О некоторых классообразующих критериях марша
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музыкальное искусство
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
О некоторых классообразующих критериях марша
ON SOME CLASS-FORMING CRITERIA OF MARSH
Andrey Petropavlovskiy
Candidate of Art History, Orchestra Head – Military conductor, the Saratov Military Order of the Zhukov Red Banner Institute of National Guard of the Russian Federation, Russia, Saratov
Аннотация. В статье проводится выявление классообразующих критериев марша, с помощью которых возможно дальнейшее подразделение его видов на классы. Автором рассматривается ряд исследований, в которых производится анализ видов марша. Кроме этого, на основании ряда характерных особенностей марша производится выделение ряда новых видов марша, не упоминаемых ранее в музыковедческих исследованиях. Итогом статьи становится объединение каждого из рассмотренных видов марша под характеризующим его критерием. Общий для определенной совокупности видов марша критерий и будет являться классообразующим. В целом статья нацелена на развитие теории музыкальных жанров, и в частности на дальнейшую разработку направлений исследования жанра марша.
Abstract. The article identifies the class-forming criteria of the march, with the help of which it is possible to further subdivide its types into classes. The author considers a number of studies that analyze the types of march. In addition, on the basis of a number of characteristic features of the march, a number of new types of march are selected, not previously mentioned in musicological research. The result of the article is the unification of each of the considered types of march under the criterion characterizing it. The criteria common to a certain set of types of march will be class-forming. In general, the article is aimed at the development of the theory of musical genres, and in particular at the further development of directions for the study of the march genre.
Ключевые слова: вид марша; классообразующий критерий марша.
Keywords: type of march; class-forming criterion of march.
В настоящее время марш является одним из самых распространенных и востребованных жанров современного музыкального искусства. Без звучания марша трудно сегодня представить какое-либо значимое общественное, культурное или спортивное мероприятие. Помимо этого марш не перестает исполняться на концертах академической музыки, сопровождать музыкально-драматические и театральные постановки и т. д. Это происходит благодаря тому, что марш уже достаточно давно вышел за рамки воинской среды, в которой он когда-то зародился как самостоятельный жанр, перестав быть сугубо прикладным жанром. Данный факт оказал большое влияние на стремительный процесс обогащения видового разнообразия марша. Сегодня в художественной и научной литературе, а также в периодической печати можно услышать о различных его видах, например, торжественном, военном, строевом, молодежном, спортивном и других. Отметим, что под видом марша в настоящей работе понимается произведение данного жанра, обладающее совокупностью уникальных фонических, функциональных и структурных признаков.
О видовом разнообразии марша упоминается во многих трудах, затрагивающих проблематику этого жанра. При этом диапазон проблем рассматриваемых в данных работах достаточно широк и включает в себя исследования З.И. Городецкой и Л.Л. Магазинер [1], О.А. Никольской [2], посвященные общей теории марша. Особенности оркестрового изложения марша затрагиваются Е.С. Аксеновым [3] и А.Л. Ермоленко [4], а отдельный вид марша – траурный рассматривается в труде А.В. Наумова [5]. Кроме того, нам известны исследования затрагивающие различные проблемы музыкознания, среди которых работы Е.В. Назайкинского [6] и Т.В. Поповой [7], а также исследование по истории военной музыки Н.К. Сурина [8], в перечисленных трудах также упоминается видовое разнообразие марша. Среди видов марша наиболее часто упоминаемых в перечисленных исследованиях можно отметить такие как «скорый», «строевой», «похоронный», «траурный», «военный» и «походный» марш.
Однако, подразделение марша на виды является достаточно условным и не имеет на сегодняшний день фундаментальной научной разработанности. В перечисленных исследованиях не проводится детальный анализ упоминаемых видов, а также систематизация их особенностей и свойств, что влечет за собой отсутствие единого и целостного взгляда на видовое разнообразие марша. Вместе с тем мы считаем, что упоминаемые виды могут характеризоваться общими критериями, на основании которых возможно объединение их в некую более крупную структуру, находящуюся между жанром марша в целом и его видами. Этой структурой является класс марша, который представляет собой совокупность видов, характеризующихся общим критерием. Подобные критерии мы назовем классообразующими, т. е. способствующими объединению видов марша в класс.
Целью нашей работы является выявление классообразующих критериев, для достижения которой будет решен ряд задач. Во-первых, мы рассмотрим взгляды на некоторые виды марша, существующие в работах различных музыковедов. Во-вторых, на основании особенностей жанрового бытия марша нами будут обозначены ранее не упоминавшиеся новые виды марша. В-третьих, мы выявим характерные свойства рассмотренных видов марша. И, наконец, на основании выявленных свойств мы обозначим классообразующие критерии марша.
