Статья:

Значение реставрации и реконструкции объектов материальной культуры в сохранении исторического наследия. Типология, методы реконструкции и реставрации

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Евсеева Е.А., Бердник Т.О. Значение реставрации и реконструкции объектов материальной культуры в сохранении исторического наследия. Типология, методы реконструкции и реставрации // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение реставрации и реконструкции объектов материальной культуры в сохранении исторического наследия. Типология, методы реконструкции и реставрации

Евсеева Екатерина Александровна
магистрант Академии Строительства и архитектуры Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Бердник Татьяна Олеговна
проф., канд. филос. наук, зав. каф. «Дизайн» Школы архитектуры, дизайна и искусства Академии Строительства и архитектуры, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

The significance of restoration and reconstruction of material culture in historical heritage preservation. The typology and methods of reconstruction and restoration

 

Tatyana Berdnik

professor candidate of Philosophy, Head of the Design department of Architecture, Design and Art School, Of Academy of Construction and Architecture, of the Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Ekaterina Evseeva

master of Construction and Architecture Academy of the Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы сохранения исторического и культурного наследия – реставрация и реконструкция, позволяющие воссоздать объекты материальной культуры в их первоначальном или похожем на первоначальный вид. Приводятся типы и методы реконструкции и реставрации, предъявляются требования к проведению таких работ. Дается характеристика видам реконструкции, устанавливаются критерии оценки качества. В заключении статьи проводится сравнение двух методов и их значение в сохранении исторического наследия.

Abstract. In this article we observe the methods of historical and cultural preservation – restoration and reconstruction that allow to restore the objects of material culture in their original or close to original form. The types and methods of reconstruction and restoration are described, the requirements for actualization of these works are listed. The characteristics of reconstruction types is given and the criteria of quality assessment are determined. In the end of the article a comparison of the two methods and their significance in the matter of historical heritage preservation is observed.

 

Ключевые слова: реставрация; реконструкция; наследие; консервация; исторические источники.

Keywords: restoration; reconstruction; heritage; conservation; historical sources.

 

Исторические памятники и памятники культуры, такие как исторические города, старые кварталы, здания- и строения-памятники и т.п. являются мировым культурным наследием, достоянием нации и средством увековечивания культурной и инженерной деятельности человека того времени, к которому они принадлежат.

Сохранение таких памятников – это сложная и одновременно очень важная задача, требующая наличия специальных навыков и умений, а также определенных техник в области архитектуры, строительства и инженерной мысли.

Несмотря на всеобщий интерес к проблеме сохранения памятников истории и культуры, в нашей стране практика реставрации и реконструкции объектов материальной культуры носит характер, недостаточно ориентированный на конечные цели, не имеющий системно сформулированных критериев оценки и, в итоге, он не обеспечивает оптимальной результативности реставрационно-строительных работ.

Для начала необходимо дать определение реконструкции.

Реконструкция – метод, позволяющий путем сопоставления данных изобразительных и письменных источников, археологии, научных трудов, а также экспериментальной проверки на функциональность (если речь идет о предмете) воссоздать утраченный объект с максимальной степенью соответствия историческим прототипам.

Выделяются следующие типы реконструкции:

· репликаты (музейные копии) – создаются, как правило, по двум причинам: в случае невозможности использования оригинала в передвижных экспозициях и при угрозе утраты оригинала вследствие плохой сохранности;

· собственно реконструкция:

1. Изобразительная (видео, рисунок, компьютерная);

2. Материальная (или предметная – реконструкция предметов);

3. Нематериальная – реконструкция объектов нематериальной культуры (танцы, музыка и пение, военное искусство, ремесленные технологии, спортивные и интеллектуальные игры, «мертвые языки» и т.п.);

4. Теоретическая (описание предполагаемого хода событий) [2].

Также принято различать несколько видов реконструкции:

1) Реконструкция «пяти шагов». Основной критерий оценки качества – объект реконструкции, например, костюм, выглядит достоверным с расстояния пяти и более шагов. Для данного вида вполне допустимо использование не историчных, но похожих на таковые с расстояния материалов;

2) Реконструкция (в наиболее часто применяемом смысле). Основной критерий оценки качества предмета – его функциональность (возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический прототип), идентичный прототипу внешний вид, вес, фактура предметов на ощупь.

3) «Полная» реконструкция – попытка изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по способу изготовления и внутренней структуре. В случае костюма, он весь шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке [4].

В настоящее время под реконструкцией также понимается принципиально новое движение, называемое исторической реконструкцией.

Историческая реконструкция – это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона.

Она рассматривается в двух значениях. Первое направлено на восстановление определенной исторической эпохи, на воссоздание духовной и материальной культуры этого периода истории. Второе же направлено на достижение исторических целей. Представители второго направления стремятся к тому, чтобы при детальном воссоздании определенных исторических эпизодов добиться более глубокого и полного понимания и изучения некоторых исторических событий и фактов.

