Статья:

Мишель-Ришар Делаланд (1657-1726) как духовный композитор

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Шеко Н.А. Мишель-Ришар Делаланд (1657-1726) как духовный композитор // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 17-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мишель-Ришар Делаланд (1657-1726) как духовный композитор

Шеко Николай Александрович
аспирант Государственного института искусствознания, РФ, г. Москва

 

Michel-Richard Delalande (1657-1726) as a spiritual composer

 

Nikolay Sheko

a graduate student at the State Institute of Art studies, Russia, Moscow

 

Аннотация. Мишель-Ришар Делаланд (1657-1726) является одним из крупнейших французских композиторов рубежа XVII-XVIII веков. Он известен, прежде всего, своей духовной музыкой, хотя писал и светскую. Его композиторский талант наиболее ярко проявился в его мотетах. Сохранилась информация о семидесяти семи его произве­дениях в этом жанре, хотя и не все из них дошли до наших дней. Еще совсем недавно считалось, что Делаланд относится к группе второстепенных французских композиторов, работавших в период между Люлли и Рамо. Однако, более углубленное исследование его творчества заставило поставить его с ними на один уровень. В российском музыкознании творчество Делаланда все еще мало изучено. Ему посвящены лишь небольшие строки в музыкальных энциклопедиях и на некоторых сайтах посвященных истории музыки. В задачу данной статьи входит не только рассказать о композиторе, но и внести некоторые дополнительные сведения, касающиеся его биографии и творчества.

Abstract. Michel-Richard Delaland (1657-1726) is one of the greatest French composers of the turn of the 17th-18th centuries. He is known, above all, for his spiritual music, although he wrote and secular. His composer talent is most clearly manifested in his motets. There is information about seventy-seven of his works in this genre, although not all of them have survived. More recently, it was thought that Delaland belongs to the group of minor French composers who worked between Lully and Rameau. However, a more in-depth study of his work made him put it on the same level with them. In the Russian musicology, the work of Delaland is still little studied. Only small lines in musical encyclopedias and on some sites devoted to the history of music are devoted to him. The purpose of this article is not only to talk about the composer, but also to add some additional information regarding his biography and work.

 

Ключевые слова: Версаль; Делаланд; Духовные концерты; капелла; Людовик XIV; месса; мотет; орган; Франция; Париж.

Keywords: Versailles; Delalande; Concert Spirituel; chapelle; Louis XIV; messe; mass; motet; orgue; France; Paris.

 

Источники

Мишель-Ришар Делаланд является одним из ярчайших предста­вителей французской музыки рубежа XVII – XVIII веков. Принято считать, что его творчество фактически заполняет временную лакуну между двумя такими знаменитыми представителями французской музыки Нового времени как Жан-Батист Люлли (1632-1687) и Жан-Филипп Рамо (1683-1764). Как в советском, так и в российском музыковедении имя композитора Делаланда малоизвестно.

О его биографии упоминается лишь в нескольких исследованиях, посвященных специально французской музыке XVII-XVIII веков.

Например, замечательные работы Кривицкой, Березина или Розеншильда, приведенные в списке литературы, упоминают об этом композиторе.

В то же время, в американском и французском музыкознании имя Делаланда гораздо более известно. Существуют исследования, посвящен­ные как его биографии, так и его творчеству. О них будет сказано дальше.

В течение всего XVIII века Делаланд был одним из основных, и наиболее исполняемых французских композиторов. Его биографии и творчеству посвящены статьи в энциклопедиях, биографических словарях и других работах XVIII века, посвященных биографиям композиторов эпохи Людовика XIV (см. например «Французский парнас» Эврара Титона дю Тийе [19, С. 612-616], или «Очерк о старин­ной и современной музыке» Жана-Бенжамена де Ла Борда [11, С. 439]).

Первая биография Делаланда была написана практически сразу после его смерти. Она была помещена в предисловии к посмертному изданию его мотетов (1727-1729 г.).

