Статья:

Методы художественной обработки изделий из стекла в Европе XVIII - XIX века

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В. Методы художественной обработки изделий из стекла в Европе XVIII - XIX века // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(44). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 36-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы художественной обработки изделий из стекла в Европе XVIII - XIX века

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

METHODS OF ARTWORKING OF GLASS PRODUCTS IN EUROPE XVIII - XIX CENTURIES

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данном материале рассматриваются основные методы и способы обработки стекольной продукции ряда западноевропейских заводов в период XVIII - XIX веков − огранка, прессовка и гравировка. Отмечается, что обозначенные методы стали возможными благодаря научно-техническому прогрессу, произошедшему в Европе в то время. Прослеживается эволюция конструкции орнаментальных композиций − от предельно простых, выполненных в георгианскую эпоху, к сложным, выполненным в эпоху викторианскую и ранний модерн. Представляется характеристика орнаментального творчества мастеров по производству стекла, взаимосвязь их проектируемых образцов с технологией непосредственного нанесения рисунка на поверхность изделий. В статье приведены некоторые отличительные особенности ряда основных предприятий-мануфактур по обработке художественных изделий из стекла.

Abstract. This article discusses the main methods and methods of processing glass products of a number of Western European factories in the period of the XVIII-XIX centuries-cutting, pressing and engraving. It is noted that these methods were made possible by the scientific and technological progress that took place in Europe at that time. The author traces the evolution of the design of ornamental compositions-from extremely simple, made in the Georgian era, to complex, made in the Victorian and early modern era. The article presents the characteristics of the ornamental art of masters in the production of glass, the relationship of their designed samples with the technology of direct drawing on the surface of products. The article presents some distinctive features of a number of major enterprises-manufactories for the processing of artistic glass products.

 

Ключевые слова: художественная обработка стекла; мануфактура; художественная промышленность; обработка хрусталя.

Keywords: art glass processing; manufactory; art industry; crystal processing.

 

История проектирования изделий из стекла уходит в глубокую древность.  Известно, что в Египте и Месопотамии его умели делать уже 6000 лет назад. Вероятно, стекло начали изготавливать все же позже, чем первые керамические изделия, так как для его производства требовались более высокие температуры, чем для обжига глины. Способов обработки стекла, методов, к настоящему времени накопилось немало. Этому способствовал как эмпирический путь, проделанный мастерами, так и экономический, также и научный. В данном материале мы рассмотрим всего три метода воздействия человека на этот хрупкий материал в рамках научно-технического прогресса и определим − как эти методы способствовали трансформации проектируемых форм из стекла − от простых к сложным, эволюции рисунка орнамента и расширению спектра выпускаемой массовой продукции благодаря новаторству предлагаемых технологий. Разумеется, говорить о массовости изготовления изделий из стекла, как и любого иного товара массового спроса, возможно лишь при условии промышленного рывка, который произошел в Европе на рубеже XVII - XVIII веков. До этого периода человечество накапливало опыт, ограничиваясь ремесленным полукустарным производством.

Первый метод − огранка изделий из стекла.

Вплоть до второй половины XVIII века граненое стекло составляло лишь малую долю стекла, производившегося во всем мире, несмотря на то, что эту технику обработки материала с успехом применяли еще в Древнем Риме, а позднее, в XVII веке, в Богемии. Но граненые изделия, как правило, не имели привычного нам правильного геометрического рисунка по всей поверхности стеклянной массы. Причиной этому служит тот факт, что в Европе в то время в искусстве господствовал стиль рококо с обилием плавных, переплетающихся линий и узорами в архитектуре, как законодательнице моды любого периода. Причудливые, манерно изогнутые, асимметричные линии изображали завитки, раковины, гирлянды и цветы – все то, что можно было изобразить с помощью кривой линии. У этого стиля были свои поклонники, особенно при французском дворе, как ориентире всех культурно знаковых изменений в Европе. Но, в начале XVIII века, в Англии, в силу сложившихся экономических обстоятельств, развитием машинного, текстильного производства, разработкой инновационных технологий в сфере производственных процессов самого широкого назначения, происходит промышленная революция и именно эта страна становится своеобразным вектором художественно-промышленного направления в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

С восшествием в 1714 году на английский престол короля Георга I, художественный стиль с присущими ему чертами, более чем на век, примерно до середины 1830-х гг.., стал определять композиционные особенности формы проектируемого объекта, характер его рисунка, орнамента, цвета [2, с. 46]. Этот стиль представлял собой соединение нескольких в высшей степени не похожих друг на друга иностранных стилей, слияние которых дало высшее достижение английскому дизайну. Этот стиль, в свою очередь, был экспортирован и повлиял на стиль в английских колониях в Северной Америке.

