Символика беломорских петроглифов в контексте первобытной художественной культуры
Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Символика беломорских петроглифов в контексте первобытной художественной культуры
SYMBOLS OF THE BELOMORSK PETROGLIFS IN THE CONTEXT OF PRIMARY ARTISTIC CULTURE
Michael Gorelov
Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow
Аннотация. Приведенный материал является попыткой осмыслить взаимосвязь рисунков художников эпохи неолита и их мифологического влияния на потенциального зрителя через призму религиозной сущности обрядового культа. В качестве примера в данной статье использованы наскальные изображения в Республике Карелия, около г. Белогорска. Даётся понимание того факта, что формирование и развитие человеческого сознания происходило в единстве с развитием такого материального средства общения, как язык, что в свою очередь, в равной мере относится к художественному и религиозному сознанию. В статье даётся классификация наскальной символики, определяется её культовая, художественная и повествовательная принадлежность. Автором высказывается мысль об идентификации мировоззрения древних художников и представителей зарождавшегося религиозного культа в контексте трансляции визуальной мифологической и обрядовой информации до первобытного зрителя.
Abstract. This material is an attempt to understand the relationship between the drawings of Neolithic artists and their mythological influence on potential viewers through the prism of the religious essence of the ritual cult. As an example, this article uses rock paintings in the Republic of Karelia, near the city of Belogorsk. The author gives an understanding of the fact that the formation and development of human consciousness took place in unity with the development of such a material means of communication as language, which in turn applies equally to artistic and religious consciousness. The article gives a classification of rock art symbols, is defined by its religious, artistic and narrative identity. The author suggests identifying the worldview of ancient artists and representatives of the nascent religious cult in the context of transmitting visual mythological and ritual information to the primitive viewer.
Ключевые слова: первобытное искусство; роспись на камне; мифологический обряд; культовая символика.
Keywords: prehistoric art painted on the stone; mythology; ritual; religious symbolism.
В современном мире рисунок для художника − это, с одной стороны, определённый вид жанра, самостоятельный и самодостаточный для выражения своих творческих эмоций, с другой − подготовительный этап для какого-либо сюжета, картины с целью поиска необходимого художественного образа, с третьей − а это применительно к дизайнерам, архитекторам и художникам декоративно-прикладного искусства, − графический инструмент, посредством которого они осуществляют попытку смоделировать свои проектные идеи и тем самым донести до потенциального заказчика смысл своих разработок.
В эпоху Ренессанса рисунок сложился как функциональное связующее звено в синтезе архитектуры, скульптуры и монументальной живописи со своими, исключительно ему свойственными эстетическими характеристиками. Графические приёмы, выработанные мастерами тех лет, прошедшие успешную апробацию в многочисленных боттегах и школах, в настенных и храмовых росписях Западной Европы, впоследствии легли в практическую и педагогическую основу деятельности как самостоятельных художников, так и высших учебных заведений по всему миру, специализирующихся на изучении дизайна и архитектуры.
Собственно, рисунок, как первооснова живописи, скульптуры и архитектуры, зародился очень давно, как утверждают палеонтологи, несколько десятков тысяч лет назад. Недаром само слово "рисунок" возникло в нашем понимании как "прорезь", от глагола "резать", "прорезывать". Это связано с технологией нанесения древних изображений на камень − первобытные художники, прежде, чем нанести слой краски на какой-либо участок, сначала прорезывали, просекали остро отточенным зубилом контур рисунка. Желание рисовать у человека возникло вследствие ряда причин, побудивших его взять в свои руки резец и краску, в качестве основы которой использовалась глина [2, c. 245].
Основополагающими причинами были:
1. Попытки отобразить сцены охоты во всем своем многообразии от сборов на этот, во многом опасный элемент жизни, племени, самого процесса охоты и процесса победного возвращения обратно.
2. Изобразить сцены неких торжеств, празднеств, посвященных богам и ритуальным культам.
3. Зашифровать визуальную информацию с помощью символов, доступных только определенному посвященному кругу лиц с целью управления племенем.