Автором биографии считается некий Александр Таннево, хотя это всего лишь гипотеза. Тем не менее, эта краткая биографическая статья из предисловия к мотетам послужила основой для дальнейших биографий композитора. О Делаланде упоминают также исследователи истории концерта во Франции – Констант Пьер (1855-1918) [9] и Мишель Брене (1858-1918) [8].

Более серьезную научную работу, посвященную версальской карьере Делаланда, и основанную на изучении архивных документов, осуществил Андре Тессье. В своей статье «Версальская карьера Лаланда» (La carrière Versaillaise de Lalande) [16] он впервые после французской революции дает обзор биографии композитора, и ставит задачи и цели будущим исследователям творчества Делаланда.

 

Рисунок 1. Мишель-Ришар Делаланд (1657-1726) – гравюра Анри Симона Томассена из коллекции Французской Национальной библотеки

 

В след за Тессье Делаландом заинтересовался известный французский музыковед и исследователь музыки эпохи французского классицизма Норбер Дюфур. Этот ученый создал целую школу исследователей французской музыки XVII-XVIII веков, состоявшую из его студентов из Парижской консерватории (среди которых можно упомянуть таких известных впоследствии французских музыковедов, как Марсель Бенуа и Катрин Массип).

С использованием архивных материалов, найденных Андре Тессье, ими был создан сборник документов по Делаланду, с целью написания в будущем серьезной монографии о композиторе: «Примечания и заметки для истории Мишель-Ришара Делаланда (1657-1726)» [15]. Эту задачу – биографа Делаланда, взяла на себя одна из последовательниц Дюфура – Катрин Массип, которая написала биографию Делаланда, используя также и достижения американских музыковедов, таких как Лионель Сокинс и Джеймс Энтони.

Норбер Дюфур составил каталог произведений Делаланда, который, однако, не вошел в широкое употребление. Ему был предпочтен созданный позднее и более точный каталог [16] Лионеля Сокинса – американского музыковеда, написавшего множество статей и работ о Делаланде.

Биография

Музыкальное образование Делаланд получил в метризе (певческой школе для мальчиков) при церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа, где он учился вместе с таким известным, в будущем, французским придворным композитором, как Марен Маре (1656-1728). В 1678 году Делаланд участвовал в конкурсе на замещение должности органиста королевской капеллы, но не был принят. Тем не менее, он получил должность учителя по клавесину дочери герцога де Ноай – Марии-Кристины де Ноай (1672-1748).

Перед тем как стать композитором королевской капеллы Делаланд несколько лет работал органистом, причем одновременно в четырех парижских церквях: Сен-Жерве (где он замещал малолетнего Франсуа Куперена), Сен-Жан-ан-Грев, в главной иезуитской церкви Парижа на улице Сент-Антуан, и в женском монастыре Петит-Сент-Антуан. Однако, он не оставил сочинений для этого инструмента.

Решающим моментом в музыкальной карьере Делаланда стало его назначение на пост су-метра Королевской капеллы в Версале.

После того, как в 1682 году королевский двор окончательно устроился в только что законченном Версальском дворце, король решил обновить музыкальный состав своей капеллы. К тому моменту в ней работали два су-метра (руководителя капеллы) – Анри Дю Мон (1610-1684) и Пьер Робер (1618-1699). Чтобы найти им замену король устроил конкурс, на который съехались лучшие композиторы Франции. По результатам конкурса было отобрано четыре человека: Николя Купийе (1650-1713), Паскаль Коллас (1649-1709), Гийом Миноре (1650-1720) и Мишель-Ришар Делаланд. Каждый из них должен был выполнять свои функции по триместрам.

С 1683 года Делаланд посвятил всю свою карьеру королевской службе. Он собрал практически все возможные музыкальные руко­водящие посты, как камерные, так и светские. По своему положению в придворной музыке он превзошел даже Люлли, который писал преимущественно Лирические трагедии, и, лишь изредка, духовные мотеты. Делаланд руководил как королевской капеллой, так и департа­ментом камерной музыки короля.

