МИНИАТЮРНЫЕ ТРАДИЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ В 1980-Е ГОДЫ
Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
МИНИАТЮРНЫЕ ТРАДИЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЖИВОПИСИ В 1980-Е ГОДЫ
MINIATURE TRADITIONS IN AZERBAIJANI PAINTING IN THE 1980-s
Nargiz Rzayeva
Dissertation candidate at the Azerbaijan State Academy of Arts, Azerbaijan, Baku
Аннотация. В 1980-е годы в азербайджанском изобразительном искусстве стремление придать современность древним национальным художественным традициям было достаточно ощутимо у художников, работающих в других областях, но в большей степени это можно наблюдать в живописных произведениях различной тематики. Главным фактором, определившим это в нашей стране, конечно же, стало продолжение в более решительной форме творческой деятельности в направлении новаторства традиций древней миниатюры, начатой в 1980-е годы. Таким образом, 1980-е годы можно охарактеризовать как этап развития произведений в стиле миниатюры в азербайджанской живописи.
Abstract. In the 1980s, the desire to give modernity to the ancient national artistic traditions in the Azerbaijani fine art was sufficiently heard in the works of creators operating in other fields, but it is possible to observe it more in the painting works of various themes. Of course, the main factor determining this was the continuation of the creative activity in the direction of the innovation of ancient miniature traditions in our country in the 1980s in a more determined form. Therefore, the 1980s can be characterized as the stage of development of miniature style works in Azerbaijani painting.
In this sense, Elchin Aslanov's "Sultan Muhammad", Sanan Gurbanov's "Eastern Motif", Gayyur Yunus's "Woman and Man", "Love", "Heyran Khanum", Rasim Babayev's "Grief", "Sleep", "Two Faces", Fakhreddin Mammadvaliyev's " Turkic world", "The conquest of the Chinese great wall by the Turks", etc. works can be mentioned.
Ключевые слова: 1980-е годы, Азербайджан, живопись, миниатюра, традиция, стиль, художник.
Keywords: 1980s, Azerbaijan, painting, miniature, tradition, style, artist.
Хотя в XIX веке наблюдался спад интереса к написанию рукописных книг и их художественному оформлению по сравнению со средневековьем, в 1980-е годы представители нового поколения азербайджанской живописи проявили своеобразное отношение к миниатюрному стилю. Даже когда многовековой этап развития миниатюрного стиля сменился новым – «стилем Каджарским», он в определенном смысле сохранил свою художественно-эстетическую сущность. Иными словами, «каджарский стиль», который начал проявлять в себе первые признаки художественного содержания с XVII-XVIII веков, остается уникальным стилем в истории изобразительного искусства, так как сохраняет в своем облике соединение традиций реализма, уже переживающие свой расцвет в Европе, и стиль миниатюры, характеризующий восточную живопись» [3, с. 6].
Традиции миниатюры и «каджарского стиля» в истории азербайджанской живописи впервые развивали Мирза Гадим Иравани, Уста Ганбар Карабаги, Мир Мовсун Навваб, а позднее Али бек Гусейнзаде, Кейсар Кашиева-Сеидбейли, Бахруз бек Кенгерли, Ибрагим Сафи, Акбар Казимбеков, Азим Азимзаде, Газанфар Халыгов.
До наших дней дошли работы, обогащенные новыми художественными качествами живописи и графики, которые являются их плодом воображения. Следует отметить, что эти образцы азербайджанских художников на холсте являются первыми признаками азербайджанской станковой живописи. Исходя из этого, мы можем подчеркнуть, какую традицию следует избрать в качестве духовного источника нашей национальной живописи, развивавшейся в новых и совершенно иных общественно-политических условиях, возникших в начале XX века.
«В 1980-е и 1990-е годы азербайджанские художники больше интересовались экспериментами в разных стилях старого и нового искусства. В созданных произведениях можно встретить цитаты из искусства разных стилей и эпох. Здесь могли быть два совершенно разных полюса, например, ренессанс и экспрессионизм или восточная миниатюра и абстракционизм (Эльчин Асланов, Санан Гурбанов, Уджал Хагвердиев)» [1, с. 64].
