Статья:

Специфика развития искусства батика во Вьетнаме и России во второй половине XX в. – нач. XXI в.

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Рудьковская М.В. Специфика развития искусства батика во Вьетнаме и России во второй половине XX в. – нач. XXI в. // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(47). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 38-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика развития искусства батика во Вьетнаме и России во второй половине XX в. – нач. XXI в.

Рудьковская Мария Витальевна
магистрант кафедры Декоративного искусства, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF BATIK ART IN VIETNAM AND THE RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY - EARLY XXI CENTURY

 

Maria Rudkovskaya

Student of the Master's Degree at the Department of Decorative Arts GBOUVO RK Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russia, Simferopol.

 

Аннотация. В данной статье проводится исследование развития и становления искусства «батик» во Вьетнаме и России во второй половине XX в. – нач. XXI в. На базе собранного материала осуществлен сравнительный анализ техник, методов, используемых материалов и сфер применения донного вида декоративной росписи ткани. Рассмотрены сферы применения данного древнего искусства в современном мире.

Abstract. This article examines the development and formation of the art of "batik" in Vietnam and Russia in the second half of the XX century-early XXI century. On the basis of the collected material, a comparative analysis of techniques, methods, materials used and areas of application of the bottom type of decorative fabric painting was carried out. The scope of application of this ancient art in the modern world is considered.

 

Ключевые слова: Вьетнам; Россия; батик; роспись по шелку; искусство; роспись по ткани; холодный батик; горячий батик; свободная роспись; шелк; резерв.

Keywords: Vietnam; Russia; batik; silk painting; art; fabric painting; cold batik; hot batik; free painting; silk, reserve.

 

Батик – одно из древних искусств, зародившихся одновременно в нескольких странах и получившее в каждой из них самобытное развитие.

Искусство «батик» являет собой технику по ручной росписи ткани специализированными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди понимают под словом «батик» пестро расписанную вручную материю, однако специалисты говорят под этим словом имеют ввиду саму технологию. Основу данного искусства составляет предварительная пропитка тканей смесями, не позволяющими краскам растекаться.

Прежде чем разбирать особенности развития искусства батик во Вьетнаме стоит учесть, что данная страна находилась под влиянием Китайской империи, что несомненно отразилось в искусстве.  Огромную роль в истории развития вьетнамского батика внесли китайские технологии окрашивания полотен. Именно в Китае родилась совершенная основа для такого рода окрашивания – шелк. А Вьетнам стал крупнейшим центром производства этой благородной ткани [1, с. 20].

Существует множество способов расписать ткани. Основу данного искусства составляют три основных техники: холодная, горячая и без границ.

Техника холодного батика производится благодаря покрытию ткани специальным резервирующим веществом. При помощи резерва наносятся замкнутые контуры заранее заданного рисунка. После его высыхания выполняется заливка цвета. Контур добавляет работе некую графичность, делая ее более завершенной. После данного этапа контур не удаляется. Применяемые составы просты и нетоксичны, что делает этот способ самым распространенным. Такая техника подходит для росписи тонкого хлопка и шелка. Наносить краски можно несколькими способами: кисточками, кусочками ваты или поролона. Для надежности краски на готовом изделии фиксируют путем глажки с изнаночной стороны [4, с. 13].

Горячий же батик по своей технике, похож на холодный, вернее сказать, что все на самом деле наоборот. Холодный батик похож на горячий. Так как именно горячий батик был самым первым представителем данного искусства. В этой технике также используется резервирующее вещество, однако оно может наносится, как контурно-таки плоскостями. В качестве резервирующего вещества чаще всего выступают воск или парафин. На материю согласно заданному рисунку наносится резерв. После чего ткань пускается в емкость с красителем, и так продолжается пока весь узор не заполнится соответствующими цветами. Еще одним отличаем является то, что для закрепления красителей на ткани используют паровые установки.

Если говорить о технике свободной росписи, то она полностью оправдывает свое название. С этой техникой художник может позволить себе обходиться без пропитки ткани резервирующими составами. Материя покрывается, как холст художника – свободными мазками. И только уже на завершающем этапе может применяться техника холодного батика для предания четкости изображению [3, с. 41].

Во Вьетнаме самый первый способ росписи полотна – гончарный. На шелк наносился расплавленный воск, согласно рисунку, после ткань погружали в краситель. Затем ткань вынимали и сушили. С высохшей окрашенной ткани удаляли воск, после его удаления ткань оставалась нетронутой красителем. В случае если рисунок требовал нескольких цветов, то процедуру повторяли до готовности изделия.