Перейдем к рассмотрению трудов, отличительной особенностью которых является упоминание такого вида марша как военный. Отметим, что военный марш в данных исследованиях рассматривается достаточно широко. Так, в музыкальном словаре Г. Римана указывается, что «военные марши разделяются на церемониальные <…>, скорые <…>, и наконец, беглые» [9, с. 818]. В исследовании под редакцией Б.Г. Гнилова читаем, что «в современном репертуаре военных оркестров сложились четыре разновидности военных маршей: встречный, строевой, походный и траурный» [10, с. 140]. В музыкальной энциклопедии [11] обозначены следующие виды военного марша: строевой, колонный марш, фанфарный марш, походный, встречный марш. Таким образом, из перечисленных цитат следует, что по мнению их авторов военный марш объединяет под собой достаточно большое количество других видов марша, представленных здесь его производными.
Несколько в другом контексте пишет о военном марше Г.И. Сальников. Рассматривая марш с позиции особенностей его инструментального воплощения, он утверждает, что «пожалуй, нет ни одного военного или <…> концертного марша, в котором бы одновременно с темой корнетов и труб не звучал бы выразительных контрапункт у тенора и баритона» [12, с. 23]. Не смотря на отсутствие в работе Г.И. Сальникова направленности на проведение классификации марша, из приведенной цитаты очевидно, что автор строк противопоставляет военный марш «гражданскому», «не военному» концертному маршу. Тем самым по Г.И. Сальникову военный и концертный марш являются совершено противоположными друг другу видами.
Отметим, что ни в одной из рассмотренных работ не дается определение военного марша. В следствие этого приведенное подразделение военного марша на производные виды, а также противопоставление его концертному маршу, на наш взгляд, является достаточно спорным. В этой связи приведем свое определение военного марша. Под военным мы понимаем марш изначально созданный композитором для бытования в военной среде, призванный реализовывать просветительскую и воспитательную функцию, и, как правило, предназначенный для исполнения духовым оркестром. Иными словами военный марш – это марш, созданный для военной среды.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что существует вид марша предназначенный для среды бытования противоположной военной, а именно, гражданской среды. В этом случае становится возможным выявление соответствующего этой среде вида марша – гражданского. К гражданскому мы отнесем марш, созданный для бытования в среде не связанной с военной службой. Предназначен гражданский марш, может быть не только для исполнения духовым, но и любым другим видом оркестра, а также для отдельных инструментов соло, например, для фортепиано.
Возвращаясь к приведенным выше цитатам, отметим, что указанные в них производные виды военного марша могут быть также производными и гражданского марша. Очевидно, что, например, церемониальный, скорый, беглый или траурный марши могут создаваться композитором для бытования не только в воинском коллективе. Кроме того, даже строевой, встречный, походный и другие перечисленные выше марши не всегда предназначены для армии. Целью создания перечисленных произведений может быть последующее их исполнение в школьной или студенческой среде, на форумах молодежных организаций и сообществ патриотического толка, на официальных правительственных мероприятиях и т. д.
Противопоставление военного марша концертному приведенное в работе Г.И. Сальникова мы считаем также не совсем корректным по причине того, что концертный марш может быть создан не только для гражданской, но и для военной среды. В качестве примеров приведем концертные марши Н.П. Иванова-Радкевича «Родная Москва» и «Капитан Гастелло», предназначенные для звучания на открытом воздухе в исполнении военно-духового оркестра, или, например, «Триумфальный марш» из оперы Д. Верди «Аида» созданный для исполнения симфоническим оркестром в концертном зале в качестве одного из номеров действия оперы. Таким образом, приведенные в рассмотренных цитатах виды марша могут быть и военными и гражданскими в зависимости от того для бытования в какой среде они создавались.
Тем самым, общим критерием объединяющим рассмотренные нами военный и гражданский марш является среда бытования для звучания в которой они были созданы. Таким образом, среда бытования марша является классообразующим критерием, характеризующим рассмотренные нами военный и гражданский марш. На основании данного критерия эти виды могут быть объединены в один класс марша.
Для выявления следующего классообразущего критерия рассмотрим марш с точки зрения приема сопровождающего этот жанр на протяжении практически всего пути его развития, а именно с точки зрения применения в нем фрагментов чужого текста – заимствованного материала. На основании данного приема возможно выделить новый вид марша, а именно марш с заимствованным материалом. Данный вид достаточно широко распространен среди маршей как зарубежных, так и отечественных композиторов. Основной целью использования заимствованного материала в марше является конкретизация его содержания за счет выстраивания интертекстуальной связи с текстом-первоисточником. Это в свою очередь помогает реализации главных функций марша воспитательной и просветительской, которые нацелены на самую разнообразную слушательскую среду.
Заимствованный материал в марше применяется достаточно широко, что обусловлено в свою очередь многообразием видового диапазона заимствований. Оно заключается в первую очередь в различной степени трансформации чужого текста при включении его в авторский текст. А именно, в ритмо-мелодическом видоизменении исходного текста, воплощении его с помощью иных средств музыкальной выразительности по сравнению с оригиналом. Во вторую очередь это многообразие основано на включении заимствованного материала в различные фактурные элементы, и использовании его во многих оркестровых регистрах и т. д. Разная степень трансформации заимствованного материала и разнообразные источники заимствования обуславливают разделение заимствованного материала на виды. В нашей работе посвященной классификации видов заимствованного материала используемых в марше было предложено различать «цитату, адаптацию, аллюзию и заимствование народной песни» [13, с. 149]. В этой связи в рамках марша с заимствованным материалом мы предлагаем различать производные виды: марш с цитатой, марш с адаптацией, марш с аллюзией и марш с заимствованием народной песни.
