Статья:

КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Чжун Ц. КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Чжун Цяньцянь
аспирант кафедры культурологии учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», Беларусь, г. Минск

 

CONFUCIAN CULTURE IN MODERN CHINA

 

Zhong Qianqian

Graduate student of the Department оf cultural studies of the Educational Establishment «Belarusian State University of Culture and Arts», Belarus, Minsk

 

Аннотация. Как важная часть традиционной культуры Китая, конфуцианство прошло ряд этапов развития и сохраняет свое значение в современном китайском обществе. Ценности конфуцианства придают неповторимость китайской цивилизации.

Abstract. As an important part of China's traditional culture, Confucianism has gone through a number of stages of development and remains important in modern Chinese society. Confucian values give uniqueness to Chinese civilization.

 

Ключевые слова: духовная культура, конфуцианство, неоконфуцианство, новое конфуцианство, современный Китай.

Keywords: spiritual culture, Confucianism, neo-Confucianism, new Confucianism, modern China.

 

Традиционные ценности и учения Китая являются фундаментом для развития национальной культуры и основой духовной жизни китайского народа. В одном из выступлений Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин отметил: «Для укрепления «мягкой силы» культуры страны, необходимо стремиться упрочить ее основу, наследовать и развивать традиционные добродетели, сформированные китайцами за годы многолетней практики, придерживаться марксистской этики и социалистической морали» [1]. За более чем 5000 лет развития цивилизации китайский народ создал оригинальную и многогранную культуру. Одной из актуальных задач развития китайского общества является адаптация традиционной культурной основы жизни китайской нации к современным условиям, гармонизация традиций и современности. «Для сохранения исторической культуры и в особенности унаследованных от предков нравственных норм, необходимо осваивать наследие прошлого, на основе критического подхода к старому развивать новое, проявлять разборчивое отношение, и перенимать необходимое, отказываясь от ненужного» [2]. При этом особенное значение имеет сохранение конфуцианской традиции, опора на ее ценности в системе образования, воспитанию любви к традиционной культуре, усвоению основополагающих нравственных принципов гуманности, справедливости, благопристойности, мудрости и доброго намерения. В учебных заведениях КНР преподаются дисциплины, направленные на освоение ценностей национальной истории и культуры, развития у учащихся чувства национальной гордости ии культурной идентичности.

Конфуцианская культура является основной частью китайской традиционной культуры и одним из главных составляющих китайской цивилизации. Ее содержание многогранно, затрагивает различные аспекты жизнедеятельности человека и общества. Многие конфуцианские принципы и ценности играют существенную роль в процессе построения современного китайского общества. В настоящее время Китай находится на этапе глубокой социальной трансформации в условиях острой международной конкуренцией и сталкивается с серьезными вызовами.

Конфуцианство долгое время выступало в качестве ортодоксальной традиции в феодальном обществе. Вместе с тем, конфуцианское учение о «человеколюбии» в течение длительного исторического периода способствовало формированию важных черт традиционной китайской культуры, оказало положительное воздействие на развитие страны, повлияло на становление национального характера китайцев и систему межличностных отношений.

С момента основания конфуцианской школы Конфуцием и Мэн-цзы данное учение в своем развитии прошло три основных этапа. На первом этапе (династии Хань) конфуцианство получило статус официального учения и основы системы ценностей традиционного общества. Правители династии Хань приняли идею Дун Чжуншу «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство». Основная ценностная ориентация конфуцианства заключается в достижении гармонии, спокойствии и мира в обществе, что отвечало потребностям правящего класса, обеспечивало сохранение власти и накопление сил. На данном этапе происходил первый исторический подъем конфуцианства, которое благодаря поддержке государственной власти распространилось по всей стране.

Неоконфуцианство как форма возрождения конфуцианской традиции сформировалось во времена династии Сун и получило дальнейшее развитие в эпоху династии Мин. В основу его идеологии положена конфуцианская этика и мораль. При этом оно включило в свою систему ценностей некоторые буддистские, даосские и иные идеи, создавая основу для длительной конкуренции с буддизмом и даосизмом. Неоконфуцианское учение включило в свое предметное поле природу, общество и человеческую жизнь [3, c. 12]. Оно преодолело характерное для раннего конфуцианства отсутствие космологических представлений, вобрало в себя некоторые идеи буддистской и даосской космологии, сформировав своеобразное сочетание конфуцианской традиции с элементами буддизма и даосизма.