Делаланд писал как духовную, так и светскую музыку. Тем не менее, известен он, прежде всего, своей духовной музыкой. В обязан­ности Делаланда, как су-метра королевской капеллы, входило написание духовных музыкальных произведений для исполнения во время бого­служения в королевской капелле. Ко времени вступления Делаланда в должность су-метра, основным церковным музыкальным жанром, использовавшимся за богослужением, был Большой французский мотет. В этом жанре Делаланд написал 77 произведений, до наших дней из них сохранилось только 71. Кроме того, для других религиозных учреждений Делаланд написал ряд малых мотетов на некоторые церковные тексты, такие как Лесон-де-Тенебр, литании, элевации (песнопение, исполняющееся в момент приподнимания Святых Даров для обозрения верующим). Также он написал одну одноголосную мессу, назначение которой остается невыясненным.

Большой мотет, как жанр, сформировался во Франции в середине XVII века. В этом жанре не писали за пределами Франции. Лишь несколько раз немецкие композиторы, приезжавшие во Францию, пробовали себя в нем. Например, в один из приездов Георга Филиппа Телемана (1681-1767) в Париж в 1738 году, ему пришла идея написать мотет Deus judicium tuum (псалом 71) – TWV 7:7 специально для исполнения в Парижских Духовных концертах. Этот мотет был исполнен впервые 25 марта 1738 года, а затем прозвучал в дворце Тюильри еще несколько раз. Жанр большого французского мотета сформировался в эпоху абсолютной монархии с целью демонстрации королевской власти и величия, с помощью музыкальных средств выразительности. В качестве текста для мотетов использовались преимущественно псалмы Давида, а также некоторые известные и часто исполняемые церковные песнопения (например, Te Deum или Dies Irae), а иногда и современные духовные стихи. Расцвет жанра Большого мотета прихо­дится на эпоху единоличного правления Людовика XIV, в период одного из ярчайших всплесков галликанизма, связанного с конфликтом французского короля с папским престолом и стремлением к незави­симости французской церкви.

 

Фрагмент из мотета De Profundis clamavi (S 23).

 

Важно подчеркнуть, что для мотетов, написанных для бого­служения в присутствии короля, а также для праздничных церемоний, использовались преимущественно те псалмы, где речь шла о Давиде как царе и победителе над врагами. Причем под Давидом в данном случае подразумевался французский король, как предводитель французских войск и посредник между Богом и французским народом. Эти тексты клались на бравурную музыку, написанную для большого хора и оркестра, и производившую неизгладимое впечатление на королевских подданных и проезжих иностранцев.

Помимо духовной музыки Делаланд написал также ряд светских сочинений. В частности, несколько театральных пьес и камерных произведений для оркестра. Несмотря на переезд двора из Версаля в Париж в период регентства, Делаланд сохранил свое положение в капелле. Лишь после возвращения двора в Версаль в 1723, он отка­зался от трех (из четырех возможных) триместров на посту су-метра королевской капеллы, в пользу молодых придворных композиторов герцога Орлеанского: Андре Кампра (1660-1744), Николя Бернье (1665-1734) и Шарль-Убера Жерве (1671-1744). Тем не менее, Делаланд все же оставил себе четвертый – январский триместр.

Делаланд и Люлли

Творчество Делаланда на посту су-метра королевской капеллы, в особенности доведенный им до апогея жанр Большого французского мотета, выражало идеи величия монархии в музыке церковной. Многие писатели и историки XVIII века часто проводили параллели между Люлли и Делаландом:

«Лаланда можно сравнить с Люлли, хотя они и работали в разных жанрах. Возможно, Делаланд даже превзошел его с некоторых сторон. Я даже не говорю сейчас о преимуществах работать в Храме Господа, так как нет ничего выше славы музыканта преуспевающего в этом виде композиции, заставляя своды святилища звучать под эхом своих аккордов. Лаланд прочувствовал все благородство этой функции, заставляя нас проникнуться этим в своих произведениях. Все у него сильно, величественно, приподнято, возвышенно. Царь-пророк позволяет распознавать себя в неуловимых оттенках» [5, c. 10].

