Ландшафтно-композиционные концепции проектирования городской среды архитектурного бюро Semren & Mansson
Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Ландшафтно-композиционные концепции проектирования городской среды архитектурного бюро Semren & Mansson
LANDSCAPE-COMPOSITE CONCEPTS OF DESIGNING THE URBAN ENVIRONMENT OF THE ARCHITECTURAL OFFICE SEMREN & MANSSON
Michael Gorelov
Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow
Аннотация. В приведённом материале рассказывается о градостроительной концепции шведского архитектурного бюро Semrén & Månsson в совокупности с характером восприятия жизни человека в современном урбанистическом пространстве. В статье приводятся примеры организации массовой жилищной застройки на основе взаимного проникновения архитектурных комплексов и окружающей среды, бережного к ней отношения. Более того, проводится мысль о возможности эстетического воспитании отношения человека применительно к своему жилищу, об адаптации человека в среде современного мегаполиса. Подчеркиваются основные художественные, композиционные приёмы проектирования в совокупности с конкретикой концептуальных решений, с набором базовых художественно-образных элементов, отличающих данное бюро от множества иных, не менее значимых своих конкурентов на рынке строительства городских кварталов и отдельных социальных объектов.
Abstract. This article describes the urban planning concept of the Swedish architectural firm Semrén & Månsson in conjunction with the nature of the perception of human life in the modern urban space. The article provides examples of the organization of mass housing development on the basis of mutual penetration of architectural complexes and the environment, careful attitude to it. Moreover, the idea of the possibility of aesthetic education of a person's attitude in relation to their home, about the adaptation of a person in the environment of a modern metropolis, is carried out. The main artistic and compositional design techniques are emphasized, together with the specifics of conceptual solutions, with a set of basic artistic and figurative elements that distinguish this bureau from many other, no less significant competitors in the market of construction of city blocks and individual social objects.
Ключевые слова: анализ строительства городской среды; проектирование микрорайонов; урбанистическое пространство; концепция благоустройства жилья.
Keywords: analysis of the construction of the urban environment; design of microdistricts; urban space; the concept of home improvement.
Взаимоотношения Швеции и России не всегда были гладкими. Но как бы то ни было, шведы оставили у нас заметный культурный след. Достаточно взглянуть на самую «шведскую» улицу в Петербурге – Малую Конюшенную − тихую, малолюдную, с прекрасными зданиями, возведенными известными шведскими архитекторами Андерсоном и Лидвалем. Здесь же, на пересечении со Шведским переулком, разместился главный российский офис компании Semrén & Månsson.
Semrén & Månsson − шведское архитектурное бюро c большими перспективами и отличной репутацией. Его создатели − шведские архитекторы Магнус Монссон и Мария Броман. Обладая глубоким пониманием архитектуры, технологий и экономики, Магнус Монссон активно работает в широком спектре направлений архитектурной практики, включая градостроительное проектирование, дизайн интерьеров и передовые методы управления проектами. Посты советника в шведской государственной компании-девелопере объектов образования Akademiska Hus, Председателя жюри в фонде Каспера Салина, а также представителя объединения шведских архитекторов в правительственной группе ЕС – только часть почётных должностей, которые стали признанием его многолетней профессиональной деятельности в сфере гражданского строительства и вовлечённости в решение социальных задач [3]. В его офисах в Швеции, России и Польше трудятся порядка 150 архитекторов, их труд соответствует высоким стандартам шведского дизайна и шведского качества. Фирма постоянно старается учитывать малейшие пожелания заказчика, и более этого − предугадывать эти пожелания. Компания Semrén & Månsson является первой шведской архитектурной фирмой, открывшей свой офис в Санкт-Петербурге после почти 100 летнего отсутствия шведских архитекторов в России. Она создала здесь прочный фундамент, на котором шведские и наши отечественные архитекторы тесно работают друг с другом в различных