Современным этапом развития конфуцианского учения стало новое конфуцианство, которое сформировалось в начале XX века и имеет существенное влияние в Китайской Народной Республике. Основываясь на классическом  конфуцианстве, оно включает в себя некоторые идеи западной и индийской культуры, такие как индивидуализм человеческой природы и субъективность человеческой морали с точки зрения истории. На стадии становления новое конфуцианство утверждало тезис «гуманное управление государством – основа благосостояния народа». Насколько позже акцент был сделан на ценности науки и демократии. Национальный кризис в Китае после завершения Опиумных войн рассматривался в первую очередь как культурным кризис, преодолеть который можно только на основе восстановления культуры [4, c. 39]. Новое конфуцианство выступает за восстановление конфуцианской культуры, способной стимулировать экономическое и социальное развитие.

Таким образом, формирование и развитие конфуцианской культуры, в разные исторические периоды происходило в соответствии с потребностями социальной динамики.

Как важная часть китайской традиционной культуры, конфуцианское учение сыграло выдающуюся роль в становлении китайской цивилизации. Конфуцианство стало центральным элементом всей культуры, одной из определяющих духовных традиций, придающей неповторимость и своеобразие китайской цивилизации. В условиях современности происходит активное взаимодействие китайской культуры с многими другими культурами. В этой связи политические лидеры Китайской Народной Республики придают большое значение бережному сохранению и освоению национального культурного наследия, подчеркивая, что изучение роли Конфуция и конфуцианства в историческом развитии страны является «важным способом понять историческое происхождение духовного мира современных китайцев».

В системе учебных заведений КНР изучение конфуцианской культуры способствует решению задач идейно-политического и нравственного воспитания. Реализация таких ценностных установок как «самоинтроспекция» и «честность с самим собой» способствует формированию высокого морального облика обучающихся. Усвоение основ конфуцианской культуры влияет на формирование у студентов адекватного мировоззрения, взглядов и ценностей, помогает осознать свою ответственность и жизненное предназначение. Изучение конфуцианской культуры обогащает идейно-политическое содержание образования, является эффективной формой патриотического воспитания и укрепления национальной сплоченности.

Конфуцианская культура ориентирована на человека. Сегодня в рамках образовательного процесса необходимо опираться на концепцию «человек превыше всего», делая акцент на личностно-ориентированном образовании и уважении учащихся. Помимо часто упоминаемых экологических проблем, имеются определенные проблемы в человеческих взаимоотношениях, такие как отчужденность,  потерянность, низкий уровень нравственности и др. Приобщение к конфуцианской культуре может обеспечить полноценное раскрытие человеческой личности, обеспечить освоение системы ценностных ориентиров и способов решения насущных проблем.

Конфуцианство остается одной из ключевых духовных основ жизни китайского народа, сохраняет свое значение в контексте модернизации Китая и построения гармоничного общества, а также играет важную роль в укреплении статуса китайской нации в мировой сообществе.

 

Список литературы:
1. Си Цзиньпин: создать социалистическую культурную мощь и сосредоточиться на укреплении «мягкой силы» культуры страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xinhuanet.com//politics/2013-12/31/c_118788013.htm (дата обращения: 31.03.2023).
2. Инспекция Си Цзиньпина в провинции Шаньдун: сбор мощной позитивной энергии для всестороннего углубления реформ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.cn/ldhd/2013-11/28/content_2537584.htm (дата обращения: 31.03.2023).
3. Чжан Ливэнь. Исследование неоконфуцианства эпох Сун и Мин / Ливэнь Чжан. – Пекин: Народное издательство, 2002. – С. 12.
4. Тао Юэ. Современное новое конфуцианство с точки зрения уникальности / Юэ Тао // Академический обмен. – 2005. – №7. – С. 39.