В своей композиторской карьере Люлли написал несколько Больших мотетов (в том числе, знаменитый Te Deum (LWV 55)). В то же время, лавры главного духовного композитора Версаля принадлежат именно Делаланду, поскольку именно в творчестве Делаланда жанр Большого мотета был доведен до совершенства. Таким образом, эти два королевских композитора: Люлли и Делаланд дополнили друг друга в своем творчестве, воспевая, каждый в своем жанре, идею божественного происхождения и величия французской абсолютной монархии.

Издания произведений

Королевский библиотекарь Андре-Даникан Филидор (1652-1730) издал собрание мотетов Делаланда в десяти томах в 1689 г., по приказу короля. В этом издании содержится двадцать семь мотетов Делаланда, написанных им для королевской капеллы. Эти мотеты написаны в достаточно сухой гомофонной манере, где традиционный для Франции пятиголосный хор исполняет мотет в сопровождении пятиголосного же оркестра, дублирующего вокальные партии. Это издание вышло в позолоченном переплете с королевским гербом, и скорее всего, именно эта оркестровка использовалась за богослужением в королевской капелле. Сегодня, это издание находится в муниципальной библиотеке Версаля (N°: Ms mus 8-17).

Первый биограф Делаланда – Александр Таннево, говорит о том, что в конце жизни Делаланд активно пересматривал и переделывал свои мотеты. Результатом этой работы было коренное изменение музыкальной фактуры со старой – традиционной для Франции гомофонной фактуры, на более современную – итальянскую, более легкую и напевную по фактуре.

Делаланд сделал оркестр независимым от хора и превратил некоторые из стихов псалмов в арии для солиста в сопровождении облигатного инструмента и бассо континуо.

Такая коренная трансформация была связана с тем, что в конце XVII века во Франции, особенно в столице, был очень популярен итальянский музыкальный стиль.

Делаланд, будучи человеком открытым ко всему новому, не оставил без внимания это всеобщее увлечение, тем более, что сам король Людовик XIV, на закате своего правления, также проявлял интерес к итальянской культуре.

Делаланд стал одним из членов кружка аббата Николя Матье – настоятеля церкви Сен-Андре-дез-Арт. Этот аббат был поклонником итальянской музыки. В его доме устраивались вечера, где исполняли наиболее известных итальянских композиторов того времени, а также была собрана целая библиотека, с произведениями итальянских компо­зиторов. После смерти аббата, эта библиотека досталась Делаланду.

На основе переделанных мотетов вдова Делаланда – Мария-Луиза де Кюри издала сборник его произведений в двадцати томах, содержащий сорок больших мотетов.

Это издание вышло в 1728-1729 годах, то есть практически сразу после основания Духовных концертов в Париже, и, возможно, именно оно и было взято за основу для исполнения мотетов Делаланда в рамках этой концертной организации.

Особенность этого издания в том, что количество голосов в оркестровой партитуре сокращено с пяти голосов до двух, не считая бассо континуо.

Именно к этому изданию мотетов и была написана первая биография композитора. Ученик Делаланда Франсуа Колин де Бламон (1690-1760) написал к этому изданию вступительное слово.

Известны и другие издания мотетов Делаланда, находящиеся в библиотеках разных городов Франции. Наиболее интересные коллекции манускриптов мотетов Делаланда, включающие в себя как партитуры, так и раздельные партии, находятся в Лионе, Авиньоне, Экс-ан-Провансе, Тулузе.

Это объясняется тем, что церковный клир кафедральных соборов провинции хотел слышать за богослужением ту же самую музыку, которая исполнялась в королевской капелле. Хотя в некоторых случаях, просто за неимением хорошего штатного композитора.

Исполнение мотетов Делаланда в столице и провинции

Большие мотеты Делаланда предназначалась, прежде всего, для исполнения в королевской капелле. Поэтому среди его произведений нет полифонических месс, столь характерных для католической музыки этого периода.