Все перечисленные причины основывались на религиозных обрядах, культивировавшихся в том или ином племенном сообществе. Известно, что одинаковые изображения и символы многократно повторялись при нанесении на стены скал или потолки пещер, где происходили эти обряды. Росписи делались таким образом, что по их изображениям можно было не только рассказывать о том или ином событии, но и проводить параллели о предназначении человека в обществе. А многократное повторение изображений, при совершении ритуальных танцев и ярком огне, зажигавшемся для проведения церемонии культа, усиливало психологический эффект и, как следствие, эмоциональное воздействие на древнего зрителя.
Наскальные рисунки, или, говоря научным языком, петроглифы (перевод с латыни как "надписи на камне"), можно встретить в разных странах Европы, России, Австралии и Америки. Они есть даже там, где современные люди не живут − в пустыне Сахара. Петроглифы существуют на месте каждого древнего народа, и это поистине важный культурный пласт не только определённой нации, но и всей нашей современной цивилизации, поскольку знаки и символы росписей очень схожи на абсолютно разных континентах. Все петроглифы выбиты костяными и каменными орудиями на поверхности скал − такова техника, описанная в трудах учёных [4, c. 21]. Изучая петроглифы древних цивилизаций, можно попытаться понять, чем они жили: пусть даже не быт, не как добывали провиант, а именно − о чём думали и к чему стремились.
В первобытную эпоху, когда умственный труд еще не отделился от физического, сознание первобытных людей было непосредственно связано с их деятельностью, и прежде всего − трудовой, производственной. Именно в этой сфере людей лежат истоки их как художественной деятельности, так и их первоначальных религиозных верований. Формирование и развитие человеческого сознания, как известно, происходило в единстве с развитием такого материального средства общения, как язык. И это в равной мере относится к художественному и религиозному сознанию. Зачатки того и другого находили своё предметное воплощение не только в звуковой речи, но и в изображениях, танцах и песнях, которые первоначально выступали как элементы целостного обрядового комплекса. Именно обрядовые действия были тем видом деятельности, в котором одновременно реализовалось несколько качественно разнородных духовных потребностей первобытной общины: эмоционально-экспрессивная, познавательная, эстетическая, религиозная [1, c. 65-66].
Что касается зачатков художественной деятельности, то факты, свидетельствующие о её наличии, известны давно. К примеру, во Франции, в пещерах Ля Ферраси были обнаружены куски жёлтой и красной минеральной краски (охры) со следами скобления кремниевым инструментом. Там же были найдены каменные плиты с остатками нанесённых на них поперечных полос и пятен, нанесённых красной охрой. Среди прочих артефактов были обнаружены рисунки, изображающие силуэты человека и резные поперечные линии, составлявшие прототип орнамента. Аналогичные или близкие к этим находкам были сделаны в Чехии, Венгрии, Италии. Все они свидетельствовали о том, что первые художники делали начальные попытки использовать окружающие их вещества природы для изобразительной деятельности [4, c. 27].
Истоки как изобразительного, так и танцевального искусства были непосредственно связаны с развитием материального общения между людьми. Если мы обратимся в этой связи к анализу наиболее древних изображений, которые были найдены учёными на стоянках эпохи палеолита, главным образом в пещерах, то увидим, что они, несомненно, играли всегда определённую коммуникативную роль, были особыми средствами трансляции другим людям определённой информации. Содержание этой информации было различным, оно включало помимо бытовых сцен иллюзорные магические представления. Рисунок с самого начала был не только реализацией художественной, эстетической потребности, но и средством материализации определённых образов и мыслей и передачи их другим людям [8, c. 133].
