Статья:

СЮЖЕТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. Д. СУРГУЧЕВА

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Логунова О.Н. СЮЖЕТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. Д. СУРГУЧЕВА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(77). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЮЖЕТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. Д. СУРГУЧЕВА

Логунова Олеся Николаевна
учитель русского языка и литературы, канд. филол. наук, МБОУ СОШ № 21, РФ, г. Ульяновск

 

PLOT FEATURES OF THE WORKS OF I. D. SURGUCHEV

 

Olesya Logunova

Teacher of Russian language and literature, candidate of philological sciences, MBOU secondary school No. 21, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В произведениях на первый план выходит психологическая и философская проблематика. По способу мышления, по характеру образности проза И.Д.  Сургучева представляет собой своеобразное изображение внутреннего мира  персонажа о нем самом и обо всем, что его окружает. Бессобытийность реальности персонажи И.Д. Сургучева стараются дополнить мечтами и воспоминаниями. Становясь фактами сознания героев, факты действительности предстают в произведениях Сургучева своего рода отобранными этим сознанием, а потому – не во всей полноте и не во всей глубине. Они в равной степени характеризуют и действительность, и осознающего ее героя.

Abstract. Psychological and philosophical issues come to the fore in the works. By the way of thinking, by the nature of imagery, I.D. Surguchev's prose is a kind of image of the inner world of the character about himself and about everything that surrounds him. The characters of I.D. Surguchev try to complement the eventlessness of reality with dreams and memories. Becoming facts of the consciousness of the heroes, the facts of reality appear in Surguchev's works as a kind of selected by this consciousness, and therefore not in their entirety and not in their depth. They equally characterize both reality and the hero who is aware of it.

 

Ключевые слова: сюжет; внутренний мир; внутренний сюжет; психологизм.

Keywords: plot; inner world; inner plot; psychology.

      

Жизнь людей России начала 20 века легко укладывается в сюжеты произведений И.Д. Сургучева. Развитие внутреннего мира героев Сургучев всегда показывает в связи с состоянием внешнего мира, т. е. современной художнику русской действительности, русского общества. Следует заметить, что Сургучев не ищет предметов вдохновения в глубине веков, в экзотике других стран. Существует  лишь несколько «иностранных»  сюжетов, положенных в основу рассказов Сургучева, действие которых происходит не в России. Такие рассказы с трудом можно  найти в творческом наследии Сургучева. Этот факт еще раз подтверждает приверженность сургучевского таланта к современной ему русской тематике.

Сургучев в исследуемый нами  период творчества написал всего три рассказа, действие которых происходит не в России. Это рассказы «Английские духи», «Еленучча», «Прихожане прелестной Мариэтты». Следует заметить, что в рассказах «Английские духи» и  «Еленучча» конкретные социально-исторические приметы жизни читаются очень явно, но при этом они носят  условный характер.  В этих произведениях Сургучев изображает внутренний мир героев, их переживания, и, думается, автор специально изображает  внепространственный контекст, в котором даются события произведений. В рассказе «Еленучча» художник изображает переживания молодой девушки, испытывающей первую влюбленность. Героиня рассказа  —  тип становящегося, развивающегося молодого человека, юной девушки. Ее чувства можно считать типичными для любой юной девушки, которая любит впервые. Именно поэтому становится не так важно, где живет героиня, — на прекрасном острове или в обычном провинциальном городе, богаты ее родители или нет, топос прекрасного южного острова нужен для того, чтобы усилить красоту первой влюбленности.

Во всех трех рассказах на первый план выходит психологическая и философская проблематика.

Для И.Д. Сургучева важны не столько сами события, сколько отражение этих событий через призму сознания персонажей. Для того чтобы исследовать  художественную систему  произведений И.Д. Сургучева, нужно найти  художественную доминанту, которая организует эту систему в единое целое.

Следует заметить, что по способу мышления, по характеру образности проза И.Д.  Сургучева представляет собой своеобразное изображение внутреннего мира  персонажа о нем самом и обо всем, что его окружает.   

