Статья:

Методика работы с видеофрагментами на занятиях по авиационному английскому языку

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Выходные данные
Пацыба В.И. Методика работы с видеофрагментами на занятиях по авиационному английскому языку // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 50-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика работы с видеофрагментами на занятиях по авиационному английскому языку

Пацыба Вадим Игоревич
канд. психол. наук, преподаватель 44 кафедры иностранных языков 4 авиационного факультета (Д и ВТА) (г. Балашов) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, РФ, г. Краснодар

 

Working procedure with video materials on Aviation English classes

 

 

Vadim Patsyba

Candidate of Psychological Science, a teacher of 44th foreign language department of 4 th aviation faculty of Krasnodar Higher Military Aviation School, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье кратко изложены преимущества видеоматериалов и требования к их подбору для использования на занятиях по авиационному английскому языку. Представлена методика работы с видеофрагментом и возможные задания на разных этапах работы с ним.

Abstract. The advantages of video materials and requirements to their choice for using on the Aviation English classes are touched upon in the article. A methodology of working with the video materials and possible assignments on different stages of the work are suggested.

 

Ключевые слова: информационные технологии; видеоматериал; преимущества; требования; авиационный английский язык; задания.

Keywords: information technology; advantages; requirements; video material; Aviation English; assignments.

 

Новые информационные технологии в настоящее время играют особую в процессе обучения и воспитания курсантов военных вузов. Применение видеоматериалов на занятиях по авиационному английскому языку является эффективным при формировании коммуникативной культуры курсантов, так как они не только представляют им живую речь носителей языка, но и погружают в ситуацию профессионального языкового общения. Видео на занятии представляет язык в живом контексте. Оно связывает занятие с реальным миром и показывает язык в действии. Это – обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале преподавателя материалы и помогает преодолеть культурный барьер при изучении языка.

К преимуществам видеоматериалов можно отнести следующие факторы:

  • создание искусственной иноязычной среды, благодаря чему полнее реализуется принцип наглядности в обучении;
  • звучание английской речи (представлены диалоги, монологи, полилоги), в результате чего достигается одна из основных задач обучения устной речи – совершенствование навыков аудирования, – обучающиеся учатся понимать иноязычную речь на слух с однократного предъявления;
  • возможность перекрывать один из каналов поступления информации (зрительный или слуховой), тем самым, с одной стороны, развивается языковая догадка, воображение, механизмы вероятностного прогнозирования, с другой стороны, стимулируется интерес к дальнейшему просмотру видеоролика;
  • фокусирование внимания обучающихся на отдельных языковых моментах;
  • развитие умения наблюдать, описывать, обобщать увиденное, совершенствовать воображение;
  • отсутствие шаблонности и однотипности высказываний [1].

При отборе видеофрагментов необходимо соблюдать основные критерии их отбора. К ним можно отнести:

  • требование к качеству видеоматериалов: изображение и звук должны быть чёткими и высококачественными;
  • требование к сюжету: наличие чёткой связи между сюжетом и содержанием диалогов; связь с профессиональной деятельностью; наличие профессионально - ориентированных ситуаций; возможность разделить сюжет на смысловые отрезки, которые можно повторять несколько раз в ходе занятия; возможность пересказа сюжета видеоролика в виде законченного рассказа, с которым можно работать далее в других формах; длительность сюжета не должна превышать 10 минут;
  • требование к речи действующих лиц: речь должна прослушиваться достаточно ясно, без посторонних и фоновых шумов; она должна быть не слишком быстрой; акцент или диалект говорящего должен быть понятен;
  • требование к языку: язык должен соответствовать современным требованиям и нормам литературного языка, из тех областей, с которыми чаще всего придётся сталкиваться обучаемым; необходимо наличие естественных пауз между высказываниями; текст не должен быть перегружен новыми словами и выражениями [2].

Рассмотрим методику работы с видеофрагментом по теме «Угон воздушного судна» в рамках изучения темы «Безопасность полётов». Данный видеоматериал содержит записи переговоров диспетчеров УВД с угонщиком самолёта и съёмки очевидцев трагедии, произошедшей в августе 2018 года в Сиэтле. Работа над видеороликом традиционно включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный.

На преддемонстрационном этапе преподаватель проводит работу по снятию языковых трудностей восприятия видеофрагмента, пониманию его содержания: отбирает незнакомую лексику и непривычные для обучающихся разговорные формулы. Например, к незнакомой лексике можно отнести следующие слова и выражения: Seattle – Tacoma International airport ­– международный аэропорт Сиэтл-Такома; Horizon Air – региональная авиакомпания США; gate approach – начальная точка захода на посадку; insider – инсайдер (лицо, имеющее доступ к внутренней информации).