Неуверенность первобытных людей в результатах их производственной деятельности, отсутствие реальных средств, обеспечивающих постоянный успех в охоте или рыбной ловле и выращивании определенных видов сельскохозяйственных культур, как основных видах деятельности, и были основной причиной, побуждавшей людей той эпохи к использованию иллюзорных, мнимых средств практического воздействия. Первобытные люди жили общинами, с течением времени в общинах стали выделяться вожаки, которым было крайне необходимо привлечь удачу и избавить род от неминуемых болезней и неудач [6, c. 354]. В этой связи, как уже отмечалось выше, визуальную информацию следовало дозировать и зашифровывать. Так появилась образная символика, как элемент религиозного обряда. Смыслом этой символики обладали жрец, шаман и, естественно, тот, кто эту символику изображал − художник. Вполне вероятно, что именно с тех далёких времен художники стали восприниматься обществом, как некоей "элитой", которой подвластны сакральные, интимные тайны человеческого бытия. Есть предположение, что петроглифы создавались для и в процессе сверх опытных прозрений выдающихся шаманов и волхвов. Многие соглашаются с тем, что места с петроглифами − это места обрядов, посвящений, а некоторые и вовсе считают петроглифы древней магической энциклопедией, где можно узнать о том, как путешествовать между иными мирами и творить чародейство. А художник, посредством материализации мыслей шамана в графических изображениях, являлся проводником в эти миры.
Древние надписи, оставленные на каменных блоках, скалах, сводах пещер и т. д., особенно там, где находились знаки и символы, указывающие на конкретные духовные практики, как правило, были и обозначением места, где люди занимались этими практиками. Место для духовных практик выбиралось особое, труднодоступное, по этой причине многие открытия в этой области совершились только во второй половине ХХ века, в связи с развитием туризма. Такие своеобразные "каменные книги", нанесённые на скальных породах, каждая размером с футбольное поле, учёные находят и по сей день. Например, петроглифы на побережье Белого моря, в Карелии. Или Танума, в Швеции, также в предгорьях центральных Альп, в долине Валь-Камоника (Италия), или рисунки горного плато Тассилин-Аджер, в Сахаре.
Главным образом символы использовались в качестве оберегов как постоянное напоминание о двойственной природе человека, о главенстве духовного. И надо отметить, что они наносились со знанием дела (в частности - какой символ куда ставился и его предназначение) на нагрудные украшения, священные фигурки, ритуальную посуду. Эти символы также размещались на определённых предметах в качестве информации, особым образом зафиксированной в знаках, в том числе и о тех событиях, которые должны совершиться в будущем, или как залог их свершения. Для тех, кто находит эти артефакты с символами и знаками, заложенная в них зашифрованная информация не совсем понятна, поэтому её описывают в лучшем случае в качестве орнамента на ритуальных предметах, как знаки, похожие на ту или иную священную символику у других народов. Но оказывается, чаще всего, подобные символы изображались как передача духовного опыта потомкам [8, c. 158]. Для тех, кто осмеливался идти по духовному пути, эти записи были значимыми. Есть смысл полагать, это конечно же, гипотеза, что для людей, проживавших на Земле тысячи лет назад, духовные познания были гораздо более значимы и важнее, чем для современного человека с потребительским форматом мышления. Для этого стоит посмотреть на магию беломорских рисунков, выполненных 7 – 6,5 тысяч лет до нашей эры, повнимательнее.
Петроглифы никогда не находят разбросанными в случайных местах. Всегда – в определённых местах силы, в которых учёные могут регистрировать приборами аномалии, а люди, более чувствительные сами по себе – ощущать мистическое воздействие этого места на человека. Удивительным открытием является то, что петроглифы по сути есть некие мифологические образы, помогающие проводить мистические обряды. Место силы по-настоящему можно понять, только если стоишь на этой кружащейся земле, оглядываешь мерцающие от нереальной красоты окрестности и чувствуешь, как необъяснимым образом меняется восприятие вечности, всего мира и себя самого. Восхищение и упоение красотой, восторг и желание сделать что-то такое, чего раньше никогда не делал. Таково и Канозеро, относящееся к бассейну Белого моря.
Беломорские петроглифы находятся в небольшом городе Залавруга, на островах реки Выг, примерно в 6—8 км от впадения её в Белое море, вблизи деревни Выгостров. Здесь люди не селились, озеро удалено от береговой линии и в тот период, когда здесь появились люди (9 тысяч лет назад) уровень озера был низким, берега заболоченными, в окружении гладких скал. Это место специального посещения, место для выполнения обрядов, связанных с сезонной сменой угодий – в ключевой момент переход с весеннего промысла оленя, лося, медведя на летний промысел морского зверя на освободившемся от зимнего льда побережья Белого моря [5, c. 103]. Скальные росписи, называемые сейчас «Старой» Залавругой были открыты в 1936 году. Здесь нашли несколько групп петроглифов: батальные сцены и лесная охота на оленей. «Новую» Залавругу открыли на 27 лет позже, в 1963 году. Археологическая экспедиция под руководством Юрия Савватеева вскрыла слой почвы по соседству с ранее найденными рисунками и обнаружила ещё 26 групп петроглифов.