Произведение И.Д. Сургучева − это исследование эмоционального состояния персонажа, находящегося в состоянии влюбленности («Соседка»), полусна («Сон»), мечтательности («Еленучча»), раздражения («Седельников») и др. Причем даже в разговорах персонажей, в которые они, все равно, так или иначе вносят свое отношение к высказываемому, обнаруживается то или иное эмоциональное состояние персонажа, которое окрашивает все  повествование этим душевным эмоциональным состоянием.  Именно вера в лучшее, что есть в человеке, и определила нравственную проблематику произведений  И.Д. Сургучева на протяжении всего его творческого пути. Можно с уверенностью сказать, что эта вера в лучшее становится тем началом, которое объединяет все наследие писателя в единое идейно-художественное целое.

Однако  изображаемая действительность, отражаясь через призму  сознания  персонажей,  зачастую предстает перед читателем в довольно измененном виде. Но писатель всегда так расставляет акценты, что читатель осознает, что в измененной действительности относится к самой действительности, а что – к субъективному  видению персонажа, при этом давая характеристику  больше самому персонажу, чем отраженной через призму его сознания действительности. В этом плане очень примечателен рассказ «Соседка». В рассказе  реальность и внутренний мир героя сильно переплетены, герои говорят на языке, понятном лишь им двоим. Фраза «Снег идет» означает «Я люблю тебя». А в конце герою кажется, что к нему приходит его возлюбленная, но автор это изображает так, что читатель понимает: это лишь кажется герою. В другом рассказе Сургучева «Сон» герои живут как бы в полусне.  Через несколько лет герой все это вспоминает как сон, далекий и неясный, уже через призму осознанных событий. У Крынина родился ребенок, Наташа умерла, так и не сказав ему о том, что скоро он станет отцом.  Важно отметить, что произведению свойственно двойное протекание: когда-то, протекавшее в действительности, в прошествии ряда лет событие обретает вторую жизнь в сознании героя. И именно сознание героя организует изображение, делает его таким, каким оно предстает перед глазами читателей, во всех деталях.

В. Д. Сквозников отмечает: «В движении исходного человеческого переживания есть какой-то особенный характерный миг, момент особой интенсивности мысли и чувства, известная их кульминация. К этому моменту вдруг как бы сведено, стянуто все богатство граней, перемен состояния. В жизни – это некая точка, фокус, именно миг. Он является неким средоточием характерности данного состояния души, даже иногда целого состояния мира, характерности обстоятельств» [2, с. 213].

Эти «моменты особой интенсивности мысли и чувства» и показывает И. Д. Сургучев. Особое внимание писатель уделяет не столько внешней жизни  персонажа, сколько его эмоциональному состоянию, которое обусловлено объективными факторами, но при этом рассматривается изнутри, как процесс. Для И.Д. Сургучева важно  не столько то, что какие поступки совершает персонаж, сколько то, что происходит в его внутреннем мире, в сфере его эмоций. Ночные разговоры случайных собеседников из сургучевского рассказа «В поезде» интересны и сами по себе, но более всего – теми затаенными чувствами героев, которые за ними скрываются. Общий тон рассказа, его поэтическая атмосфера создаются не столько содержанием ночного разговора героев, сколько тем состоянием душевной приподнятости и грусти, которое владеет собеседниками в эту ночь. О чем бы ни говорилось в сургучевском рассказе, какие бы внешние поступки героев и событий ни описывались в нем, как правило, объективная действительность входит в структуру рассказа как переживаемая действительность,  а главное свойство  изображенных в рассказе персонажей сводится к переживанию ими собственного бытия и впечатлений внешнего мира.

Бессобытийность реальности персонажи И.Д. Сургучева стараются дополнить мечтами и воспоминаниями. Ярким примером тому может служить рассказ Сургучева «Родители». Иван Трифоныч, страдая от того, что его сын далеко от него, герой живет в своем мире иллюзий, представляет, как они могли бы жить все вместе. Герой рассказа «Соседка» живет в той реальности, которая уже давно прошла. Ему кажется, что к нему приходит любимая девушка, что он обнимает ее, целует.  Отец Петр, герой рассказа «В последний раз»,  почти сорок лет живет  воспоминаниями о том времени, когда его жена и маленький сын еще живы. Его никто никогда не называл папой, и герою в предсмертный час кажется, что его сын зовет его. Безусловно, образ главного героя привлекает читателя. Старик любит родную землю, зарождающуюся весну, природу, поэтому он близок читателю.

