Взаимодействие концертмейстера и педагога-хореографа на уроках классического танца
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Хореографическое искусство
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Взаимодействие концертмейстера и педагога-хореографа на уроках классического танца
Interaction of the accompanist and teacher-choreographer in the class of classical dance
Elena Ostanina
accompanist, GBOU "Kurgan Regional College of Culture", Russia, Kurgan
Аннотация. В статье описаны основные аспекты, трудности и возможные пути их преодоления в работе концертмейстера с педагогом-хореографом в классе хореографии на уроках классического танца.
Abstract. The article describes the main aspects, difficulties and possible ways to overcome them in the work of the accompanist with the teacher-choreographer in the class of choreography on the lessons of classical dance.
Ключевые слова: концертмейстер; классический танец; экзерсис; музыкальное оформление.
Keywords: accompanist; classical dance; performance; musical accompaniment.
Хореографическое искусство без музыки существовать не может. Крылатая фраза о том, что танец и музыка неразделимы, имеет под собой глубокий смысл. Речь идет не только о взаимовлиянии выразительных средств данных видов искусства, а о возможном потенциале их взаимодействия. В системе обучения классическому танцу музыка играет одну из первостепенных ролей, т. к. освоение школы классического танца требует профессионально подобранного музыкального материала.
В классе хореографии с учащимися работают хореограф и музыкант (концертмейстер). Общение педагога-хореографа с концертмейстером происходит на протяжении всего урока. Очень важно при этом, чтобы между ними сложился своего рода творческий тандем. Атмосфера дружелюбия и взаимопонимания способствуют плодотворному профессиональному сотрудничеству, которое в конечном счете направлено на формирование профессиональных навыков и умений будущих хореографов.
В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Музыкальное сопровождение урока – это реально звучащая музыка в учебном процессе. Концертмейстер всеми исполнительскими средствами призван создать звуковую среду, благоприятную для освоения студентами технических и образно-эмоциональных качеств учебно-танцевального материала. Он должен добиться органичной стилевой манеры звучания и гармонической связи интонационных, метроритмических, темповых и динамических выразительных средств музыки и танца. Успех работы с учащимися во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку.
Постоянная совместная деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе подчас затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной подготовки для работы в хореографическом коллективе. Особенно на начальных этапах концертмейстеру требуется овладеть рядом теоретических знаний в области классического танца. Конечно, изучение основных моментов построения урока, особенностей тех или иных движений происходит самостоятельно. Но и помощь преподавателя-хореографа играет немаловажную роль, ведь он и сам заинтересован в грамотном музыкальном сопровождении танцевальных и учебных комбинаций.
Концертмейстер задается вопросом, какие знания и навыки ему необходимо применить в работе, не учитывая, что он хорошо владеет инструментом? Аккомпаниатору необходимо видеть и ясно представлять то, что происходит на уроке. В классическом танце существует общепринятая последовательность частей урока: поклон, разминка по кругу, экзерсис (ряд упражнений также в четкой последовательности) у палки, затем экзерсис на середине зала, allegro (прыжковая часть). Далее в старших классах возможно исполнение танцевальных этюдов, и в конце поклон. Экзерсис – это (от франц. exercice, от exercer - упражнять, развивать путём упражнений) комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Выполняется у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене палке) и на середине учебного зала. Ежедневные экзерсисы состоят из одних и тех же элементов. При игре экзерсиса нежелательно использовать узнаваемые музыкальные темы из классических балетов. Такие темы хороши, например, для адажио на середине зала или при исполнении танцевальных комбинаций. Для экзерсиса лучше подбирать учебную музыку, в которой ритм соответствует движению.
Ещё один немаловажный аспект в работе концертмейстера, без которого невозможно понимание особенности классического танца: использование французской терминологии. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды. Battements tendus – движение, при котором нога из позиции, вытягиваясь в подъеме, отводится вперед, в сторону и назад до вытянутого положения стопы и пальцев, а затем приводится обратно в позицию. Battements tendus jetes – резкий маленький бросок ноги на 250. Важно не только владеть терминологией классического танца, но и знать характер исполнения движений. В соответствии с определенным характером (четким, резким, или плавным, спокойным) подбирается музыкальный материал. Необходимо также уметь ориентироваться в нотном тексте. Педагог может в любом месте прервать музыкальное сопровождение, повторять трудное движение отдельно. Поэтому надо знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения. Кроме того, знание исполнения всех хореографических упражнений позволит провести занятие в отсутствие педагога (иногда такое случается).
Перед концертмейстером и педагогом-хореографом на уроках классического танца ставятся не только обучающие цели, но и цели культурного и эстетического воспитания обучающихся. Их взаимодействие должно происходить так, чтобы занятия способствовали как улучшению качества исполнения движений и комбинаций, так и развитию активности музыкального восприятия обучающихся. Задача педагога-хореографа – составить программу, тематическое планирование учебного материала по хореографии. Задача концертмейстера – к этой составленной программе подобрать музыкальный материал. И планирование, и реализация учебной программы, и постановочная работа – возможны только в сотворчестве педагога-хореографа и концертмейстера.
Музыкальное оформление занятия должно прививать обучающимся осознанное отношение к музыкальному произведению: умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
В процессе обучения осуществляются следующие задачи музыкального воспитания: развитие музыкального восприятия метроритма; ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве; согласовывать характер движения с характером музыки; повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоциоально воспринимать её. Что касается репертуара, то на первых порах (да и потом) в подборе музыкального материала к занятиям, как воздух, необходима помощь педагога- хореографа, ибо в имеющихся пособиях примеры не всегда подходят к тому или иному движению и хорошее знание названий движений экзерсиса концертмейстером может не означать его правильного исполнения. В музыкальном сопровождении важны и мелодия, и гармония, и ритм, а готовый музыкальный материал не всегда может отвечать задачам того или иного движения. Достичь желаемого синтеза движения и музыки помогут навыки импровизации. В хореографической образовательной практике существует два способа музыкального оформления уроков классического танца. Первый предусматривает подбор музыкальной литературы, второй - использование собственных импровизаций. Среди специалистов-концертмейстеров бытуют разные точки зрения на приоритет того или иного способа хореографического аккомпанемента. Одни отстаивают исключительное право на использование сочинений различных композиторов, другие утверждают импровизацию основой сопровождения. Очевидно, что органичное сочетание этих двух методик и дает максимально положительный эффект в работе балетного концертмейстера.
В результате многолетнего труда, основанного на постоянном поиске нового музыкального материала, или придании старому материалу нового облика, используя для этого и навыки импровизации, профессионально сотрудничая на занятиях с педагогом-хореографом, концертмейстер превращается в мастера своего дела. Великолепными специалистами, тонко улавливающими нюансы и пульсацию движений, например, связанные с темпом движения в целом или его частью, плюс яркое исполнение акцентов на сильных долях или затакты, не рождаются, а становятся. И этому становлению способствует кропотливая работа вместе с педагогом-хореографом, который становится не только коллегой, но и другом, партнером в работе и тогда занятия приобретают творческие очертания.