Здесь популярны сцены, связанные с морской охотой. В основном на белух, но есть несколько, где показана охота на тюленей.
Само по себе нахождение петроглифов в местах силы говорит о многом. Ну а сами рисунки, если предположить их использование в волховских практиках, не могут быть ничем иным, как инструментом вхождения в особое экзальтированное состояние, иначе именуемое «трансом волхва» или «кудесы». Камень − это наиболее надёжное хранилище знаний. И само существование петроглифов, которым многие тысячи лет, это подтверждает. Возможно, эти рисунки на камнях удивительным образом сохранили магию перемещения между мирами, получения знаний из каких-то других измерений − ведь именно этим чародейным искусством владели северные волхвы, считающиеся потомками гиперборейцев. (Рис. 1).
Рисунок 1. Изображение с беломорского петроглифа
Рисунки располагаются группами и повествуют о совершенно разных сюжетах из жизни древних людей. Здесь изображено множество сцен охоты, рыбалки, повседневного быта. Кстати, именно здесь найдены самые древние в мире рисунки людей, стоящих на лыжах. Есть и сакральные изображения, а один из петроглифов даже рассказывает о деторождении. К слову, по поверью, если девушка приложит руку к изображению беременной женщины, она сама скоро станет матерью.
Вообще, археологический комплекс наскальных изображений включает в себя 39 групп, состоящий из более 2000 отдельных фигур. Присутствуют сцены охоты, сражений и ритуальных шествий. Размеры фигур варьируются в рамках от 5 см до 3 м. Среди беломорских петроглифов − самое древнее в Европе изображение лыжника. В комплекс Беломорских петроглифов также входят так называемые "Бесовы следки". Эта группа наскальных изображений расположена также недалеко от Беломорска, в районе острова Шойрукша. На самом деле это скала, которая исписана многочисленными надписями, выполненными древним человеком. В Карелии эта скала носит название "Чёртов стул". Возраст этих изображений − 5-6 тысяч лет. Центральной фигурой этой группы петроглифов является фигурка беса или чёрта, который расположен поодаль от остальных изображений. Вокруг него множество разнообразных маленьких фигурок, как бы направленных в центр всей композиции. (Рис. 2). Расположены изображения очень плотно: звери, птицы, лодки, люди, сцены морской и лесной охоты. Название родилось не случайно: по нижнему краю скалы тянется цепочка из восьми следов босых ступней, то левой, то правой. Следы ведут к Бесу — самой крупной фигуре, выбитой с краю от основной массы рисунков. Бес изображен в профиль, высотой около метра. Древний художник выделил его профиль с выступающим носом и подбородком, кисть, стопу и мужское достоинство. Исследователи считают "беса" хозяином или божеством, а скалу с рисунками − местом жертвоприношений ему. Основой для рисунков нашим далеким предкам послужили большие куски серого сланца, которые в древности лежали около самой воды. Выбиты эти рисунки были древними художниками в эпоху неолита каменным отбойником на гранитных гладких скалах. «Кистью» древних людей были примитивные на вид куски кварца. Художники были весьма одаренные и талантливые.
Рисунок 2. Изображение беса
Внимательно рассматривая беломорские петроглифы, можно произвести их классификацию. За каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
1. Символ лодок, носовая часть которых выполнена в виде головы лося. Между миром живых и потусторонним миром течёт река Забвения, и лодка – это средство ее переплыть. Лось – древний славянский символ преодоления препятствий. В старину на Руси лосем называли созвездие Большой Медведицы, Полярную звезду, которая всегда служила путеводной координатой, ведущей на север. (Рис. 3).