проектах. В сотрудничестве с заказчиками достигается необходимый уровень проектирования, индивидуальный подход к проектам, в том числе, как результат такого подхода − высокое качество архитектурных решений на протяжении всего процесса проектирования. С самого момента создания компании в 1969 году наряду с архитектурными аспектами, бюро не менее увлечённо работает над экономическими и техническими аспектами проектирования. Разрабатывают ли они проект гостиницы, жилого дома или больницы, авторы создают архитектуру, которая выдерживает испытание временем и в экономическом, и в социальном, и в энергосберегающем, и в экологическом смыслах. В 2017 г. в Москве, в Музее Архитектуры им. Щусева профессор архитектуры и владелец шведского архитектурного бюро Semren & Mansson Магнус Монссон выступил с лекцией «Современная шведская архитектура в постиндустриальном контексте». Во время лекции Магнус Монссон рассказал о том, какими путями в Швеции в послевоенное время решался вопрос массового строительства и накопленный удачный и неудачный опыт сформировал в современной жилой застройке шведских городов определенные тренды, как эти тренды компания Semren & Mansson развивает в своих проектах и почему многие шведские архитектурно-конструктивные решения оказались актуальными для российского рынка жилья. По словам профессора Монссона, на первом плане в шведской архитектуре сейчас находятся три составляющих: все, что строится, должно быть экологичным, энергоэффективным и социально устойчивым. Последний пункт он объясняет следующим образом: «В современном обществе люди становятся все более разобщенными, растет приток населения в города и отчужденность от этого только усиливается, нарушается социальная структура. Я вижу роль архитектора в том, чтобы попробовать нивелировать этот процесс, изменить тенденцию» [1].
В Швеции на данный момент существуют два доминирующих тренда в массовой застройке: жестко структурированная квартальная застройка и свободная застройка разной этажности внутри четко очерченных границ. И тот и другой тренд позволяют создавать комфортную среду. Главное, по словам Монссона, следовать за «магией места», иными словами, учитывая ландшафт и географические данные. «Крупные кварталы имеет смысл разделять на более мелкие, таким образом индивидуализируя их. А внутри − разрабатывать определенную архитектуру для каждого здания. Это позволяет жителям ассоциировать себя с конкретным домом, кварталом, местом. К тому же, в Швеции люди больше не покупают некрасивую архитектуру», − утверждает Магнус Монссон [2]. По словам Магнуса, планировочные решения являются для шведских архитекторов не менее актуальной и интересной задачей. Долгие зимы и короткий световой день объясняют повышенные требования к инсоляции, что очень актуально и для российской действительности. Для шведов очень важно, чтобы помещения внутри дома не ограничивались глухими стенами, чтобы из комнаты было несколько выходов [2]. Таким образом, одним из основных планировочных решений до сих пор является продольная ось квартиры, когда вся она просматривается насквозь через несколько помещений.
Известно, что проектировщик в Швеции сам несет ответственность за то, что он делает, т. е. это вопрос корпоративной ответственности. Начинается все с концепции, потом идет стадия инженерной концепции − это еще как бы эскиз, но от общего постепенно переходят к более детальной концепции, вместе с инженерами и конструкторами. Потом следует собственно проектирование, но до него делается экспертиза. В Швеции проектировщики это делают сами, поскольку сами отвечают за все нормы и правила [3]. В России есть контрольный механизм со стороны государства, кто-то должен проверять, устанавливать жесткие ограничения. Там эти ограничения − результат серьезной конкуренции между проектными компаниями, они стремятся выдать наилучший продукт, и рынок это регулирует наилучшим образом. На первом месте у архитектора всегда идёт понимание условий проекта, экономики. Авторы всегда исходят от человека, это самое главное − работа с масштабом, с планировками квартир, входными группами, ландшафтным дизайном, который делает пространство уютным и безопасным. Общий подход к проектированию социальных объектов в Швеции (детские сады, школы, больницы и т. п.) заключается в том, чтобы оптимизировать функции, не размазывать их пространственно. И это как раз то, что позволяет делать эти объекты менее затратными в строительстве.