Это связано с тем, что богослужение в королевской капелле в эпоху Людовика XIV имело ряд специфических особенностей, отличавших её от традиционных форм католического богослужения, принятых в эпоху барокко.

Одной из основных таких особенностей было исполнение больших мотетов во время будничных месс, вместо положенных песнопений.

В королевской капелле мессу по воскресеньям и праздникам исполняли одноголосно, а во время будничной мессы исполняли большие мотеты, текст которых, при этом, был связан по смыслу не с церковным календарем, а преимущественно с тем или иным государственным событием или праздником королевской фамилии. В то время как присутствующие на мессе слушали мотет, священник произносил про себя необходимые слова и совершал священнодействия. Таким образом, король и придворные присутствовали скорее на концерте духовной музыки, чем на богослужении.

Музыкальный состав, которым располагал Делаланд, состоял из находящихся в штате королевской капеллы певцов и инструменталистов. Их количество и состав каждый раз зависели от обстоятельств исполнения. К концу XVII века, в состав оркестра капеллы входили фактически все оркестровые инструменты того времени, как струнные, так и духовые:

«Музыка короля обычно состоит из ста – ста двадцати музыкантов, под началом Мэтра королевской капеллы, и одного су-метра, который сочиняет. Последним является г-н де ла Ланд, произведения которого превосходны» [6, C. 423-424].

Мотеты Делаланда звучали не только в королевской капелле, но также и в других церквах в присутствии короля. Так, 22-го ноября 1702 года, в приходской церкви Версаля мотеты Делаланда звучали во время мессы по случаю праздника святой Цецилии:

«Г-н Делаланд, сюринтендант Музыки короля находился на этом торжестве [праздник святой Цецилии] со своими музыкантами, которых было около восьмидесяти…, Святые Дары были вынесены во время мессы и поклонения. Народ, собравшийся в церкви, остался под большим впечатлением от этой церемонии, и очень доволен мотетами Делаланда» [15, С. 163].

После смерти Делаланда, его мотеты стали регулярно исполняться в концертных программах, в особенности, в Парижских Духовных концертах где они вошли в основу репертуара. Репертуар Духовных концертов подробно описан в работе уже упоминавшегося Константа Пьера.

Согласно его датировке, уже на концерте-открытии этой организации – 18 марта 1725 года, прозвучали два мотета Делаланда: Confiteor и Cantate Domino.

Английский путешественник Чарльз Берни, знаменитый своим дневником, и всегда критичный к отжившей свой век, по его мнению, французской музыке эпохи Людовика XIV, оставил свое мнение и по поводу мотетов Делаланда.

В своем дневнике он оставил запись после прослушивания одного из Духовных концертов (14 июня 1770 года):

«Первым прозвучавшим произведением был мотет М. Делаланда Dominus regnavit, написанный для большого хора. Он был исполнен скорее с напором, чем с чувством.

Этот мотет написан в стиле старой французской оперы, за исключением второго хора, в котором есть что-то новое и приятное, но показавшееся мне отвратительным, несмотря на взрывы апло­дисментов этой аудитории, которая чувствовала и любовалась им так сильно потому, что это было произведение страны, способной творить подобные шедевры, и артистов столь превосходных» [7, C. 19].

Согласно исследованиям Лионеля Сокинса, Большие мотеты Делаланда были исполнены в Духовных концертах пятьсот девяносто один раз.

Всего прозвучало сорок одно произведение.

Помимо столицы мотеты Делаланда исполнялись также и в других провинциальных городах Франции. Так, первого января 1707 года, в иезуитской церкви в Лилле, курфюрст-епископ Кёльна служил мессу, во время которой звучал мотет Dominus Regnavit Делаланда:

«Его Высочество Курфюрст Кёльна шествовал […] в капеллу, где были приготовлены его богослужебные облачения. Все то время, пока он находился там, музыканты пели мотет Dominus Regnavit, сочиненный Г-ном де ла Ландом, метром Музыки королевской капеллы» [13, C. 189].