Подобно тому, как в России Петр I своим указом постановил выходцам из дворянских семей обучаться различным профессиям в европейских университетах, так и в Англии каждый джентльмен из благородной семьи должен был предпринять заграничную командировку, чтобы ознакомиться с мировыми культурными ценностями. Обязательной остановкой была Италия. Путешественник впитывал идеи континентальной Европы и просто обязан был их продемонстрировать по возвращении домой. К примеру, герцог Берлингтон, который был архитектором, совершил такое путешествие и попал под влияние работ итальянца Андреа Палладио. Вернувшись в Англию, герцог многое сделал для популяризации классицизма в архитектуре [3, с. 27]. Столкновение двух столь разных стилей могло привести к кошмарному компромиссу, но результат превзошел все ожидания, потому что из каждого стиля взяли лучшее. Прямые линии, симметрия и строгость Палладио сдерживали буйство линий рококо, а французская изысканность и свобода линий сделали более одухотворенным сдержанный классический стиль. На формирование стиля повлияли также китайские заимствования готики. Подобный синтез художественных образов, воплощенный в ритмике, масштабе и метре, как ключевых композиционных характеристиках, отчетливо проявился в проектировании стеклянной посуды XVIII - XIX веков. Каждая эпоха обращается к прошлому, и георгианский стиль не стал исключением.

Самым подходящим материалом для гранения и полировки оказалось английское свинцовое стекло, более тяжёлое и лучше поддающееся обработке, чем его аналоги на континенте. Английское и ирландское гранёное стекло XVIII века лидировало на рынке. Во Франции широко копировали ирландские образцы, а норвежские и американские фирмы переманивали к себе мастеров с Британских островов, чтобы наладить у себя подобное производство. Кроме того, во Франции, Германии, Голландии и Богемии организовывались производства, работавшие независимо от британского импорта и производившие вполне конкурентоспособное гранёное стекло [4, с. 33-35].

Англичане ввели в обиход алмазное гранение − резкий узор, основанный на ромбовидной форме, − и к концу XVIII века производили целые сервизы гранёного стекла, которые экспортировались в Америку, Испанию, Португалию. В рассматриваемый период в интерьере английских домов были чрезвычайно популярны стеклянные чаши для фруктов, с полосой алмазного гранения, в которой основным орнаментальным элементом служили ромбы. Орнамент наносился либо в верхней части формы посуды, в середине или же заполнялся полностью, с вертикальным рифлением. (Рис. 1).  В нижней части иногда крепились скобы для маленьких чаш такого же рисунка. (Рис. 2). Голубовато-серый оттенок и упрощённая форма отличают их от викторианских аналогов, которым свойственны коричневатый оттенок и декорированный ободок. Алмазное гранение, предложенное английскими и ирландскими мастерами, обрело популярность на долгие десятилетия.

 

Рисунок 1. Чаша из гранёного стекла георгианской эпохи. 1800-е гг.

 

Рисунок 2. Чаша из гранёного стекла георгианской эпохи. 1830-е гг.

 

В южной Ирландии, в городе Уотерфорде (Waterford), с  XVIII века осуществлялось производство изделий из граненого стекла. Сама фабрика была построена в 1783 году. В 1851 году она была закрыта, но в середине прошлого века производство было восстановлено [7, с. 95]. А сегодня эта фабрика  является одним из основных объектов индустриального туризма в Европе. Знаменита она производством хрусталя. Производство изделий из хрусталя ручное − от нагревания стеклянного материала в печи, формирования изделий путем вращения стеклодувной трубки и выдувания воздуха до окончательной обработки различных форм. (Рис. 3).

 

Рисунок 3. Чаша из гранёного стекла георгианской эпохи. 1810-е гг.

