ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РАЗВИТИЕ КИТАЙСКИХ КОЛОКОЛОВ 581 – 907 ГГ. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история искусства
LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РАЗВИТИЕ КИТАЙСКИХ КОЛОКОЛОВ 581 – 907 ГГ. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
В период 581-907 гг. в Китае последовательно появились две династии: Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907).
Они и европейская Византийская империя (Восточная Римская империя 395-1453 гг.) стали главными господствующими государствами Европы и Азии. Усиление авторитаризма и очередной расцвет буддизма, даосизма и конфуцианства поспособствовали развитию исключительных особенностей китайских чжунов этого исторического периода.
Представляя разные династические ветви, с точки зрения культуры они были едины: династия Тан переняла культурные традиции, экономическую и политическую систему Суй.
Политическая стабильность, централизация власти, экономическое развитие и военная мощь подготовили необходимую материальную и духовную почву для развития бяньчжунов.
После династии Цинь произошли изменения в государственном устройстве Китая: в связи с переходом от феодальной системы эпохи Чжоу(XI в. до н. э. – 221 г. до н. э.) к абсолютизму и централизации власти все население считалось народом императора.
В период Тан никому, даже чиновничеству и аристократии, не разрешалось использовать бяньчжун.
Это была привилегия императора и наследника престола, причем права наследника в этой области были ограничены.
В «Ритуалах Чжоу» («Чжоу ли») упоминается, что только в присутствии императора или наследника можно было обращаться к «ритуалу» («ли»).
Начиная с периода правления династии Хань (202 до н. э. – 220 гг.), в музыкальную практику вводятся ударные и духовые инструменты, постепенно заменившие бяньчжун.
Поэтому потребность царствующего дома в этих колоколах сократилась: за ними сохранилось лишь важное политическое значение.
Для мировоззрения китайского народа характерен «смелый взгляд в глаза смерти», согласно которому в захоронение было принято класть вещи, которые умерший любил при жизни и часто ими пользовался.
Так, в гробницах императоров можно обнаружить множество ценных предметов. Среди захоронений императоров династии Тан в целости сохранилась лишь гробница У Цзэтяни, остальные были разграблены.
Возможно, что часть бяньчжунов как важная «ритуальная утварь и музыкальные инструменты» была также похищена.
Во время археологических раскопок в захоронении номер М 2 района Цаочжуан, города Янчжоу провинции Цзянсу был обнаружен единственный найденный на сегодняшний день бяньчжун (набор колоколов) династии Тан, состоящий из 16 чжунов (колоколов) [1]. (M 2: Хозяином гробницы является императрица Сяо – жена императора Ян, хозяином гробницы M 1 является сам император Ян. Император Ян умер в 618 г., а в 622 г. Ли Юань – первый император династии Тан – приказал переместить гробницу Яна в место, обнаруженное археологами.
По приказу Ли Шимина в 648 г. умершая императрица Сяо была погребена вместе с мужем.) Приведем текст из источника «Суй шу: записки о музыке», касающейся бяньчжунов этого периода: «по сравнению с юаньчжунами того периода бяньчжун имел небольшие размеры, был оборудован подставкой, на которую подвешивались 16 колоколов-чжунов в два ряда (в зависимости от размеров) – 8 вверху и 8 внизу» [2, c. 147].
Точные сведения об общем количестве бяньчжунов неизвестны, так как работы по раскопкам гробницы императора Ян еще не завершены.
Но сведения именно об этом бяньчжуне дают основание утверждать, что в период династии Тан было возобновлено литье бяньчжунов. (Исследования бяньчжунов этого времени показывают, что хотя они и максимально подражали бяньчжунам эпохи Западной Чжоу, технику литья «дифонии одного колокола» восстановить не удалось). Это же подтверждают и записи в «Цзю Тан шу»: характерная особенность бяньчжунов после династии Хань («дифония одного колокола») не была известна потомкам. Достоверность сведений о бяньчжунах зафиксирована в таких древних литературных источниках как «Тан шу» и «Цзю Тан шу».
В период 589 – 907 гг. политические и религиозные потребности в колоколах привели к интенсивному развитию именно юаньчжунов.
В период династий Цинь и Тан правящий слой с одной стороны поощрял и поддерживал развитие буддизма, а с другой – использовал различные методы усиления контроля над ним.
На этом фоне буддизм начал стремительно развиваться как один из факторов обеспечения общественной стабильности. В этот период появилось множество различных религиозных школ на основе буддизма, относительно известными из которых являются «школа Трех трактатов», Виджняптиматра, «школа Чистой Земли», «Школа Винаи», «школа Хуаянь», Ваджраяна, дзэн-буддизм, «школа Тань-тай» [3 c. 48]. История сохранила имена выдающихся буддийских наставников: Цзи Цзан, Сюань Цзан, Фа Цзан, Хуэй Юань, Хуэй Нэн и другие. Многие буддийские монахи отправляться в Индию в поисках буддийских сутр. По возвращению они распространяли знания среди простого народа.
На основе синтеза индийского учения с национальными традициями культуры сформировалось китайский вариант «буддийского учения Махаяны». Юаньчжуны также сопровождали развитие и процветание буддийских колоколов. Через Китай буддизм распространялся далее – на Тибет, Южную Корею, Северную Корею, Японию и часть стран Юго-Восточной Азии. Этим объясняется наличие на территории современных Японии и Южной Кореи большого числа китайских фаньчжунов.
В период династий Суй и Тан начали отливать юаньчжуны второго типа или «цзянбокоу чжун». Разница конструкции колоколов первого и второго типа заключается в том, что часть края колокола – коу (губы) второго типа имеет форму, напоминающую лист лотоса. Это дало название хэекоу («губы в виде листа лотоса»).
Связь с лотосом буддийских колоколов династии Тан имеет объяснение: этот цветок является троном, на котором восседает бодхисатва Гуаньинь. Но в результате это изменение привело к дефекту акустических свойств: инструмент издавал очень тихий жужжащий звук.
Дизайн каждого чжуна был оригинален, но наиболее распространенными были следующие виды орнамента – богиня, парящая в небесах, дракон, лев, журавль, Чжу-Цюэ (朱雀 мифологическая красная птица).
При изготовлении юаньчжунов второго формы обычно использовали орнамент, деливший поверхность колокола на 18 частей.
В каждой из них ремесленник гравировал на корпусе буддийские сюжеты, канонические образы. Наиболее ранний из обнаруженных чжунов принадлежит храму Бао (уезд Фусянь, провинция Шэньси).
Каждую его часть украшает изображение летящей апсары, дракона, феникса, либо орнамент из диагональных и круглых линий. Стиль этих храмовых колоколов (иначе – фаньчжунов) оказал влияние на даочжуны (колокола даосских храмов) и лоучжуны (колокола городских колокольных башен). В период Тан юаньчжуны первой и второй формы использовались совместно.