КНИГА ХУДОЖНИКА И ЕЕ КРИТИКА
Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история искусства
LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
КНИГА ХУДОЖНИКА И ЕЕ КРИТИКА
THE ARTIST'S BOOK AND ITS CRITICS
Yulia Domracheva
Student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University - SPbPU., Russia, St. Petersburg
Tatyana Voloshinova
Scientific adviser, PhD, associate professor in Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University - SPbPU., Russia, St. Petersburg
Аннотация. В данной статье критика произведений искусств применяется к такому объекту исследования как книга художника. Анализируется состояние критики книги художника на сегодняшний момент.
Abstract. In this article, criticism of works of art is applied to such an object of study as an artist’s book. The state of criticism of the artist’s book at the moment is analyzed.
Ключевые слова: книга художника, издательское дело, искусство, критика искусства, художественная критика, livre d’artiste, artist’s book.
Keywords: book of art, publishing, art, art criticism, art criticism, livre d’artiste, artist’s book.
Критика любого произведения искусства необходима для его продвижения, объяснения зрителю и формирования ориентиров, более глубокого познания, творческого поиска художника. Поскольку все авторы едины во мнении, что книга художника является произведением искусства, то можно говорить о том, что к ней применимы художественный анализ и критика. По мнению автора, изучавшего терминологическую проблему книги художника, можно разделить объединяющее понятие на две группы: “Роскошные книги художника” и Book art [1].
“Роскошные книги художника” сводятся к тому, что известные художники своими работами дополняли текст автора по своему усмотрению. Существовал вариант сотрудничества, когда художник не рисовал картины под произведения, а предлагал выбрать из готовых офортов и в итоге отдаленно отражали описанное в тексте. Таким образом, работал Пабло Пикассо, лишь для единиц он выстраивал свою работу иначе [2]. Book art, напротив, создавали неизвестные авторы, и книги имели непритязательный внешний вид.
К Book art также как и к “роскошной книге” может быть применима обществоведческая терминология (тема, стиль, композиция и т.д.). В случае данного объекта исследования критик, в рамках искусствоведческого анализа, должен быть знаком с биографиями художников, иметь глубокие познания в направлениях искусства (авангардизм, футуризм, дадаизм), знать их историю. В изданиях, посвященной данной теме акцент делается на образовании художника (скульптора), его жизненном пути и работами, создававшимися в тот или иной период. Стоит отметить, что издатели не хотели обращаться к профессиональным художникам-граверам, а отдавали свои книги на сотворчество живописцам с этого и началась история зарождения livre d’artiste во Франции. Cкульпторы работали с книгой художника, поскольку у них было академическое образование (скульптура всегда начинается с наброска) и известность. Поэтому именно этим и объясняется то, что Джакометти, Роден, Майоль, Цадкин и др. работали не столько в портретном жанре, сколько создавали свои книги по принципу художников, изображая сюжеты, пейзажи, натюрморты, абстракции и т.д. [3].
Основной задачей художественной критики является донесение важности той или иной книги художника и рассмотрения проблемы «вечного» и «переходящего» в искусстве, но часто критик, анализирующий книгу художника, будет сталкиваться с произведениями “без истории”.
Книга художника представляет собой многоуровневый цельный образно-содержательный объект, на первом уровне которого согласно М. Сапарову выделяется первый материальный слой, к которому применимы понятия способы создания изображений (офорт, ксилография, линогравюра и т.д.), определенные приемы разработки конструкции книги (сшивка, оформление переплета, динамичные части внутри книги). На втором слое образной реконструкции применимы такие понятия как направление в искусстве, композиция, жанр. А на третьем слое предметно-непредставимого происходит образная интерпретация смысла. Для раскрытия замысла художнику необходимо перейти с одного уровня на другой для постижения особенностей соотношения формы и содержания произведения. Критика соединяет публику и художника, несущая направляющую функцию для первой и калибрующую функцию для второго. Важно отметить, профессиональная критика опирается на аргументированность, доказательность, а не эмоциональность. Образ в критике книге художника дает обоснование для какой-то одной мысли, не дает простор для воображения, как например в художественном произведении, помимо этого он является не новым, а общеизвестным. Задачей критики является появление новых знаний и смыслов благодаря возникающим у критика ассоциациям, но не полная характеристика произведения, а лишь выделение важных моментов произведения для решения ставящиеся в статье проблемы [4]. В идеале мнение критика должно опираться на эстетику, которая соответствует потребностям искусства сейчас и на принцип историзма.Также критик книги художника должен владеть знаниями философии, религии, мифологии, искусствознания, филологии, лингвистики [5].
Для художественной критики главным условием существования являются публичные выставки, поскольку именно они позволяют публике познакомиться искусством. Например, в 2015 году в Эрмитаже был открыт кабинет Книги художника с постоянной экспозицией.
Стоит отметить, что при анализе изданий, посвященных творчеству самых известных крупных художников (Дали и Пикассо), которые работали с книгой художника, становится очевидным, что наименьшее внимание уделено линогравюрам и офортам. Описанное представляет собой анализ с чисто художественной стороны: перечислены техники, позволяющие добиться того или иного эффекта [6]. Поскольку нет взаимосвязи с историческим периодом, контекстом произведения и созданных (подобранных) иллюстраций к нему, нет целостного подхода, то стоит говорить о том, что критика книги художника находится на этапе зачаточного состояния [7].