 

К концу XVIII века англичане и ирландцы монополизировали производство люстр и канделябров резного стекла, но в середине XIX века конкуренцию им составила французская фирма "Баккарат".[7.C.117]. Завод по производству стекла был основан еще в 1764 году в Лотарингии, а спустя полвека после основания предприятия, промышленник Эмме-Габриэль Д’Артиг приобрел мануфактуру и ввел в работу первую печь для изготовления тяжелого высокопреломляющегося стекла – хрусталя. Имея поддержку монарха, завод стабильно наращивает производство и выходит за территорию страны. Начиная с 1830 года, он с завидной регулярностью поставляет в Константинополь люстры, канделябры, светильники, сервизы и кальяны. Компания Баккарат более двух сотен лет устанавливает высочайшие стандарты, развивая сильные стороны декоративного искусства. Стекольные мастера в своем стремлении создавать прекрасное превращали в произведения высокого искусства предметы заурядные, сугубо утилитарные: стаканы, вазы, графины, фужеры. В 1839 году мануфактура впервые выставила изделия из цветного хрусталя. С тех времен красочная палитра сияет мягким аквамарином и розовым, аметистовым и янтарным цветами, магическим цветом «оникс» – черный хрусталь. Его составляющие находятся под строгим секретом. Резные фужеры отличались высокой ножкой с декоративным оформлением, богато украшенные эмалью и позолотой.  (Рис.4). [6, с. 53].

 

Рисунок 4. Фужеры фирмы Баккарат. 1910-е гг.

 

В 1832 году хрустальные заводы Baccarat, Saint-Louis и Choisy-Le-Roy сливаются в торговое сообщество Launay, Hautin & Cie, которое начинает издавать иллюстрированный каталог продукции. В 1841 году разрабатывается первая коллекция "Харкорт" (Harcourt), существующая и сегодня. За многолетнюю историю стили фабрики менялись в соответствии с духом времени, модными тенденциями, совершенствованием технологий. Но отличительная особенность изделий "Харкорт" − архитектурный стиль с характерным оформлением обрезанных плоских краев, узнаваем и в наши дни. Классическая форма имеет необходимую Харкорт конфигурацию – правильный многоугольник с шестью сторонами – и изысканные скошенные сокращения. Коллекция "Харкорт" состоит из графинов, кувшинов, штофов, стаканов и фужеров. Стиль не изменился и сегодня. С 1855 по 1978 год бренд Baccarat трижды завоевывал золото на всемирных выставках  [6, с. 64].

В 1900 году компания "Баккарат" занималась выполнением заказов, поступавших от Российской Империи, в частности от Дома Романовых. К царскому двору поставлялась хрустальная посуда, вазы, подсвечники и канделябры.

К началу XIX века искусство резьбы по стеклу распространилось и в США, где в одном только Питтсбурге имелось несколько заводов. Они процветали, а экспорт ирландской продукции снизился, в результате чего заводы в Уотерфорде пришли в упадок. Положение ухудшилось после 1825 г., во-первых, в связи с отменой налоговых льгот для Ирландии и введением Британией акцизного сбора [2, с. 81]. Во-вторых, развитие новых технологий для изготовления массовой продукции, а соответственно, увеличения прибыли для бизнеса, диктовало перепрофилирование предприятий по выпуску стекольной продукции и расширение спектра деятельности художников и технологов. Мастера-технологи по производству стекольной продукции предложили новый метод его обработки − прессование.

Заводы в США быстро откликнулись на это новшество и стали специализироваться на посуде, изготовленной методом прессования стекла. Этот метод, апробированный в 1820-х годах в том же Питтсбурге, как центре по производству художественных изделий из стекла, получил распространение в Англии, а десятилетие спустя и в других странах Европы. В чём было отличие метода прессовки от огранки хрусталя? Определённое количество расплавленного стекла заливали в заранее изготовленную форму (шаблон) и придавливали к стенкам формы с помощью болванки, создавая узор, заранее выточенный в шаблоне. Остывшие половинки изделия вынимали из формы, сплавляли вместе, а линию стыка зашлифовывали. Иногда линию стыка можно различить, но часто прессованное стекло выглядит как резное, для него использовались аналогичные узоры, хотя края при этом получались не такими чёткими, как у резного стекла. Разумеется, по сравнению со стеклодувным производством, несущим в себе опасность разрывов форм под давлением и высокой температурой, а потом и самим процессом огранки, требовавшим от художника неимоверного мастерства, подобный метод был более прагматичным и дешёвым. Соответственно, предполагаемый рынок представлялось возможным заполнить более дешёвым и качественным товаром. Хрусталь то себе могли позволить только состоятельные граждане! Популярный вид американского прессованного стекла − кружевное стекло со сложным, многогранным рисунком. Естественно, что художник, осознавая наличие такого упрощенного метода производства, мог свободно проектировать более сложные узорчатые орнаменты, которые невозможно было изобразить в процессе огранки того времени. Это стало возможным только в ХХ веке, в связи с изобретением алмазной резки. Сначала вручную, а в наши дни этим процессом управляет компьютер.