Показывая действительность такой, какой она предстает в восприятии персонажей,  автор при этом  не умаляет своего мировосприятия до пределов видения мира своих персонажей. Читая произведения И.Д. Сургучева, читатель отчетливо ощущает его позицию, которая, как справедливо пишет Т. Р. Гавриш, «заключается во внимательном отношении и искреннем сострадании  человеку и его нелегкой судьбе, внутреннем единении с ним, способности понять и разделить его душевную радость и душевную боль» [1, с. 87].  

Сюжет  в структуре рассказа развертывается одновременно и в сознании героев. В произведениях изображается человеческая душа, со своей болью, радостью, со своей внутренней сюжетностью, отражающей сложную эволюцию человеческих характеров.  Между характером персонажа и  его жизнью устанавливается  сложная взаимосвязь.  Сюжет раскрывает характер персонажа; персонаж переосмысливает его в соответствии с логикой своего характера и психологического состояния в данный момент. Художнику очень важно не то, что персонаж делает, а то, что он чувствует.

Сюжет выступает в прозе И.Д.Сургучева в двояком облике объективного, развертывающегося в координатах художественного времени и пространства,  сюжетного  действия и субъективного, слитого с сознанием героя, с позиций которого ведется повествование, внутреннего действия, также сюжетно организованного. Это и есть то общее, благодаря чему произведения с самыми различными композиционными схемами осознаются нами  как разные варианты одной  и той же художественной системы.

В прозе Шмелева, Ремизова, Замятина внешний сюжет зачастую базируется на представлении нескольких этапов или же всей жизни персонажа. Внутренний же сюжет имеет нравственно-философское значение, традиционное с православной точки зрения, и осмысливается как история праведной жизни  —  верование в Страшный суд, в воздаяние, в воскресение и бессмертие. Вышеназванные современники И.Д. Сургучева при сохранении этого условного житийного сюжета разрабатывают проблемы религиозной веры, отношений поколений, отдельно взятого человека и общества в целом, интеллигенции и народа. А.А. Фокин пишет, что «структура повестей напоминает композицию иконы, которая состоит из «блоков», в которых показаны испытания главных героев и их отношение к библейским заповедям» [5, с. 107]. Нравственное развитие главных героев изображается в духе традиционного православия и, соответственно, относится к внутреннему сюжету. Произведения Шмелева, Ремизова, Замятина именно благодаря такому содержанию и структуре приобретают особую глубину и духовность. Внешний сюжет произведений Сургучева несколько сложнее, чем в повестях его современников. А.А.Фокин справедливо отмечает, что «этапы жизни главного героя даны не линейно, а циклически — возвращение к настоящему происходит то из прошлого, то из будущего» [5, с. 107].

Мысли героя развивают действие произведения, герой погружен в себя. Но он что-то делает и что-то говорит, и его слова и действия всегда вторичны по отношению  к тому, что он думает и чувствует. Это не обязательно должно быть связано с тем, что с ним происходит сейчас. Следовательно, внешняя ситуация произведения – это лишь удобный повод для писателя проникнуть во внутренний мир своего героя.

Найденный Сургучевым, вслед за Чеховым, принцип сюжетного построения, скрывает в себе неисчерпаемые возможности  увеличения смысловой концентрации фабульных эпизодов, потому что один миг внесюжетного времени способен вобрать в себя при таком построении всю жизнь героя  в наиболее существенных его моментах.  Зачастую небольшая зарисовка при более внимательном рассмотрении оказывается концентрированным выражением всей жизни человека, всей его судьбы.  Например, в рассказе «Трешница» небольшая зарисовка о жизни главного героя  и его семьи  говорит о том, как он прожил свою жизнь, как дорога ему была Настасья.   

Становясь фактами сознания героев, факты действительности предстают в произведениях Сургучева своего рода отобранными этим сознанием, а потому – не во всей полноте и не во всей глубине.  Они в равной степени характеризуют и действительность, и осознающего ее героя.