Отработав данный лексический материал, преподаватель предлагает рассмотреть употребление новых слов и выражений в предложениях, взятых из видеоролика. Например:

1. The airline employee had stolen an empty plane and crashed into Ketron island near Seattle’s Tacoma airport. 2. Richard Russell worked for Horizon Air, helping to handle luggage and towing aircraft. 3."The greatest threat we have to aviation is the insider threat," the former FBI agent Erroll Southers told the Associated Press.

До просмотра видео преподавателю важно заинтересовать курсантов, предложив задания на работу с заголовком видеофрагмента, ключевыми словами по проблеме, затрагиваемой в сюжете. Перед просмотром видеоматериала даётся установка: Watch the video paying attention to the exchange between a hijacker and controllers. Задача преподавателя – чётко сформулировать коммуникативную установку, чтобы обозначить цель просмотра видео: обратить внимание только на тему сюжета или на все его детали.

Демонстрационный этап должен сопровождаться активной учебной деятельностью обучающихся. Курсантам предлагается повторно посмотреть видеоролик об угоне воздушного судна в Сиэтле, обращая внимание на информацию, представленную в радиообмене между угонщиком и диспетчером. На данном этапе преподаватель даёт установку: Watch and be ready to answer the questions.

Преподаватель знакомит курсантов с вопросами по содержанию видеоролика. Например: Who hijacked the Bombardier Q400 in Seattle? What was Richard Russell? What kind of job did he do at the airport? How did Richard manage to steal the aircraft? What is the main threat for aviation in America?

На данном этапе восприятия видеоматериала используются задания, направленные на поиск определённой информации, восстановление текста (во время просмотра следует заполнить пропуски в тексте), задания на указание верных и неверных утверждений; выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных. Например:

Fill in the gaps.

  1. In … airport the employee had stolen a plane and crashed into an …
  2. Richard Russell worked for … air company.
  3. He got into the cockpit of … plane and … for an hour-long ride.

Можно организовать пошаговый просмотр (обучающиеся смотрят фрагмент, выполняют упражнение, затем предъявляется следующий фрагмент и т. д), поскольку бывает затруднительно сразу удерживать в памяти много информации. Подобная процедура просмотра обеспечивает более глубокое проникновение в сюжет, лучшее запоминание основных фактов.

На последемонстрационном этапе проверяется эффективность использования обучаемыми предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия видеофрагмента. Курсантам предлагается ролевое воспроизведение диалогов или расширение показанной в видеофрагменте ситуации общения, её дополнение, выражение оценки ситуации, представленной в видеофрагменте, пересказ сюжета от имени действующих лиц и т.д. Например:

Choose the right variant:

  1. What did he say about fuel?

Richard had little fuel. b) Richard had enough fuel for landing. c) Richard had much fuel.

  1. Why did he refuse to land at McCord airfield?

Because of a little fuel. b) He wanted to return to the airport. c) He didn`t know how to land.

  1. What kind of job would he get in future?

a pilot,  b) a co-pilot,  c) a controller.

Define the statements as true or false:

  1. The cause of hijacking was Russell`s suicide intention. 2. Russell had enough fuel for landing. 3. Russell worked for Horizon Air, helping to handle luggage and towing aircraft.

Make up the possible dialogues between a controller and a hijacker.

  1. Reproduce the possible dialogue between a controller and a hijacker.
  2. Imagine that you are a controller. What would you do in situation when an aircraft was being hijacked?
  3. Imagine that you are Russel`s best friend. What would you say to him in extreme situation to bring it to end?

Планируя занятия с использованием видеоматериалов, преподавателю следует тщательно отбирать языковой материал, а также продумывать коммуникативные задачи, нацеленные на совершенствование навыков аудирования и развитие речевой активности обучающихся.

Использование видео на занятиях по дисциплине «Авиационный английский язык» является неотъемлемой частью процесса обучения и настоящим подспорьем в работе преподавателя. Его применение способствует не только повышению интереса к изучению профессионально-ориентированного языка, но и расширяет кругозор курсантов.

 

Список литературы:
1. Валетко С. А. Использование видео на уроке иностранного языка // Открытый урок. 1 сентября. – М., 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/ 214052/ (дата обращения: 1.03.2019).
2. Тихомирова Ю. Л. Методика использования видеоматериалов на уроках английского языка // Открытый урок. 1 сентября. – М., 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://открытыйурок.рф/статьи/ 656611/ (дата обращения: 28.02.2019).