В исторической реконструкции при воссоздании образцов подлинной одежды работа реконструктора должна основываться на исторических источниках. К историческими источниками относится все то, что непосредственно отражает исторический процесс и предоставляет возможность изучать прошлое человеческого общества.

Для реконструктора главной целью является определение категорий вещественных источников, поскольку благодаря им возможно в точности воспроизвести исторические костюмы, учитывая все мельчайшие подробности. Для этого наиболее часто используются иллюстрации, которые дают подробную информацию о внешнем виде реконструируемого объекта.

Основными видами исторических источников, используемых при реконструкции являются:

·     вещественные источники, которые основываются на археологических находках и музейных экспонатах;

·     письменные источники – основываются на исторических книгах и археологических документах;

·     лингвистические источники – основываются на речевом и книжном языках;

·     этнографические источники включают, так называемые экспедиционные материалы;

·     изобразительные источники включают фотографии и картины, иллюстрации в книгах, а также скульптуры [1].

Таким образом, реконструкция является крайне важным аспектом современной деятельности человечества, благодаря которому появляется возможность более полного и детального изучения истории нашего существования.

Другим немаловажным методом сохранения и воссоздания музейных образцов подлинных изделий различных исторических периодов является реставрация.

Реставрация – это восстановление чего-либо в первоначальном или близком к первоначальному виду. Реставрировать можно только уже имеющийся в наличии, представляющий историческую ценность предмет.

При реставрации изделия в зависимости от его исторической и художественно-культурной ценности, его назначения и состояния (костюм, украшение, художественное произведение, экспонат частной коллекции или музея) необходим индивидуальный подход, а также правильный выбор используемых техник и методов реставрации.

Если главной задачей реставрации изделия является сохранение его в подлинном виде, его исторической ценности и значимости, то в таком случае необходимо ограничиться только консервацией изделия – его очисткой, укреплением, дезинфекцией и дальнейшей защитой от всевозможных внешних воздействий.

Консервация необходима для прекращения разрушительных процессов или их приостановления, для выявления материальных элементов и их стабилизации, сохранения изделия в том виде, в котором оно дошло до наших дней.

Для того чтобы реставрируемый предмет не потерял своей антикварной (как предмета старины) ценности, необходимо придерживаться следующих правил реставрации, используемых, например, при реставрации одежды:

· необходимо сохранить как можно больше старых, подлинных элементов в изделии;

· все действия, производимые реставратором, должны быть обратимыми, чтобы, в случае необходимости, была возможность провести новую реставрацию изделия;

· необходимо учитывать естественное старение предмета, благородную патину (налет), которую оставляет время. Эти признаки свидетельствуют о подлинности старинного предмета и придают ему большую ценность;

· восстановление декоративных элементов необходимо производить только при наличии полноценных аналогов на том же изделии или на изделии, входящем в тот же набор. Если нет прямых аналогов, их ищут на других изделиях, идентичных по стилю и времени исполнения, а также на рисунках, фотографиях и т.п.;

· в реставрации не допускается принятие поспешных, непродуманных решений, особенно если реставрируется музейный экспонат. Перед проведением реставрационных работ необходимо тщательно обследовать предмет, его атрибуцию (определить подлинность и автора, а если это невозможно, то художественную школу, страну, время создания и т.д.), выявить степень сохранности, а также тщательно продумать весь процесс и составить план работы, определить методы и приемы реставрации, подобрать нужные материалы;

· необходимо сохранить всю информацию о реставрируемом изделии (сведения по условиям его хранения, истории предмета, предшествовавшим реставрациям, и т.д.), а также маркировки и другие знаки на самом изделии. В процессе реставрации должны быть зафиксированы все действия, выполняемые реставратором с подробным описанием применяемых инструментов, материалов, методов и сроков выполнения той или иной операции [3].

Подводя итог, можно сделать вывод, что реставрация, по сравнению с реконструкцией, в разы более сложный процесс технологически, ведь ее целью ставится именно восстановление первоначального вида реставрируемого объекта, и делается это только с помощью тех приемов и способов, которые были доступны мастерам времени создания изделия. Но только применение обоих этих методов позволяет воссоздать утраченные объекты исторической значимости с максимальной степенью соответствия прототипам.

 

Список литературы:
1. Кумпан Е.В., Камалетдинова А.И. Реконструкция, как основной метод воссоздания исторического национального костюма – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://art-con.ru/node/5931 (дата обращения: 17.04.17).
2. Максимов Р.И., Максимова И.Э. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности музеев – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://clubcitadel.ru/aspekty-nauchnoj-rekonstrukcii/ (дата обращения: 17.04.17).
3. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/spravochnik-47/11.htm (дата обращения: 17.04.17).
4. Москвин А. Ю., Москвина М. А. Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 334–337.