Заключение

Для французской духовной музыки Делаланд является знаковой фигурой. Его мотеты звучали во Франции в XVIII веке повсеместно, как за богослужением в королевской капелле и кафедральных соборах Парижа и провинции, так, впоследствии, и на концертных площадках.

Сочинения Делаланда в жанре Большого мотета служили образцом для французских композиторов, работавших в этом жанре на всем протяжении XVIII века.

Сегодня, известность Делаланда как композитора несравнима с известностью таких его современников как Бах или Гендель, но в его время, он играл не меньшее значение для европейской музыкальной культуры, чем эти композиторы.

На современной сцене его музыка звучит преимущественно в исполнении французских оркестров, занимающихся исполнением французской музыки XVII-XVIII веков на инструментах этой эпохи.

Тем не менее, исследование творчества Делаланда позволяет раскрыть всю глубину духовной музыки Франции, и её влияние на становление европейской музыкальной культуры XVIII века в целом.

 

Список литературы: 
1. Березин В. Музыканты королей Франции. – М.: Современная музыка, 2013.
2. Кривицкая Е. История французской органной музыки. – М.: Композитор, 2003.
3. Розеншильд К. Музыка во Франции XVII — начала XVIII века. – М.: Музыка, 1979 г.
4. Anthony J. Michel-Richard Delalande // The New Grove French Baroque Masters. – Londres: Macmillan Limited, 1986. – Стр. 119-150.
5. Bollioud de Mermet. De la corruption du goust dans la musique françoise : V 32574. - Lyon, 1746.
6. Bourdelout P., Bonnet J. Histoire de la Musique et de ses effets : V 25340. – Paris, 1715. 
7. Burney Ch. De l’état présent de la musique en France... – пер. с английского на французский: Ch. Brock. – T. I. V 25311. – Gênes, 1809.
8. Brenet M. Les Concerts en France sous l’ancien régime. – Paris : Fischbacher, 1900. 
9. Сonstant P. Histoire du Concert Spirituel (1725-1789). – Paris: Société française de musicologie, 1975.
10. Favier Th. Le motet à grand choeur: gloria in gallia Deo. – Paris: Fayard, 2009.
11. La Borde J.B. de. Essai sur la musique ancienne et moderne. – Paris, 1780.
12. Maral A. La chapelle royal de Versailles sous Louis XIV: cérémonial, liturgie et musique. – Wavre: Mardaga, 2005. 
13. Mercure de France – февраль 1725 г, январь 1707г.
14. Montagnier J.-P. Le Te Deum en France à l’époque baroque : un emblème royal // Revue de Musicologie. – 84/1998. – С. 217-223.
15. Notes et références pour servir à une histoire de Michel-Richard Delalande, Surintendant, Maître et Compositeur de la Musique de la Chambre du Roi, Sous-maître et Compositeur de la Chapelle Royale (1657-1726). Etablies d’après les papiers d’André Tessier, précédées de documents inédits et suivies du Catalogue thématique de l’oeuvre. Publiées par les élèves du Séminaire d’Histoire du CNSMDP : Marcelle Benoit, Marie Bert, Sylvie Spycket, Odile Vivier sous la direction de Norbert Dufourcq. – Paris : A. & J. Picard, 1957.
16. Sawkins L. A thematic Catalogue of the Works of Michel-Richard de Lalande (1657-1726). – NY: Oxford University Press, 2006.
17. Sawkins L. En Province, à Versailles et au Concert Spirituel : réception, diffusion et exécution des motets de Lalande au XVIII siècle // Révue de musicologie. – 92/1. 2006. – С. 13-40.
18. Tessier A. La carrière Versaillaise de Lalande // Revue de musicologie. – IX, август 1928. – С. 134-148.
19. Titon du Tillet, J.E. Parnasse françois, suivi des Remarques sur la poësie et la musique et sur l’excellence de ces deux beaux-arts avec des observations particulières sur la poësie et la musique françoise et sur nos spectacles. –Paris, 1732.