Во всех проектах фирмы всегда присутствует на стадии концепции такой раздел, который называется "инженерная концепция". Специалисты занимаются исследованиями возможностей в комплексе, чтобы снизить энергозатраты, начиная от количества инфракрасного тепла, попадающего в здание снаружи, до теплопроводности стен. Обязательно делается климатическая модель здания. Нормативы двигают рынок. В России пока такого комплексного подхода нет.
В Швеции в 2002 году было разрешено высотное строительство из дерева, там просто короче это плечо взаимодействия бизнеса и власти. Ограничения по строительству деревянных зданий были введены в конце 19 века после крупных пожаров, и достаточно долго эта норма держалась. А потом анализ показал, что уже давно такой проблемы нет. У дерева многие параметры даже выше, чем у бетонных конструкций, в том числе и устойчивость к огню. Деревянная конструкция с точки зрения конструктива в чем-то даже проще, материал легче. Эта концепция строительства из дерева дала в целом очень мощный толчок развитию технологий и логике проектирования [3].
В трех километрах от Московской Кольцевой автодороги, к северо-западу от Мытищ, заканчивается строительство квартала «Скандинавский». И хотя Мытищи, как известно, уже застроены достаточно плотно, здесь, за границей столичного сателлита, ситуация иная: преобладают деревни, заполненные в основном коттеджами, и леса, которых сохранилось достаточно много. Если смотреть шире, то от мытищинского Бородина – 6 км до Пироговского водохранилища, рядом Хлебниковский и Пироговский лесопарки, но ближе всего лес, принадлежащий «Мытищинскому лесхозу». Для проектирования пригласили шведское бюро Semrén & Månsson – отсюда название «Скандинавский».
«Это должен быть небольшой городок, полностью самодостаточный», – говорит Мария Броман, главный архитектор проекта бюро Semrén+Månsson[4]. Три больших секционных корпуса решены в виде кварталов с незамкнутым планом. «Как известно, кварталы стали трендом в Москве, – комментируют архитекторы, – но в Швеции они, как кажется, никогда не теряли популярности. Так что это в некотором смысле и скандинавская черта» [4]. Впрочем как известно, «чистый» вариант квартальной планировки подходит для домов высотой не больше 6-8 этажей, так что вполне логично, что в данном случае планировка – смешанная. Рамки кварталов разомкнуты, высота секций варьируется от 8 до 16 этажей, делая силуэт непрямым. Под тремя корпусами квартальной планировки запланированы подземные паркинги. Перед торцом третьего корпуса в сторону шоссе выдвинута 16-этажная башня-акцент, чей слегка заостренный юго-восточный угол «смотрит» на трассу. За ним расположился двухэтажный офис продаж – вместе с открытой гостевой парковкой они формируют образ жилого комплекса со стороны шоссе. (Рис. 1).
«Скандинавский» в большей степени ориентирован на собственный внутренний бульвар, который начинается у башни 4 корпуса на юге, и тянется внутри комплекса, образуя его внутреннюю ось. Бульвар открыт для машин, но только машин обитателей комплекса и их гостей. Он разделяет ряд жилых корпусов первой очереди и пространство, отданное второй очереди: двум жилым домам, детскому саду, школе и стадиону. Кроме того, замкнутые части кварталов обращены к бульвару и образуют вдоль него фронт застройки городского типа – с кафе, магазинами и – это заявлено отдельно – салонами красоты в первых этажах. Арок в домах нет, но входные вестибюли спроектированы сквозными: можно войти с улицы, можно со двора, или пройти насквозь, что ощутимо повышает пористость комплекса и сокращает пути.
Рисунок 1. Квартал «Скандинавский». Авт. Semrén & Månsson. 2017 - 2021
Работая с фасадами, архитекторы стремились «персонализировать» пространство: секции не только разновысотные, их фасады решены в разных цветах – сдержанного «северо-европейского» тона, с вариациями от белого и серого до желто-бежевого и кирпично-красного. Актуальный прием имитации городской улицы не доведен, однако, до предела: фасады лаконичны и подчинены общей теме. «У нас был своего рода «тулбокс» из элементов: окна, балконы, цвета. Мы их перемешивали, и каждая секция становилась индивидуальной, – объясняет проект Мария Броман. – Нам кажется, что для жильцов важно, когда они осознают, что живут именно в этом, к примеру, коричневом доме. А во-вторых, индивидуальность важна для масштаба. Так создается впечатление, что комплекс немного меньше, чем он есть на самом деле» [4].
