Архитектурно-художественные решения зданий «Дворцов труда» городов Западной Сибири: к проблеме синтеза монументальных искусств и архитектуры
Конференция: VIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
VIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Архитектурно-художественные решения зданий «Дворцов труда» городов Западной Сибири: к проблеме синтеза монументальных искусств и архитектуры
Аннотация. В 1920-е гг. в стране произошла не только смена архитектурного стиля, но и появились новые типы общественных зданий, среди которых главную идеологическую роль несли на себе здания Дворцов труда. Рассмотреть, какими были принципы организации синтеза монументальных искусств и архитектуры этих зданий - цель данной статьи.
Ключевые слова: Дворец труда; архитектура СССР; города Западной Сибири; советское монументальное искусство.
В 1920-е гг. в ряде крупных городов Западной Сибири будут возведены здания «Дворцов труда», архитектурно-художественное решение которых должно было стать частью воплощавшихся в жизнь идей ленинского плана Монументальной пропаганды.
В Новосибирске проект здания «Дворца труда» будет реализован к 1926 г., а годом позднее перед его фасадом появится памятник В.И. Ленину, установленный в честь 10-летия революции. Стилистику здания в местных источниках принято причислять либо к образцам символико-романтического направления, получившего распространение в советской архитектуре в начале 1920-х гг. [6, 8], либо условно именовать новой пролетарской архитектурой [5]. Художественное решение «Дворца труда» вызывало целый ряд замечаний, начиная от его неудачной постановки в наметившейся застройке города, сложного и запутанного объемно-пространственного решения, до примитивной архитектуры фасадов, отразившие «неясные творческие поиски этого периода» [с. 17, 1], а его авторы по мнению А. Крячкова являлись случайными людьми в архитектурной практике Новосибирска [4]. Судя по наличию в первоначальном проекте П-образной лестницы, архитекторы «Дворца труда» изначально планировали включить в его композицию статую В.И. Ленина, для которой парадная лестница выполняла бы одновременно и функцию пьедестала. Как известно, монументальная статуя работы скульптора В. Козлова была скопирована четыре раза, что является свидетельством ее признания в роли канонического образца. Формальное решение фигуры, общая экспрессия, пластика и характер жеста Ленина в целом соответствуют главному политическому персонажу фильма С. Эйзенштейна «Октябрь». Здесь, конечно, не может идти речь о прямом цитировании В. Козловым кадров знаменитого кинофильма, который выйдет в кинопрокат только в 1928 году. Скорее, это определялось общей идеологической установкой – «показать мощь и силу большевистской власти, строго держащей под контролем всех и вся» [7].
Место постановки памятника согласуется с тектоникой здания, поскольку монумент находится напротив одного из центральных пилонов «Дворца труда». Подобный принцип - принцип подчинения скульптуры тектонике здания, придает большую композиционную цельность и формальное единство синтезу двух искусств. Поставленная в геометрическом центре абсолютно симметричного фасада статуя В.И. Ленина, наполненная к тому же динамикой и экспрессией некоего революционного порыва, становится композиционным и смысловым центром этого архитектурно-художественного ансамбля, принимая на себя роль смыслового и пластического акцента. Размеры статуи имеют масштабные аналогии в архитектуре здания – величина многочисленных оконных проемов приближается к размерам фигуры, форма и ширина постамента также вторят размерам окон и межоконных простенков, включая статую в ритмическую игру архитектурных элементов. В целом можно отметить, что архитектура здания (статичного и грузного по формам) и активно развернутая в пространстве фигура В.И. Ленина объединены в большей степени по принципу пространственного и функционального, чем пластического или колористического единства.
Помимо отдельно стоящей скульптуры в архитектурно-художественный ансамбль «Дворца труда» вошла и рельефная надпись. В ступенчатую аттиковую стенку на основе принципа зеркальной симметрии вкомпонованы слова «дворец труда». Таким образом, аттиковая стенка принимает на себя одну из функций классического фронтона, только традиционная фигуративная скульптурная композиция вытесняется здесь формами другого вида искусства – искусства агитационного. Высота букв соответствует высоте горизонталей перекрытий здания, что делает их присутствие на фасаде композиционно устойчивым и конструктивно оправданным.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что новосибирские архитекторы, решая проблему взаимодействия архитектуры и скульптуры (несмотря на откровенный эклектизм здания «Дворца труда», украшенного гарнитурой рубленого шрифта и фигурой В.И. Ленина в версии романтического классицизма), в данном проекте продолжали использовать композиционные схемы классического искусства, в которые были вплетены приемы формообразования характерные для разных стилей.
В Барнауле в 1920-е гг. будет создан первый в городе советского времени архитектурно-художественный ансамбль, в который войдут «Дворец революции» 1925 г (реконструированное здание XIX века), а рядом с ним, в 1927 году к десятилетней годовщине Октябрьской революции установлен монумент в честь павших борцов за Советскую власть (инж. А. Дубровский).
Фронтон барнаульского дворца заполнен симметричной композиционной схемой, в которой пластика рабочего и колхозника обусловлена треугольным полем фронтона, а характер трактовки самой скульптурной формы восходит к классическим образцам.
Размеры скульптурной группы «Дворца революции» недостаточны для того, чтобы заполнить пространство треугольника фронтона. Поэтому, несмотря на наличие цветового и стилевого единства с архитектурой, группа оказывается немасштабной к пропорциям архитектурных элементов верхней части здания, которую она призвана украсить. Но в целом можно признать, что скульптору удалось добиться главного: во-первых, найти необходимую степень глубины, детализации и проработанности скульптурных форм по отношению к декоративным элементам второго этажа здания; во-вторых, не нарушить общей скульптурной массой обязательное для закона тектоники ощущение неизменного уменьшения силы тяжести от нижней части здания к верхней[2].
В городе Кемерово к 10-летнему юбилею Октябрьской революции возведено здание «Дворца труда» [9]. Построенное с ориентацией на востребованный на тот момент в стране новый стиль, здание не получило фигуративных скульптурных композиций. Автор проекта архитектор А. Крячков, в большей степени, создал стилизацию в духе конструктивизма, в которой симметричное общее объемно-пространственное решение здания восходит к классической традиции, нарушаемое повышенным объемом башни справа от главного входа, что и придает архитектуре этого сооружения характерную для конструктивизма асимметрию и динамику. Также, нельзя не отметить пропорции окон и темные простенки из бутового камня, в которых можно увидеть приемы рационалистического модерна. В это эклектичное по своим стилевым качествам сооружение была введена надпись, подчеркнувшая ритмический строй мощных несущих конструкций сооружения, Органично вписавшаяся в художественное решение здания она доносила до зрителя и всю необходимую политинформацию, напоминая о событиях 1917 года.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на доминирование в стране во второй половине двадцатых годов нового архитектурного стиля, архитектура зданий «Дворцов труда» ряда западносибирских городов являет пример использования различных стилевых подходов, а в принципах взаимодействия монументальных искусств и архитектуры можно встретить как классические композиционные приемы и схемы, так и характерные для нового архитектурного стиля остродинамичные построения и формы.