Также существовал и обратный метод. Сначала пигментировали ткань красителем, после рисунок покрывался воском и опускался в содовый раствор. Раствор смывал пигмент, однако воск оставлял его нетронутым. После повторения этого алгоритма несколько раз получались трехцветные рисунки – такие рисунки считались высшим уровнем мастерства.

В России интерес к живописи по текстилю появился в прошлом веке. Распространившийся тогда стиль модерн способствовал развитию искусства батик на территории нашей страны. Однако техника претерпела изменения. Теперь для создания холодного батика не требовалось никакого специального оборудования, благодаря этому она становилась совершенно безопасной и могла выполняться дома, а также использоваться на занятиях с детьми [2, с. 53].

Говоря о канонах стоит отметить, что за многовековую историю развития искусства батик во Вьетнаме основные мотивы и каноны изображения не поменялись. Излюбленные пейзажи родного края, флора и фауна данного региона, городские (рыночные) сцены со стаффажем и мифические создания из легенд – все это нашло свое отражения в полотнах Вьетнамских мастеров. Горы, тонущие в неспешных облаках, бурные потоки рек и ветви сливы и сакуры – изысканные мотивы для декоративных ширм. Образы флоры и фауны: лотосы, декоративные карпы, мандаринки, павлины и т. д. зачастую писались для зажиточных слоев простого народа. А мифологические существа такие, как дракон, зачастую олицетворяли силу и власть королевского двора. И, соответственно, изображались на полотнах для дворца [3, с. 20].

В России же никаких канонов установлено не было. Появившись со стилем модерн, батик был лишь диковинкой слепо, а порой и неудачно, копирующий азиатские мотивы. Никто даже не задумывался о ценности батика, как о искусстве. Однако не смотря на столь смутные времена о этой технике не забыли, а напротив стали развивать и возвели в ранг искусства.

В то время, как с приходом научно-технической революции появление новых техник росписи: трафаретная окраска, отодвинули на второй план традиционные методы росписи. Изделия становятся сложнее и богаче, а главнее доступнее. И уже во Вьетнаме в XIX веке орнаменты и картины приобретают привычный для нас облик. Ценность ручной работы уменьшается и спрос на нее падает. Вытесненная массовым печатным производством она переходит из чего-то утилитарного в произведение искусства, атрибутом роскоши и достатка.

В нашей стране «батик» напротив вырос из чего-то фабричного в искусство. Начиная с семидесятых годов прошлого столетия появляются специалисты, сыскавшие славу своими шедеврами на шелке. Получив свое развитие в России, батик стал переосмыслением живописи по холсту. Вполне естественным стали шелковые полотна с изображениями городских и сельских пейзажей. Крымская художница Калеменева Валентина Александровна является одним из представителей данного направления в батике. Будучи уроженкой Симферополя ее полотна наполнены видами родного города, нежащегося в лучах ласкового солнца. Батик выполненный в технике свободной росписи, самой лишь своей техникой передает осенние и весенние мотивы дождя, мощь речки, что неспешно протягивает свои воды через весь город. На фоне столь вольных и плывучих пейзажей прописываются монументальная архитектура, что гармонично объединяет автор в своих полотнах [3, с. 5].

С другой стороны, обратившись к творчеству Аллы Свиреденко мы можем увидеть классические восточные мотивы. Однако ее коллекция богата различными тематиками: восточные полотна, отсылающие нас на родину техники, дивных орнаментов из ирисов, что отсылают нас ко времени, когда модерн лишь пришел в Россию, фантазийные интерпретации религиозных сцен.

Проведя исследования на тему «Специфика развития искусства батика во Вьетнаме и России во второй половине XX в. – нач. XXI в.» можно сделать следующие выводы. На территории России принцип создания росписи по шелку значительно упростили, что способствовало массовому распространению. После прихода научно-технического прогресса в России и во Вьетнаме искусство «батик» проходит противоположные пути развития. На своей родине, во Вьетнаме, батик, как искусство, уступает научно-технической революции и становится частью массового производства. В то время, как в России он напротив из массового производства возводится в статус искусства.

 

Список литературы:
1. Алферов Л. Г. Технологии росписи: Дерево. Металл. Керамика. Ткани - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 352 с. 
2. Березин Э. О. Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках. – М.: 1982. − 332с.
3. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для вузов. − М.: ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
4. Нгуен Зуи Куй. Разнообразие культуры Вьетнама. – Ханой, 2002. – 201 с.
5. Сараева Ю. С. Роспись по ткани. − Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 160 с.
6. Хейнд Модс. Малая история искусств. – М.: Искусство, 1978. – 361с.