН), «В подражание Шостаковичу», «У портрета Н. Паганини», «Посвящение И. Стравинскому». «Портреты композиторов» – одно из самых репертуарных баянных произведений В. Рунчака, которое постоянно исполняется как ведущими мастерами, так и молодыми баянистами. Это произведение является образцом музыкальной стилизации определенных авторских техник разных эпох и их переосмысления с точки зрения композитора XX столетия. Выбраны четыре композитора – И.С. Бах, Д. Шостакович, Н. Паганини, И. Стравинский. «В. Рунчак пытается выстроить хронологию развития музыкальной истории, потому что каждый из выбранных композиторов является, с одной стороны, хрестоматийным примером реализации индивидуального в музыке, а с другой – примером обобщения типичного в музыке своего времени» [1, с. 97]. Поскольку части цикла писались с достаточно большим перерывом во времени, каждая из них может исполняться совершенно отдельно как самостоятельное произведение. Изданы они одним произведением не были, а публиковались в разных сборниках.
«Композитор выбирает своеобразную технику для создания музыкальной атмосферы стиля конкретного автора – в пьесах почти нет прямых цитат, но впечатление об имитированном авторском стиле складывается из целого комплекса средств. Это темы-символы типа BACH, парафразы на ритмоформулу каприса a-moll Паганини, «гармошечная» фактура a’la «Петрушка» и токкатность «Весны священной» Стравинского, скерцозно-перпетуумная формульность, напоминающая симфоническое письмо Шостаковича. В. Рунчак выбирает наиболее узнаваемые элементы музыкального словаря, сформировавшегося в наше время, и опирается на стереотипы их восприятия для моделирования авторского стиля» [1, с. 98].
В 2003-м году по заказу Владимира Сиренко, главного дирижера Национального академического симфонического оркестра Украины (он сделал этот заказ от имени своих американских коллег) композитор пишет «Портрет Игоря Стравинского» для баяна, балалайки и симфонического оркестра. Однако этот вариант «Портрета Стравинского» до сих пор не сыгран. В 2014 году А. Кибенко и Д. Скудневым была сделана редакция «Портрета Игоря Стравинского» для баяна, балалайки и оркестра русских народных инструментов.
Премьера сочинения состоялась в апреле 2014 года в зале Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко в исполнении дипломанта международного конкурса А. Кибенко (балалайка), лауреата всероссийского и международных конкурсов Д. Скуднева (баян), ГКРНО «Виртуозы Кубани» под управлением народного артиста России А. Винокура.
«Страсти по Владиславу» – симфония для баяна-соло, чтеца, симфонического оркестра, рок-группы и видеоряда – писалась автором в течение 1982-1988 годов (Первоначально «Страсти по Владиславу» и «Messa da Requiem» были частями большого триптиха под названием «Тайна души», куда также входила часть «Вариации по картине Н. Ге «Что есть истина?»). Одним из первых исполнителей произведения стал воронежский баянист Владимир Авралёв, который сыграл его с симфоническим оркестром Воронежской филармонии на авторском концерте композитора в г. Воронеже (концертный зал филармонии, 1987 г.).
В Украине произведение было представлено в 1992 году заслуженным артистом Украины Павлом Фенюком и симфоническим оркестром Государственной радиовещательной компании Украины (дирижер В. Серенко) на авторском концерте композитора в Киевской консерватории. В 2001 году композитор сделал камерную версию этого произведения – для баяна и фортепиано.
«Страсти по Владиславу», по определению автора, являются симфонией для баяна соло, чтеца, симфонического оркестра, рок-группы и видеоряда и относятся к концертно-симфоничной группе произведений для баяна с оркестром. Произведение состоит из двух частей – «Эпитафии» и «Пассакалии» (взгляды на картину Н. Ге «Что есть истина?»). Автор проводит очень смелую параллель тернистого пути Господнего с жизнью Человека-творца. В данном случае речь идет о талантливейшем композиторе Владиславе Золотареве, который ушел из жизни в 33 года. В «Страстях» В. Рунчака функцию Евангелиста берет на себя автор. И авторское слово становится путеводной звездой всего произведения.