Рисунок 3. Изображение символа лодки с беломорского петроглифа
2. Колдуны с лосино-головными жезлами в руках − образ в комментариях не нуждается. (Рис. 4).
Рисунок 4. Изображение символа колдуна с беломорского петроглифа
3. Человек с оленем, лосем и медведем. Символика лося уже рассмотрена. Образ оленя имел у славян особую роль, считался царственным животным, его называли «туром», «чудным», «дивным зверем». Считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер, и на наших беломорских петроглифах. Медведь − символ Бога Велеса, путешественника между мирами.
4. Синтезированная символика. Как это использовалось, что за обряды проводились, и настоящую роль петроглифов расшифровать полностью учёные пока не в силах. Вот, например, то ли птица, а то ли самолет, то ли колесо, то ли летающая тарелка. (Рис.5).
Рисунок 5. Изображение синтезированных символов с беломорского петроглифа
Петроглифы Карелии, Финляндии, Швеции и Норвегии, удалённые друг от друга на многие сотни и тысячи километров, тем не менее, очевидно схожи! Это очевидным образом свидетельствует о соблюдаемых канонах, идущих от одного источника знания. Очевидно, что именно эти изображения позволяют особым людям путешествовать в других измерениях, своим присутствием и волей изменять наш явный мир.
Сакральные центры, подобные Канозеру, существовали в различные эпохи и вновь становились востребованными. Исследователи отмечают, что основные сакральные изображения заимствовались и проносились почти в неискаженном виде через тысячелетия. Так, последние рисунки сделаны всего 200–300 лет назад, есть петроглифы, датируемые 5 – 4 тысячами лет до нашей эры, есть период, датируемый 1000 лет до нашей эры.
Неразрывная связь природы и человека реализуется переносом кровнородственных отношений на природу: первоначально на животных, затем на природные стихии и олицетворяющих их духов или богов. И тотемные предки, и духи, и боги различных мифологий находятся между собой в отношениях кровных родственников. По мнению учёных, искусство, как отражение трудовой деятельности, развивалось параллельно религиозным представлениям человека, прежде всего реализовавшихся в мифах [7, c. 86].
Для донесения визуальной информации до зрителя (которым выступало племенное сообщество), реализующейся в наскальных рисунках, и её мифологической интерпретации, древние авторы рисунков вместе с шаманами очень тонко увязывали место изображения с природной средой. А время обряда выбиралось так, чтобы трансляция мифа или любой бытовой сцены, которая также была трактована как обрядовое действие, вызывали наиболее сильный эмоциональный отклик у его участников. Как известно, на крайнем русском Севере с середины мая до конца июля стоят "белые ночи". И в ранние утренние часы и поздние вечерние, солнце находится под острым углом к линии горизонта. Именно в это время рисунки, выбитые на поверхности камня на глубину до 3-4 мм, дают благодаря такому солнечному освещению наиболее четкий рельеф. Солнце перемещается по небосклону, соответственно перемещаются тени от рельефно выбитых в камне изображений и они непостижимым образом как бы "оживают", повествовательное действие приобретает реально магическое восприятие. В иное время дня солнечные лучи как бы "скрывают" рисунки, их плохо видно и, разумеется, обряд утрачивал бы свое фантасмагорическое воздействие (Рис. 6).
Рисунок 6. Изображение синтезированных символов с беломорского петроглифа на закате солнца. Видна наибольшая читаемость рисунка
Первооткрыватель Беломорских петроглифов Александр Линевский (1902 - 1985) писал в своей книге, что для лучшего исследования «… требуется боковой свет (то есть низкое стояние солнца), чтобы на глянцевитом, отражающем лучи фоне рассмотреть шероховатую, и оттого матовую, поверхность рисунка. Поэтому рисунки заметны не в одно время, а в разное, в зависимости от наклона скалы и угла преломления лучей солнца. Вот почему каждый приезд… даёт новые изображения, в то же время, вызывая досадную потерю времени на розыск прежде найденных петроглифов» [3, c. 36].
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. "Каменная летопись", "Библия каменного века" − так их характеризуют исследователи [5, c. 108]. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".