Новое видение жизни у героев Сургучева можно обозначить понятиями «прозрение», «озарение». Л. Н. Толстой в своих повестях и романах о «прозрении» героев и И. С. Тургенев в произведениях о «нравственном озарении» приводят своих героев к каким-то мировоззренческим и нравственным открытиям. Толстой в 80-х годах говорил о том, что теперь у «темных» начинают открываться глаза. Что они, переходя от тьмы к свету, ото лжи и заблуждений к осознанию неправильно прожитой жизни, к нравственному прозрению, к воскресению, не мистическому, а реальному, к сознанию того, что обыденная, признаваемая законной, привычная жизнь есть «ужасный, огромный обман», от которого надо избавиться. В конце 19 века следует говорить о прозрении не «погибшего», а, наоборот, будто бы вполне благополучного человека.

В произведениях Сургучева нравственные открытия представляют собой приход к новому философскому мировоззрению, новой системе нравственных ценностей.

Для произведений Сургучева характерен тип сюжета – прозрения. Он реализуется и в рассказах, и в повестях. Герои коренным образом меняют свое отношение в жизни под влиянием каких-то внешних факторов: чтение письма, обретение букета роз. Герои возрождаются к жизни, они становятся добрее, они прозревают, потому что, по Сургучеву, истинным является такое отношение к жизни, когда человек благосклонен к другим, не зол, не озлоблен, когда он радуется жизни, радуется каждому прожитому дню. Прозрение героев заключается именно в этой смене взгляда на окружающий мир. Седельников («Седельников») возрождается к жизни под влиянием букета белых роз.   Седельникова, озлобленного на весь мир, раздражает все: и незакрытая дверь, и люди на вокзале, и влюбленная пара, которая едет вместе с ним в купе. Героя возвращает к жизни букет белых роз, который оставила женщина в купе. Он начинает обрывать лепестки роз и складывать их в свою записную книжку.

Алеша по-другому начинает смотреть  на мир только после осознания им взаимности его чувства. Анин («Письмо») перечитывает письмо только когда ему особенно тоскливо и грустно, когда его «заедает» обыденность. Анин становится добрее после чтения письма;  герой возрождается к жизни, вспоминая вечера, проведенные с любимой девушкой, когда он был по-настоящему счастлив. Под влиянием этих воспоминаний он меняет отношение к миру, к жизни: герой смотрит на свои серые будни через призму воспоминаний о счастливых вечерах с любимой женщиной.

Главный герой повести «Губернатор» начинает осознавать свои ошибки только после того, как узнал о близкой смерти.    Сюжетная линия повести довольно проста.   Точкой отсчета для всех событий сюжета следует считать смену мировоззрения героя. Важно отметить, что сюжет не насыщен большим количеством событий, в нем так же нет неожиданной смены событий. Как отмечает А. А. Фокин, «отсутствие напряженного сюжета в повести вызвало недовольство в среде модернистов» [5, с. 108]. Один из критиков писал, что в повести и революция, и физиология, и психология, но сюжета нет. Он весь заключается в том, что губернатор собирался умирать, умирал-умирал и умер [5, с. 109]. Все события в повести предсказуемы. Одной из главных особенностей сюжета повести является то, что событие как факт перемены в действительности, в обстоятельствах действия выражает также и перемену во взгляде губернатора на мир. Сюжет повести строится на столкновении представлений о жизни: жестокость была нормой поведения для губернатора; перед смертью он прозревает, начинает осознавать свои ошибки, и с этого момента главный герой становится близок автору. Губернатор теперь совершенно по-иному смотрит на мир. Как на чудо, как на открытие он смотрел на ночной город, ночной бульвар, на звезды и думал о том, что сон – это репетиция смерти и что совсем не нужно всю жизнь заботиться и суетиться о «какой-то чепухе, убивать людей, чтобы  в два месяца сгнить в склепе Андреевского собора» [3, с. 111].

Изменившийся губернатор открывает для себя вещи, о которых он раньше даже не задумывался. Он становится глубже, добрее, лучше. Теперь все обычное и повседневное ему кажется волшебным. Герой понимает, что раньше он жил, как слепой. У губернатора будто падает пелена с глаз. Привычные вещи герой воспринимает совершенно по-иному. Вернувшись с лечения,  губернатор стал ходить со Свириным на гору к кафедральному собору.  Этой ночной прогулкой  губернатор прощается с городом и подводит своеобразный итог своей неправильно прожитой жизни. Сейчас, когда смерть близка, когда все больше и больше в губернаторе раскрывается человеческое, ему вдруг стало необходимо сходить на Крепостную гору и посмотреть на ночной город, которым он столько лет правил и не знал, что если посмотреть на него ночью сверху, он поразительно красив. Следует отметить, что происходит не приращение прежнего качества событийности, а возникновение нового. С особой ясностью это обнаруживается, конечно же, благодаря тому, тип сюжета этой повести – сюжет – прозрение. Герою становится ведомо то, что  автор знал, видел изначально. В этом случае понятие события предстает в двух планах.