В «Эпитафии» – первой части «Страстей» – исходной точкой музыкально-театрального действа является фрагмент письма Владислава Золотарева к Эдисону Денисову, в котором сконцентрированы наиглубочайшие переживания композитора относительно места художника-творца в этой жизни и смысла бытия. «Только намеком, аллюзией упоминается образ Христа в разрезе возрастного совпадения (автору письма уже почти 33 года). Темы миссионерства и собственного предназначения (в данном случае ответственность художника) смущают мысли В. Золотарева и ставят извечные вопросы, на которые ответить не всегда просто» [1, с. 42]. В симфонии используются цитаты из Сонаты № 3 В. Золотарева. Но развиваются эти темы уже по законам другого произведения.
Вторая часть – «Пассакалия». Здесь композитор использует текстовый отрывок из духовной кантаты композитора Максима Березовского «Не отвержи меня во время старости». Слова сначала произносит автор Владимир Рунчак, а затем оркестранты. Текст такой: «Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою».
В кульминации произведения появляется видеоряд, обличающий зло. Симфония завершается истаивающей звучностью баяна, на фоне которой оркестр, а затем уже и автор вопрошают: «Что есть истина?». И на экране появляется одноименная картина художника Николая Ге «Что есть истина?».
«Messa da requiem» – концерт-пикколо в семи частях для баяна соло (1982) – одно из первых баянных сочинений композитора. Премьера сочинения состоялась на авторском концерте В. Рунчака в Киевской консерватории.
Произведение «Messa da requiem» посвящено памяти отца композитора – Рунчака Петра Николаевича, о чем свидетельствует ремарка на титульном листе (в тот год исполнилось 10 лет со дня его смерти).
Образная сфера сочинения связана с идеями духовности, проблемой выбора ориентиров в дальнейшей жизни, избранием правильного пути в собственном творчестве. По свидетельству В. Рунчака, отец оказал большое влияние на развитие композитора. Это касается и творческого аспекта тоже – первое знакомство с баяном, первые уроки музыки. Следовательно, и для реализации этих идей композитор выбирает ресурсы баяна как инструмента, связанного с памятью об отце.
Обозначение жанра сочинения – месса-реквием – представляет собой определенный неологизм, потому что реквием и является собственно траурной, похоронной мессой. В данном случае автор концентрирует внимание слушателя на доминанте образной сферы, что является главной в жанре реквиема, – на трауре по умершему. Даже текстовая вставка – стихотворение испанского поэта Мигеля де Унамуно – не противоречит логике музыкального развития. Поэзия только дополняет и акцентирует внимание на проблематике, которую автор выстраивает исключительно музыкальными средствами.
«Passione» – Соната № 1 – писалась композитором на протяжении 1985-1989 годов. Премьера сочинения состоялась на II Международном фестивале баянного искусства в Киеве в 1991 году в исполнении автора.
Соната № 1 «Passione» продолжает ряд произведений, связанных с духовной тематикой и образностью. Тем более что «Страсти по Владиславу», «Messa da requiem» и «Passione» писались почти параллельно. Поэтому, конечно, не обошлось без взаимовлияния как в трактовке образной сферы, использовании технических и композиционных приемов, так и в подходе к жанровому наполнению и реализации композиционной структуры произведения.
Соната № 1 «Passione» – еще один вариант страстей. И в этом смысле очень интересно проследить точки соприкосновений и отличий концертного варианта («Страсти по Владиславу») и камерного (собственно «Passione»).
Фактором построения целостной одночастной формы является сочетание принципов развертывания музыкального материала, которые свойственны полифоническим формам и собственно сонатно-симфонической музыке. Это проявляется в мощных нагнетаниях и спадах музыкальных волн, в постоянном переключении разных типов фактуры, в трансформационных преобразованиях основных интонационных идей произведения.
Три фольклорные пьесы – Сюита № 2 («Украинская»). Первый вариант «Украинской сюиты» был написан в 1980 году и исполнен на авторском концерте композитора в 1982 г. В 2003 году В. Рунчак сделал вторую редакцию сюиты (пьесы «Речитатив», «Токката», «Веснянка»).
В отличие от достаточно традиционного в баянной музыке направления, которое ассоциируется с многочисленными обработками песен, авторское понимание фольклорности В. Рунчаком заключается не в прямом цитировании народной мелодики или в имитации quasi‑фольклорного звучания. Композитор видит природно-народное через призму собственного стиля. Только некоторые черты и характерные приемы являются намеками на народное музицирование.
«Методы развертывания музыкального материала в сюите:
1. Мелос, который присущ западноукраинскому инструментальному музицированию.