Развитие технологии массового производства стекла такого типа означало, возможность быстрого насыщения рынка по вполне умеренным ценам. Теперь декоративное стекло стало доступным более широкому кругу людей. Вначале этим способом делали только простые вещи − вроде дверных ручек, − но вскоре так начали изготавливать блюда, стаканы, чаши и другие предметы. (Рис. 5). [3, с.70].

 

Рисунок 5. Американская шкатулка. 1840-е гг.

 

В Европе к 1830-м гг. прессованное стекло начали выпускать на заводах "Валь-Сент-Ламбер", "Баккарат", "Сент-Луи", за ними последовали заводы в Скандинавии, Англии, Чехии [5, с. 117].

Например, фирма "Баккарат" первой во Франции в 1840-е годы приступила к выпуску прессованного стекла. Фирма и в наши дни применяет эту технологию. Представленный на Рис. 6 экземпляр подсвечника выполнен в стиле псевдоготики. На цоколе, в основании, есть линия стыка, но в остальном изделие очень похоже на резное стекло. И производители с течением времени только оттачивали мастерство своего труда, оставляя потенциального покупателя в недоумении, когда он брал товар − прессованное это стекло или гранёное? Помочь разобраться в этом вопросе мог только специалист.

Знаменитые стекольные заводы на северо-востоке Англии, в том числе "Гринер", "Соуэрби", "Дэвидсон", специализировались на выпуске тысяч небольших декоративных изделий из прессованного стекла, экспортировавшегося по всей Европе. Рисунок для большинства товаров проектировал известный художник модерна, ведущий деятель "Движения искусств и ремёсел" Уолтер Крейн (1845 - 1915). Это движение послужило стимулом формирования нового искусства периода модерна и отчасти предвосхищало идеи будущего промышленного дизайна [5, с. 134].

 

Рисунок 6. Подсвечники "Баккарат". 1850-е гг.

 

Метод третий − гравировка.

В XIX веке большую популярность приобрел метод гравировки по стеклу, постепенно оттеснив на второй план метод огранки. До этого гравировка по стеклу встречалась как поверхностное украшение. Изобретение толстостенного стекла дало работу гравировщику. Если в XVIII веке появляются первые станки для нанесения механической гравировки, то к середине  XIX века получает распространение техника гильоширования (особого способа нанесения рисунка из волнистых, переплетающихся линий)[7, с.152].

Классические рисунки, украшавшие стаканы, фужеры, бокалы отличались той сложностью и тонкостью выполнения, какие допускало мастерство гравёра того времени, но материал был совершенно новый. Фигуры и узоры остались прежними, но появилась возможность добиться невиданного прежде качества.

Англия первой освоила эту технику отделки стекла, которую чуть позднее освоили также во Франции и в Богемии. Многие искусные мастера из Богемии переселились в Англию и продолжили там работу. Несомненно, это повлияло на качество изделий, производившихся в Британии. Работая в Лондоне на розничных торговцев, эти мастера гравировали продукцию ведущих фирм-производителей стекла (к примеру, "Томас Уэбб" из Сторбриджа). Селились они и в Эдинбурге, но, пользуясь большим спросом, как и художники по фарфору, каждые несколько лет переезжали с места на место [7, с. 159].

Гравирование по стеклу − тонкое искусство, требующее твердой руки и точного глаза. В XIX веке изделие удерживалось в машине с ножным приводом, оснащённым колёсиками разного размера − от булавочной головки до примерно 10 см. Размер медного колёсика определял сложность готового узора или рисунка. Существовали и такие способы гравирования, как пунктирование (алмазной иглой выбивался орнамент из точек) и травление кислотой, которое выглядит подобно гравировке колёсиком, но даёт более ровную отделку [6, с. 97].

Голландские мастера при нанесении рисунка на поверхность использовали алмазную иглу.  Но, к сожалению, изящная форма изделия далеко не всегда гармонично сочеталась с рисунком, который наносился на её поверхность. Поэтому данное техническое "ноу-хау" не прижилось в художественной среде, оно еще ожидало повышения квалификации мастеров, что придёт только в ХХ веке.

На Рис. 7 представлен пример кувшина, выполненного в викторианском стиле третьей четверти XIX века.

 

Рисунок 7. Английский кувшин для лимонада. 1880-е гг.

 

Отличительной особенностью гравировки является то факт, что орнамент закрывает всю поверхность сосуда, не ограничиваясь отдельными плоскостями. Характерно также сочетание романтической формы с абстрактным орнаментальным рисунком, проработанным во всех деталях. Сочетание стекла и серебра в те годы было довольно частым явлением, подчёркивающим профессиональный тандем работы мастеров по стеклу и по металлу.