В этот период обогащение творчества азербайджанских художников новыми художественными и техническими возможностями создало возможность для создания произведений в стиле миниатюры. Можно упомянуть работы «Султан Мухаммед» Эльчина Асланова, «Восточный мотив» Санана Гурбанова, «Женщина и мужчина», «Любовь», «Хейран ханум» Гайюра Юнуса, «Скорбь», «Сон», «Двуликий» Расима Бабаева, «Турецкий мир», «Завоевание Великой Китайской стены турками» Фахреддина Мамедвалиева, и других художников.
Наличие в творчестве Гайюра Юнуса характерных черт миниатюры и «каджарского стиля» приближает его творчество к его средневековым предшественникам-единомышленникам. Следует отметить, что, в отличие от своих современников, Гайюр Юнус был больше углублен в художественных мир мастеров миниатюры и виртуозно использовал почти все художественные приемы средневековых художников-миниатюристов. И так, одним из широко распространенных приемов в работах художника, было использование ритмичных декоративных белых круглых бусин для создания красивой цветовой гармонии на поверхности холста. В одном из главных образов произведения «Любовь» (1987) на одежде героини изображено множество белых бус. Они опоясывают воротник женщины тремя рядами полукругов, оживляют ее лицо, украшают юбку четырьмя равными рядами, выделяются на общем черном фоне красным поясом и создают особый ритм» [6, с. 203].
Рисунок 1. Гайюр Юнус «Любовь» (1987)
Хотя, идеологи советской эпохи считали, что азербайджанские художники полностью забыли свои древние национальные традиции, за короткий период времени молодые для того времени художники, создавшие произведения в миниатюрном стиле, в том числе творчески присвоившие это древнее национальное наследие, показали, что их мышление было в корне неверно. Таким образом, в 1980-е годы лаконичное цветовое решение, стилизация и художественная обобщенность в творчестве азербайджанских художников были ярким показателем нахождения классической азербайджанской миниатюрной стилистики, а не русско-советской и европейской живописи.
«Главным признаком мировоззрения в азербайджанском искусстве всегда было обращение к национальным и культурным ценностям. Если вспомнить историю советского изобразительного искусства 30-60-х годов XX века, когда индивидуальность была единой, то мы увидим, что эта попытка «самосознания», стремление «узнать свою родословную», стремление быть «другим» был не только нежелателен, но иногда даже опасен. Интерес к национальным традициям проявился в возрождении искусства миниатюры и каллиграфии, а также непосредственном включении элементов фольклора и национальной символики в сюжет и художественную структуру композиций» [1, с.65].
Расим Бабаев – один из выдающихся художников, который в своих произведениях совершенно по-иному выражает традиции миниатюры и национальные темы. Главные герои его произведений – дивы, мифологические персонажи турецких легенд и мифов. Следует отметить, что изображения дивов мы встречали в изобразительном искусстве на миниатюрах, принадлежащих средневековью, особенно на турецких миниатюрах, нарисованных Мухаммадом Сиях Кяламом из знаменитого манускрипта Фатеху, хранящегося во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Эти великолепные турецкие миниатюры, отражающие доисламское эстетическое видение и древнетюркское мировоззрение, оказали большое влияние на творчество Расима Бабаева и в результате в его произведениях создали ряд гигантских образов («Скорбь», 1983; Сон», 1983; «Двуликий», 1987).
"Существуют специалисты, которые связывали вновь возникающие образы дивов в творчестве Расима Бабаева с азербайджанским фольклором. Однако, есть тот факт, что эти изображения дивов, как настоящие люди плачут, смеются, возмущаются, боятся, любят, живут в городской среде, живут в загробной жизни и т. д. В чем же причина таких этических императивов? Ведь их нет в сказке «Джыртдан» и произведении «Шахнаме». Нет сомнения, что дивы, ставшие носителями этих духовно-этических категорий, были созданы во внутреннем мире художника в результате этической оценки реально существующих впечатлений» [4]. Следует также отметить, что новой страницей в азербайджанской живописи 1980-х годов стал общий образ, созданный синтезом примитивности с художественно-эстетическими принципами древнего миниатюрного стиля в творчестве Расима Бабаева.