Что касается планировочных решений в проекте, то они являются ярким примером соединения скандинавских и российских традиций. Принципиальным отличием шведских планировок является рациональность и компактность, объединение кухни с гостиной, наличие множества подсобных помещений. В целом, архитектор и застройщик уверены, что современный покупатель ждет новых предложений. Положительный интегрированный зарубежный опыт приведет к появлению и развитию принципиально нового продукта жилой застройки, в котором запрос будущих жителей дома на собственную уникальность и гармоничную окружающую экстерьерную и интерьерную среду будет полностью удовлетворен [5].
Но это − новостройки, здесь, как известно, широта проектного творчества мало ограничена. А вот − строительство в исторических районах городов имеет свои особенности. С исторической архитектурной средой надо обращаться очень бережно и деликатно. Безусловно, соседство с историческими объектами должно быть учтено и вплетено в контекст нового проекта. Как и в каком объёме? Каждый конкретный случай требует досконального изучения, индивидуальной проработки и выбора наиболее релевантного архитектурного инструментария! Один из ярких примеров в практике − гостиница Clarion Post в Гетеборге, где к зданию Королевской почты, являющемуся памятником истории, было пристроено очень современное новое здание. (Рис. 2). Авторы нашли способ связать новую и историческую части единым ДНК − например, через использование в новых фасадах меди и сланца − материалов, широко применявшихся в отделке "исторического родственника" [5].
Рисунок 2. Гостиница Clarion Post. Гётеборг. Авт. Semrén & Månsson. 2011
Основной сегодняшний тренд в европейской архитектурной практике – это устойчивость во всех проявлениях. Это спрос на натуральные, качественные, имеющие большой срок службы материалы, природные цвета, безопасные покрытия. В настоящее время в крупных городах Швеции уменьшается количество парковочных мест, особенно в центре, где из-за востребованности каршеринга и карпулинга сокращается количество личных машин. Ту же самую тенденцию можно проследить и в Москве, в Санкт-Петербурге. В обозримом будущем нас ждет тенденция большего озеленения придомовых территорий, интерес к зеленым крышам, террасам, городским огородам. Москва, как мегаполис, в последнее время, даже несмотря на экономические санкции, остается крупной строительной площадкой, на которой работают многие именитые архитектурные компании.
25 ноября 2020 г. на торжественной церемонии награждения финалистов 12-ой премии в области жилой городской недвижимости Urban Awards жилой комплекс FORIVER, спроектированный с участием Semrén & Månsson по заказу ГК «Инград», получил первую награду в номинации «Премьера года». На протяжении двух с половиной месяцев члены жюри премии изучали проекты-номинанты. Всего на рассмотрение экспертной коллегии были представлены 74 комплекса из Москвы и Подмосковья. Жилой квартал FORIVER реализуется на Симоновской набережной в Даниловском районе столицы в рамках масштабного редевелопмента бывшей промзоны по совместному проекту Правительства Москвы и ГК «Инград» [6]. Строительство объекта началось в сентябре 2020 года. ЖК расположен в 5 км от Кремля и исторического центра cтолицы. Semrén & Månsson является автором архитектурно-градостроительной концепции, концепции благоустройства и архитектурных решений фасадов комплекса FORIVER (Рис. 3).