Очевидным является тот факт, что противоположным рассматриваемому виду марша с заимствованным материалом является другой вид марша – без заимствованного материала. К последнему виду марша можно отнести достаточно большой объем произведений данного жанра. Таким образом, критерием характеризующим перечисленные виды является отсутствие или наличие в них заимствованного материала. Данный факт позволяет нам позиционировать этот критерий как классообразующий, т. е., способный впоследствии объединить представленные виды один общий класс.
Заключительный классообразующий критерий, который мы выявим в данной работе, связан со следующим свойством марша. Оно заключается в том, что марш может создаваться для последующего исполнения различными по своему составу и виду оркестрами, а также для отдельных инструментов. Очевидным является тот факт, что подавляющее количество известных на сегодняшний день отечественных и зарубежных маршей изначально предназначено для исполнения духовым оркестром. Среди них нельзя не упомянуть такие яркие и значимые образцы марша для духового оркестра как «Марш гвардейцев-минометчиков» С.А. Чернецкого, «Родная Москва» Н.П. Иванова-Радкевича, «Славься Родина» В.С. Рунова, ставшие своего рода музыкальным символом отечественной маршевой литературы, ее признанной классикой.
Однако, существует также немалое количество произведений подобного жанра, которые задумывались композиторами для исполнения иными составами оркестра, а также некоторыми отдельными инструментами. Наиболее распространенным среди оркестров исполняющих марши является симфонический оркестр. При этом отметим, что марши для симфонического оркестра существуют как в виде самостоятельных произведений, так и в виде части более крупных произведений, как правило, симфонии, сюиты и оперы. В качестве примеров марша для симфонического оркестра можем привести такие произведения как «Славянский марш» П.И. Чайковского, «Торжественный марш» М.П. Мусоргского, похоронный марш из 2 части Симфонии № 3 Л. Бетховена, «Триумфальный марш» из финала второго действия оперы Д. Верди «Аида» и т. д.
Как мы уже отмечали, помимо оркестра марш может быть создан для исполнения солирующим инструментом, т. е. как сугубо инструментальное произведение. В этом случае средством его исполнения является, как правило, гармонический инструмент, имеющий возможность воспроизводить одновременно и мелодический голос и аккомпанемент. Среди них могут быть, например, баян, гитара, но чаще прочего марш сочиняется для фортепиано. Также как и марш для симфонического оркестра, марш для фортепиано, как правило, существует в виде отдельного произведения, либо в виде части более крупного произведения, чаще всего сонаты или фортепианной сюиты. Среди подобного рода произведений мы можем отметить марш «Русский Добровольный флот» П.И. Чайковского, траурный марш из 3 части Сонаты № 2 Ф. Шопена, траурный марш из 3 части Сонаты № 12 Л. Бетховена, и т. д.
Исходя из сказанного выше следует, что на основании рассмотренной особенности марша, связанной со средством исполнения, для воспроизведения которым он первоначально создавался композитором, возможно выявление новых, не упоминаемых ранее в исследованиях видов марша. Так, марши, предназначенные для исполнения солирующим инструментом, будут отнесены нами к инструментальному виду. Марши же предназначенные для исполнения оркестром, например, духовым, симфоническим, народных инструментов, эстрадно-джазовым, эстрадно-симфоническим и др., мы отнесем к оркестровому виду марша. По нашему мнению к производными видам оркестрового марша следует относить духовой, симфонический, народный, эстрадный и другие виды марша.
Выявленные нами виды марша, а именно инструментальный и оркестровый, последний из которых включает в себя ряд производных видов, характеризуются общим критерием. Это критерий связан со средством воспроизведения марша. Указанный критерий, характеризующий выявленные виды мы будем позиционировать как классообразующий критерий, т. е. с помощью которого виды марша возможно объединить в один класс.
Итак, в статье был рассмотрен ряд исследований, в которых упоминались различные виды марша. В ходе анализа выявлен ряд особенностей рассмотренных видов, что позволило в дальнейшем обозначить общие для них, характеризующие их критерии. Кроме этого, на основании свойств жанра марша сопровождающих его жанровое бытие были выявлены ранее не упоминавшиеся в исследованиях виды. Для этих видов были также обозначены общие характеризующие их критерии. Таким образом, получен ряд критериев способных к объединению видов марша в класс, а именно классообразующих критериев. Среди этих критериев: среда (условия) бытования марша, наличие заимствованного материала в марше, средства воспроизведения марша. В итоге, на основании классообразующих критериев возможно выделение следующих классов марша: ситуационного, интертекстуального и трансляционного.