Еще один способ гравировки стекла был запатентован  в 1860-е гг. в английском Сторбридже фирмой "Томас Уэбб и сыновья". На Рис. 8 представлена чаша, имитирующая изделие из горного хрусталя. Способ следующий: стекло гравируется, а затем подвергается шлифовке. Авторы этого способа − Фредерик Ни и Уильям Фритчер были ведущими художниками-технологами производства компании [4, с. 86]. Здесь следует отметить одну важную деталь, свойственную художественному производству стекла (это касалось и керамики, и ковроткачества, и производству мебели и иных отраслей художественной промышленности) − художник-изготовитель рисунков и орнаментов для проектируемых форм работал в творческом содружестве с технологом-инженером по производству, а подчас эти две профессии совмещались в одном лице, что делало процесс производства стекольной продукции не просто качественным, а изделие красивым, но и приводило к техническим открытиям в области совершенства техники нанесения изображения на поверхность формы.

 

Рисунок 8. Гравированная стеклянная чаша фирмы "Томас Уэбб и сыновья". 1890-е гг.

 

Например, Egermann – завод, получивший наименование по фамилии владельца, резчика хрусталя и художника из Богемии. Он проектировал орнаменты, впоследствии сделал ряд важных изобретений – роспись мраморного стекла, открыл технологию нанесения желтого узора на готовые изделия (стаканы, графины), применил для получения красного цвета не золото, а медь. Завод работает до сих пор, продукция изготовляется в традиционных цветах – черный, голубой. С росписью и гравировкой [1, с. 73]. Совершенствование машинного производства, изобретение новых станков позволило мастерам-стеклоделам в конце XIX века производить множество декоративных предметов из этого хрупкого и пластичного материала. Узор орнамента часто повторял узоры на фарфоре и фаянсе и содержал такие излюбленные изображения того времени, как, к примеру, колибри и японский журавль, папоротники и кувшинки, виноградные лозы (Рис. 9).

 

Рисунок 9. Гравированный стеклянный кувшин с тематикой флоры. 1890-е гг.

 

Совершенство технологии заключалось в следующем: поверхность изделия покрывалась воском, затем иголкой по трафарету наносился рисунок из листьев и ягод. Кислотой по трафарету протравливались глубокие линии контуров и детали. Для создания эффекта льдистого стекла с основного узора снимали воск и снова выполняли травление кислотой. До 1870 г. эффект льдистого стекла создавали при помощи кисточки из тонких проволочек. Когда в Британии появились новые станки, способные имитировать этот эффект, от кистей отказались, а во Франции до начала ХХ века работали "по старинке". Если в рисунке кувшина предполагался четкий орнамент совместно с эффектом "оцарапанного" стекла, который обычно располагался по верхней горловине изделия или ближе к днищу, то создавался он вручную, а орнамент протравливался кислотой, как и основной рисунок из листьев и ягод [4, с. 109].

Проанализировав технологии обработки стекла и методы нанесения рисунка на поверхность изделий, можно сделать заключение, что с развитием научно-технического прогресса, совершенствованием машинных технологий, можно отчётливо проследить эволюцию рисунка от простого орнамента в XVIII веке до сложных выразительных композиций рубежа ХIХ-ХХ веков. Не смотря на тот факт, что мастера-технологи и художники стремились выработать критерии массового производства своей продукции, все же им удалось сохранить свой индивидуальный стиль, узнаваемый и ценимый в наше время. В 1890-е гг., в связи с формированием различных дизайнерско-конструкторских бюро, с определением функций зарождавшейся новой профессии − дизайна, появилась возможность применить накопленный столетиями технологический и художественный опыт в расширении ассортимента выпускаемой продукции, снижении её себестоимости, а соответственно, доступности для массового потребителя.

 

Список литературы:
1. Беловинский Л.В. Бемское стекло // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007.
2. Бреховских С. М. Стекло за рубежом. Производство и применение.  М., 1960.
3. Власов В. Г. "Искусства и ремёсла" // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006.
4. Долгих Е. Старинное английское стекло // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : журнал. — Январь-февраль (№ 1—2 (44)).
5. Ллуэллин Миллер. Прессованное стекло. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона. − М.: Центрполиграф, 2005.
6. Kammerlohr «Epochen der Kunst», Bd.4 Oldenbourg Schlbuchverlag GmbH, München / Wien 1997.
7. Willmott, H. A History of English Glassmaking AD 40-1800. — Tempus Publishing Limited, 2005.