Фахраддин Мамедвалиев – один из художников, глубоко знающий художественные и технические возможности наших национальных традиций. Главным фактором, который делает произведения Фахраддина Мамедвалиева, известного как автора произведений батального жанра, более родными и удивительными, является то, что, после ярких представителей тебризской миниатюрной школы, эти произведения отражают чрезвычайно многофигурную и сложную композиционную постановку. В этом смысле можно упомянуть многофигурные композиции, созданные художником в 1980-х годах как, «Битва», «Турецкий мир», «Завоевание Великой Китайской стены турками» и др. Эти произведения, названия которых мы выделили, являются поистине художественными образцами, обогащающими нашу национальную живописную сокровищницу.
Работа художника «Завоевание Великой Китайской стены турками», изображающая сражение турок с китайцами, отличается глубоким смыслом и содержанием и высоким художественным и эстетическим содержанием. В то же время это произведение привлекает особое внимание своей композиционной сложностью и художественной интерпретацией. Небольшая по размеру работа «Завоевание Великой Китайской стены турками» была создана художником в 1989-1991 годах. «Китайцы, долгие годы строившие это оборонительное сооружение, о величии которого ходят легенды, возможно, даже не думали, что оно когда-нибудь будет завоевано. Но они, вероятно, так думали потому, что недостаточно были знакомы с силой и властью турок. Поэтому завоевание этой легендарной оборонительной стены его храбрыми и бесстрашными предками стало для Фахреддина источником гордости с того дня, как он познал мир. Для молодого художника, который не представлял ни одного мгновения своей жизни без красок, мечтой создать занимающий в его сердце прочное место этот источник «гордости и восторга». Возможно, он как турок и создатель считал выполнение этой творческой работы своим долгом. В воображении художника это произведение во всех смыслах должно было отличаться от созданного им прежде и, быть может, превосходить» [2, с. 40-41].
Рисунок 2. Фахраддин Мамедвалиев. «Завоевание Великой Китайской стены турками». 1989-1991 гг.
Следует отметить, что богатая бесчисленными фигурами работа Фахреддина Мамедвалиева «Завоевание Великой Китайской стены турками» также создает ассоциацию с произведениями миниатюр Средневековья благодаря оригинальности выражения и высокому стилю исполнения. Также, яркость цвета и художественная условность в его работах исходили от миниатюрного стиля. Разумеется, на достижение художником упомянутых качеств непосредственно повлияло его творческое отношение к миниатюрной живописи.
Новым для нашей национальной живописи стало новаторство Фахреддина Мамедвелиева, основанное на миниатюрных традициях, в отказе от оптико-физической перспективы, взятой из Западной Европы и выполнении художественного решения многофигурных композиций принципом наложения.
В азербайджанском изобразительном искусстве стремление придать современность древним национальным художественным традициям весьма заметно в творчестве художников, работающих в других видах искусства, но это больше наблюдается в живописных произведениях различной тематики. Причина, по которой стиль миниатюры развивался таким образом, в то же время является изобразительное искусство, особенно живопись, которая по тематики была новаторской в конце 20 века. Этот процесс, осуществленный совместным творческим воображением наших художников, происходил при определенной возможности гармонизации древних художественно-творческих традиций с современностью, что привело национальную азербайджанскую живопись в единство с новыми художественными традициями.
Произведения выдающихся азербайджанских художников в миниатюрном стиле, сохраняющих в своих творениях древние традиции миниатюры, сегодня украшают многие известные музеи и престижные частные коллекции мира и являются зримым показателем творческого отношения нашего народа к богатой истории и культурным традициям.
В итоге отметим, что интерес к древним национальным традициям проявился в возрождении искусства каллиграфии и миниатюрного стиля, добавлении элементов национального фольклора, в том числе национальной символики в сюжет и художественную структуру миниатюрных композиций.
Произведения миниатюрного стиля 1980-х годов, которые мы привлекли к исследованию, еще раз показали, творческое отношение авторов к нашему национальному художественному наследию, особенно к средневековой миниатюре, и демонстрирует их способность интерпретировать древние национальные художественные традиции в современном исполнении. Поэтому, если бы азербайджанские художники продолжили в своем творчестве традиции миниатюры с новым творческим подходом, возможно, сегодня азербайджанская живопись имела бы совершенно иной вид.