Гендерная направленность медиатекстов: теоретический аспект
Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Германские языки
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Гендерная направленность медиатекстов: теоретический аспект
Gender Orientation of Mediatexts: a Theoretical Aspect
Elena Frenkel
postgraduate student of Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine, Kyiv
Аннотация. В статье речь идёт о становлении гендерной лингвистики как науки, связанном с феминистским движением и началом изучения языка в его взаимосвязи с биосоциальными параметрами личности; рассматриваются признаки андроцентризма, которые нашли своё проявление в языке, и роль медиадискурса в качестве медиатора гендерных стереотипов.
Abstract. The article deals with the development of gender linguistics as a science, connected with the feminist movement and the beginning of language studies in relation to individual biosocial parameters; androcentric features, revealed in the language, and the role of mediadiscourse as means of gender stereotypes mediator are considered.
Ключевые слова: гендер, гендерная лингвистика, языковая картина мира, андроцентризм, феминизм, массмедийный гендерный дискурс.
Keywords: gender, gender linguistics, language world map, androcentrism, feminism, massmedia gender discourse.
Введение. Язык как знаковая система, которой человек оперирует в процессе трансляции культуры и социальных отношений, со свойственной ей моралью, менталитетом, традициями, формирует языковую картину мира, то есть категоризирует и концептуализирует представления о мире в языке [11]. На современном этапе общественного развития картина мира отдельных индивидов формируется под влиянием массмедиа. В результате этого выделяют медиакартину мира [15, с. 131], которую можно определить как фрагмент языковой картины, в которой человек выступает в фундаментальной для культуры оппозиции «мужчина-женщина». Повышенный интерес к изучению вопросов особенностей репрезентации в языке личности в зависимости от её половой принадлежности предопределил гендерную направленность лингвистических исследований.
Цель и метод исследования. В результате проведённого теоретического анализа в статье преследуем цель рассмотреть становление феминистской лингвистики и особенности языковедческих исследований гендера на материале медиадискурса, продукты которого являются гендерно-ориентированными, а также отметить лакуны в изучении этого аспекта и наметить перспективу дальнейшего исследования.
Основная часть. Начало гендерных исследований связывают с феминистским движением – концепцией социокультурного развития, согласно которой патриархату противопоставляется качественно новое отношение к роли женщины в обществе с учётом её прав и свобод. В 1949 году опубликована книга Симоны де Бовуар «Второй пол» («Le Deuxième Sexe»), в которой нитью проходит проблема подавления женского в культуре. Исследовательница подчёркивает, что эталоном в обществе воспринимается всё мужское, в то время как женское понимается как отклонение от нормы [2, с. 66].
Феминистская критика языка как новое направление лингвистических исследований датируется 60-ми годами ХХ столетия, благодаря Новому женскому движению в США и Германии. Его направленность отличалась от ранних этапов борьбы женщин за гражданские и политические права: теперь акцент переносится на отстаивание равных возможностей в различных сферах общественной деятельности [20, с. 98]. Возникновению феминистской лингвистики способствовало появление новых научных направлений в самой лингвистике в 50-60-х годах, таких как социолингвистика, психолингвистика, прагматика. Началось разностороннее изучение связи языка с биосоциальными параметрами личности, в том числе и с полом [3, с. 513]. Распространение феминистской критики языка связывают с появлением работ З. Трёмель-Плётц (1978) и Л. Пуш (1984) [9, с. 15].
Для критики социокультурной концепции, согласно которой мужское и женское рассматриваются с точки зрения дихотомии, теоретики гендерного подхода и представители феминистcкого движения используют термин «андроцентризм». Это не только картина мира сквозь призму мужского видения, но и представление мужских взглядов как нормативных. Не последнюю роль в отражении андроцентризма играет и язык: языковая картина мира воспроизводит мир именно с мужской точки зрения. В рамках феминистской лингвистики выделяют следующие признаки андроцентризма:
- отождествление понятий «человек» и «мужчина»: во многих языках на их обозначение употребляется одно слово (в английском языке, например, man, human being, но не woman being [5];
- восприятие человечества в целом как мужской прерогативы: употребление синонимических слов humanity и mankind (но не womankind);
- существительные женского рода на обозначение профессий, социального статуса, как правило, производные от существительных мужского рода, а не наоборот, что сложилось исторически в связи с недоступностью для женщин многих сфер общественной деятельности;
- существительные мужского рода могут употребляться на обозначение представителей любого пола (например, teacher, doctor);
- маскулинность и фемининность противопоставляются как полюса в качественном (позитивная и негативная коннотация) и количественном (доминирование мужского как общечеловеческого) соотношении [9, с. 16-17].
Таким образом, имеет место тенденция игнорирования женщин в картине мира в целом, и в языковой картине в частности, что спровоцировало сексистскую ассиметрию в языке. Поэтому представительницы феминистского движения настаивали на переосмыслении языковых норм, так как язык – не что иное, как продукт мужской точки зрения.