2. Специфичные признаки в ладовой структуре (хроматизованные переменные лады, гуцульская гамма и т. п.).
3. Гармония (использование параллельных квинт и многооктавных унисонов и т. д.).
4. Жанровые признаки (последняя часть – «Веснянка»).
5. Тип развертывания музыкального материала (импровизационность, рапсодийность)» [1, с. 110].
«Музыка о жизни» – попытка самоанализа, quasi-соната № 2 была написана в 2001 году. Ее первым исполнителем стал Павел Фенюк, которому соната посвящена. Вот что пишет журналист Роман Юсипей после премьеры сочинения: «Отчаявшись понять, каким образом композитору удалась фиксация в партитуре звучащего нон-стоп в течение добрых пяти минут ре-бемоля, в зале принялись листать ноты.
Кстати, с партитурами сочинений Рунчака на концерт явилась добрая треть зала, очевидно, не забывшая строгий наказ самого композитора сличать исполнение произведения с его нотной записью (вот она, истинная преданность, – такого от своих поклонников не решались требовать даже самые отъявленные классики).
После всевозможных вариантов сочетания баянного тремоло, рикошетов и регистровой игры слушатели обнаружили в партитуре действительно гениальную по простоте ремарку – «пальцами» [3]. «Музыку о жизни» от ранних баянных сочинений отделяет больше десятилетия. Видимо, поэтому в этом сочинении реализованы несколько другие подходы к трактовке жанрового прототипа сонаты, смыслового наполнения собственно сонатной (или quasi-сонатной) формы, технических и композиционных приемов в организации интонационного материала произведения.
Важным аспектом, который объединяет «Музыку о жизни» с другими баянными сочинениями, является, прежде всего, образная сфера. Композитор вновь ставит вопрос о месте человека в мире и продолжает выяснять важнейшие вопросы духовного роста человека.
Вторая часть названия произведения – «попытка самоанализа». Следовательно, с уверенностью можно говорить про автобиографичность, погруженность в собственные мысли и чувства. «Quasi» -жанровость – это, прежде всего, намек на жанр, определенная аллюзия.
«На уровне музыкального текста автор предлагает новую систему репрезентантов образной сферы и возвращается к ресурсам уже опробованных технических приемов – кластеры, нетемперированное глиссандо, рикошет мехом, филигранная работа с регистровыми возможностями, так и использует новые – пуантилистическая репетиционная техника, которая напоминает минималистичные экзерсисы американских композиторов» [1, с. 89].
«Аккорд и он = accordion» – quasi-соната № 3. В 2005 г. Рунчак написал еще одно произведение для баяна. Оно было удостоено первой премии на Международном композиторском конкурсе памяти Владислава Золотарева в США. Премьеру этого сочинения исполнил Павел Фенюк. Сочинение состоит из пяти частей: 1. «Аккорд», 2. «И», 3. «Он», 4. «=», 5. «Аккорд(и)он».
В 2015 году В. Рунчак делает переложение для баяна собственного сочинения 1999 г., написанного для органа, – «Две исповеди».
«Инь и янь», единство противоположностей, диптих. Новое сочинение для баяна в двух частях. Было написано в 2016 году. Первой исполнительницей стала Ирина Серотюк.
В своих сочинениях В. Рунчак использует баян в сочетании с различными инструментами. Такими сочинениями являются «Тихо над рiчкою» для двух детских голосов и ансамбля баянов, посвященное первому учителю Владимира Рунчака Щегельскому Ф.Г., и «Kyrie eleison» для скрипки, альта, виолончели и фортепиано.
Одна из версий – для скрипки и баяна – была сделана в 2003 году по заказу одесского дуэта «Каданс», в состав которого входит супружеская пара Елена и Иван Ергиевы. «Гуцульская мозаика» для ансамбля украинских народных инструментов. Версия для баяна и домры посвящена Павлу Фенюку и Елене Джамалатдиновой. Новое сочинение для дуэта баянов – «Жлоб-арт и искусство; каждому свое». Это театрализованное произведение впервые исполнили Ирина Серотюк и Иван Быков.
Актуальность исследования баянного творчества В. Рунчака как одного из ведущих композиторов, пишущих для баяна, заключается в уникальности композиторского стиля художника, одним из формирующих факторов которого является сочетание композиторского и исполнительского образования.