Рисунок 3. Жилой комплекс FORIVER (проект). Москва. Авт. Semrén & Månsson. 2021
Близость Москвы-реки определила характер архитектурной концепции и образа зданий. Источником вдохновения для архитекторов послужила вода, во всех своих многообразных интерпретациях. Она нашла отражение в планировке квартала, рисунках фасадов, расположении и форме балконов и террас. Три акцентные башни, обусловленные концепцией мастер-плана, обрамляют территорию жилого комплекса, создают её силуэт и выступают аванпостом. Тема воды обыгрывается на каждом фасаде по-разному. На первом повторяющийся рисунок создает «водную рябь», на втором фасаде считывается кильватерный след, а на третьем многообразное поведение поверхности воды отразилось в динамике формы балконов, неповторяющихся по форме террас, открывающих панорамные виды на реку и вечернее солнце. Для усиления яркой пластики образа, волны балконов проведены по всему периметру здания. Уровень пентхаусов решён лёгкими, минималистичными стеклянными объёмами, дающими наиболее открытые и широкие панорамные виды. Архитектура фасада типовой башни разработана в контрасте к акцентным башням, но не менее выразительна. Собственно, сама набережная призвана стать новым местом взаимодействия и отдыха жителей района, а также связать в единую рекреационную систему общественные пространства разных типов − входной площади, променада вдоль стилобата, локальной площади, сквера, прогулочной дороги вдоль набережной, транзитного вело-маршрута − их многообразие служит для обеспечения обширного пользовательского и рекреационного опыта жителей. К реке предусмотрен террасированный спуск с зонами отдыха. Для обеспечения климатического комфорта на всей территории набережной и жилого комплекса предлагается высадить крупномерные деревья и кустарники. Кварталы комплекса отличаются по ландшафтно-композиционному наполнению. В северном и центральном квартале предлагается создать образ тихого цветущего сада с древесно-кустарниковыми композициями, цветущими с мая по сентябрь. В этой части комплекса, на связанной пешеходными маршрутами территории, по концепции расположены функциональные площадки для детей разного возраста от 0 до 12 лет – они служат для спокойных игр, для спортивных занятий, для тихого отдыха, и сочетаются с многофункциональными видовыми площадками. (Рис. 4).
Рисунок 4. Жилой комплекс FORIVER (проект). Москва. Авт. Semrén & Månsson. 2021
В южном квартале ландшафтно-композиционное решение направлено на создание образа загородной жизни, приватной территории. Здесь предусмотрено многоуровневое озеленение, высокая живая изгородь у террас. Тему городского речного ландшафта поддерживает всесезонность насаждений, устойчивость видов, декоративность ствола и архитектуру кроны, разнообразие форм листа. Все элементы благоустройства предусматривают круглогодичное и многофункциональное использование на всей территории комплекса, различные сценарии отдыха. Насыщенное озеленение создает комфортный микроклимат, а безопасность среды формируется благодаря оптимальному размещению оборудования и освещения. Световые решения подобраны исходя из принципов скандинавского светодизайна, где прежде всего важны качественная, комфортная визуальная среда, интуитивно понятная навигация, минимальное световое загрязнение, функциональность, эстетичность и энергоэффективность световых приборов [6]. Было бы несправедливым думать, что проектные концепции фирмы кристаллизуются только в крупных российских центрах. Пример тому − Иркутск. Здесь, на Верхней набережной реки Ангары, идет строительство жилого комплекса «Скандинавия» по проекту Semrén & Månsson. Возведение первой очереди жилого комплекса завершилось уже в декабре 2020 года. Особенным этот проект делает его расположение на стыке городской и природной среды. При разработке концепции жилого комплекса авторы проекта исходили из потенциала этого места и искали возможности усилить преимущества территории. Одним из ключевых решений стал парковый характер благоустройства с длинными пешеходными маршрутами, выходящими к воде, местами отдыха и зонам для активных занятий. (Рис. 5) [6].