До 1960-х годов психические и поведенческие особенности, которые отличают мужчин и женщин друг от друга, называли половыми отличиями. В современном значении термин «гендер» был введён в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в конце 60-х годов ХХ столетия [27]. Хотя сама идея разграничения биологического и социального пола высказывалась ещё в 1935 году Маргаред Мид в книге «Пол и темперамент в трёх примитивных обществах» («Sex and temperament in three primitive societies») [26].
Майкл Киммел в системе гендерных характеристик личности выделяет три, одинаково важные, факторы:
- идентичность – социальное самоопределение личности;
- интеракции – отношения человека с окружающими;
- институции – социальные, экономические, политические структуры общества, государственные институты власти [7, с. 76-77].
Именно к институциям и следует отнести сферу массмедиа, которая транслирует те или иные гендерные стереотипы, представления о социальных ролях мужчин и женщин широкой аудитории адресатов. Ведь гендерная картина в социуме, с точки зрения Ю. Масловой, наиболее полно эксплицирована именно современными СМИ, так как они, кроме того, что отражают гендерные стереотипы, осуществляют скрытую манипуляцию сознанием реципиента. Гендерно маркированная лексика, которая используется СМИ, формирует концептуальное поле массмедийного гендерного дискурса, что способствует получению полной картины о гендерных отношениях и гендерной ситуации в социуме [13, с. 58]. Тем более, что наблюдается смена точки зрения на традиционное видение гендерных стереотипов, что и вызывает актуальность новых исследований в этом направлении.
Среди отечественных и российских учёных гендерную проблематику на материалах СМИ разрабатывали И. Засурский [6], И. Грошев [4], А. Кирилина [8], О. Воронина [1], Л. Таран [19], Е. Милосердова [14], Н. Сидоренко [18], Т. Шилова [21], О. Кись [10], О. Котик [12], Т. Розанова [16], Ю. Маслова [13], Л. Рыженко [17] и другие. Гендерной тематикой в сфере массмедиа интересовались и зарубежные исследователи, такие как Л. Макартур [25], Дж. Вайлз [28], С. Кім [24], М. Айзенд [22], А. Фернам [23] и другие.
Исследователи в своих трудах уделяют внимание прежде всего проблеме гендерной стереотипизации как основной теме, которая пронизывает все разновидности СМИ, а также особенностям конструирования мужских и женских образов, представленных в рекламных сообщениях.
И. Грошев, например, подчёркивает свойственную женщинам хозяйственность; их красоту как оружие для покорения мужчин; заботливость о членах семьи; дурость – свойство женщины, которая плохо разбирается в какой-то проблеме, тогда ей на выручку приходит рекламированный товар; уступчивость – умение прислушиваться к мужскому совету; решительность – способность достигать поставленных целей. Среди мужских образов исследователь выделяет следующие: бизнесмен – деловой человек, атрибутами которого являются дорогой костюм, презентабельный автомобиль, последняя модель телефона; спортсмен с хорошей физической формой – в рекламе он, как правило, демонстрирует тренированное тело; искуситель-казанова – мужчина приятной внешности, несомненно в окружении женской компании; муж – заботливый спутник своей жены, который противопоставляется такому, который постоянно создаёт неприятности своей второй половине; мужчина-потребитель, который использует рекламированный товар [4, с. 172-187].
В результате проведённого анализа научных источников можно констатировать, что акцент делается преимущественно на исследовании гендерного аспекта на материале рекламного дискурса и «женского» в нём, в чём также просматривается гендерная асимметрия. С одной стороны, эта тенденция вызвана массово-стихийной подачей рекламных сообщений, а с другой стороны, исследование женского аспекта преследует цель обнаружить как можно больше доказательств гендерного неравенства с дальнейшим созданием новой программы его преодоления.
Как замечает Т. Розанова, основной особенностью рекламного дискурса является схематическое изображение типичных свойств коммуникантов и своеобразная идеализация того, что изображается. К примеру, женщина в рекламе выступает в виде красотки, которая постоянно должна следить за собой, ввиду пристального внимания окружающих. В этом наблюдается преувеличение рекламных образов мужественности и женственности, что провоцирует противостояния в гендерном самоопределении [16, с. 78-79].
Вывод. Таким образом, гендерная проблематика в лингвистике не теряет своей актуальности в связи с перемещением акцентов из сугубо традиционных представлений относительно образов «мужского» и «женского» в социуме и культуре, согласно которым мужчина рассматривается с точки зрения доминирования над женщиной, к новому видению роли женщины как партнёра. Наиболее имплицитно гендерная проблематика представлена сквозь призму современных медиа как главного медиатора проявления гендерной асимметрии, закреплённых моделей поведения и новых общественных норм, маскулинного и фемининного. Но и здесь ещё наблюдаются исследовательские лакуны, которые требуют пристального изучения. Прежде всего, это вовлечение в круг научных интересов мужского компонента и на материале медиатекстов, к которым относятся портретные интервью, рассмотрение специфики коммуникативного поведения респондентов с учётом гендерного аспекта.