Рисунок 5. Жилой комплекс "Скандинавия" (проект). Иркутск. Авт. Semrén & Månsson. 2020
Грамотное зонирование позволило разместить дома так, что из окон квартир открывается прекрасный вид на набережную, при этом внутренние дворы сохраняют приватный характер. При разработке планировочных решений архитекторы исходили из традиционного для Semrén & Månsson подхода − полуоткрытая гибкая функциональная структура, правильные формы комнат, обилие дневного света и большие семейные зоны. Дизайн-код фасадов лаконичен, выдержан в природных оттенках. Близость природы гармонично сочетается с ценностями комфортной городской жизни, в комплексе запланированы кафе, магазины, наземные парковки, площадки для отдыха и мероприятий. Помимо сложных архитектурных объектов бюро проектирует социальные. В 2019 г. в Белгороде был построен дом для пожилых людей, требующих постоянного медицинского ухода. Все мы привыкли представлять себе дома для престарелых как некий неухоженный, лишенный эстетики и домашнего уюта объект. Но архитекторы изменили наше философское понимание о подобных сооружениях самой концепцией, подходом к проблеме. Приступая к задаче создания концепта универсального типового Дома для проживания пожилых людей, в такой же логике и с большим вниманием авторы искали модульное и адаптивное решение по благоустройству территории (Рис. 6).
Рисунок 6. Дом престарелых. Белгород. Авт. Semrén & Månsson. 2019
Модульная система благоустройства позволяет масштабировать и менять геометрию всего комплекса. В зависимости от региональных нормативов, возможностей участка, назначения, ландшафтное наполнение возможно варьировать, не уступая в качестве и сохраняя функционал. Универсальные модули включают в себя: газон, цветник, деревья, водоем, деревянный настил. Функциональные модули состоят из набора адаптируемых функций и подбираются опционально: спортивный, игровой, теплица, огород, сад ароматных трав, павильон и навес. Функциональный модуль «спортивный» оснащен специальным оборудованием, которое подходит для использования лицами пожилого возраста. Провести время в приятной компании единомышленников и поиграть в шахматы, шашки или домино можно в модуле «игровой». Для любителей садоводства и огородничества предлагаются модули «огород» и «теплица». В теплице можно круглогодично выращивать овощи, устраивать зимние сады, розарии. Теплицы возможно оборудовать раздвижными дверями для удобства доступа. «Сад ароматных трав» стимулирует органы чувств благодаря подбору ароматных растений особой текстуры. Клумбы приподняты для того, чтобы каждый посетитель мог потрогать растение и вдохнуть его аромат [7]. Плодовый сад можно высадить в модульной системе «деревья». Также этот модуль может стать лесным массивом с кормушками для птиц, наблюдением за природой. Для трапез под открытым небом и принятия солнечных ванн используются модули «газон» и «деревянный настил». Зона спокойного отдыха, место, где можно посидеть и полюбоваться садом, цветниками из многолетников или небольшим водоемом, располагается в функциональном модуле «навес» и может быть опционально оборудована качелями или садовым диваном. Открытые внутренние дворы адаптированы для передвижения людей с ограниченными возможностями. Благодаря системе раздвижных дверей двор становится продолжением внутренних помещений. Дорожки с плавными поворотами выполнены из нескользящего мощения тактильной плиткой. Покрытия функциональных зон выполнены из тротуарной плитки, деревянного настила или резинового покрытия. Прогулочная зона вдоль всей территории в летний период может использоваться для прогулок, бега, скандинавской ходьбы, в зимний – для лыжного и санного спорта [7].
1,5 года назад компания занялась генеральным проектированием, в рамках которого является реализация не только определённых городских объектов, микрорайонов, но и прогнозирование ландшафтной застройки небольших городов. Сейчас пакет заказов шведского бренда полон крупных объектов. Среди реализуемых в настоящее время проектов – Красноярская краевая больница площадью 200 тысяч кв.м, два медицинских центра премиум класса в Москве, квартальная жилая застройка в Перми и Тюмени. В Петербурге визитной карточкой шведского бренда можно назвать ЖК «Skandi Klubb» (ожидаемое время завершения строительства - 2022 г.) [7]. Накопленный шведский опыт в архитектуре, планировочных и инфраструктурных решениях применим в России, где существуют схожие задачи строительства большого количества массового жилья и ухода от безликой архитектуры и социальной среды.