Во-первых, в плане автора событие предстает как перемена в мировоззрении героя, как сюжетообразующий фактор. Кульминация приближена к развязке, знаменуя трагедийность происходящего.

И во-вторых, в плане героя входящие в саму структуру сюжета жизненные явления прозревшим героем воспринимаются как события. 

В своей повести «Губернатор» Сургучев говорит о том, что каждому, живущему не по заповедям Христа, рано или поздно откроется истина. Сургучев показывает внутренний мир своего героя, заставляет сопереживать губернатору, потрясает картиной душевных мук, следственно, пробуждает сознание читателя и наставляет его на «путь истинный». Душевные муки героя являются результатом ложных понятий, и противопоставление истинного и ложного в жизни губернатора: то, что ему раньше казалось хорошим и правильным,  оказалось дурным, ненастоящим. Сургучев показывает это трагически.  

Важно отметить, что некоторые эпизоды сюжета даны ретроспективно, и в этом, на наш взгляд,  потрясающая художественная находка автора. Губернатор вспоминает в основном ключевые моменты своей жизни: убийство Волчка, измена жены, ссоры с женой – те моменты, когда он был кардинально не прав. Эти воспоминания даны уже через призму прошедшего времени, когда известен конечный результат.

Сургучев в повести «Губернатор» также раскрывает тему революции. В дальнейшем эта тема сыграет роковую роль и в творчестве, и в судьбе писателя, ведь именно после публикации очерка «Большевики в Ставрополе», в котором показаны зверства большевиков и о  котором будет сказано в главе 3,  Сургучев был вынужден эмигрировать за границу.  Революция в повести не показана, но уже можно различить приметы надвигающейся катастрофы. Именно эти предчувствия оправдались зловещими событиями на Ставрополье, о которых он напишет в очерке «Большевики в Ставрополе» и в повести «Черная тетрадь»: «Я был три года на войне и видел немало страшных вещей… Много пришлось мне на белом свете видеть видов, но последняя ночь 17-го года и первые минуты 18-го  – это самое страшное, что я когда-нибудь переживал». «Поедут на север дикий, туда, где теперь жизнь поставили на огонь, и начинает она закипать, закипать… И аромат от нее идет вкусный-превкусный», – говорит один из персонажей повести «Губернатор» Ярнов, человек, находящийся под негласным надзором. Именно через этого персонажа реализуется в повести тема революции. Следует отметить, что размышления этого персонажа мы не соотносим напрямую с размышлениями самого Сургучева. Автор отрицательно относится к самодержавной России, и это негативное отношение выражается через описание «старших» городовых в повести «Губернатор».  Писатель в повести «Губернатор» изображает неспокойное время, яркой чертой которого является социальная нестабильность — бунт в Далеком, молодежные сходки на Кафедральной горе, а также различные упоминания о ссылках, арестах, сыщиках. Однако, как пишет Г.П. Толпаева, в «Губернаторе» нет непосредственного освещения революционных событий. Скорее складывается ощущение покорности, лицемерия, с одной стороны, и стремления к внутренней свободе — с другой [4, с. 23].

В повести «Мельница» мы находим две сюжетные линии: первая связана с  покупкой и банкротством мельницы, а вторая – с любовью главного героя. Сюжет этой повести  не выделяется из типа сюжета Сургучева – сюжета – прозрения. Сюжет этого произведения Сургучева, как и всех других произведений исследуемого нами периода – статичный: все события предсказуемы, нет резкой смены событий. В самом начале произведения автор знакомит читателя с Бариновым, отцом троих сыновей, показывает дело всей его жизни. Он торговал «народными» товарами, в его лавке никогда не было дорогих товаров. Своих сыновей он вырастил сам после ранней смерти жены. Он очень хочет, чтобы они получили хорошее образование, стали заниматься «каким-нибудь другим делом, большим, шумным, хлопотливым, с телефонами, управляющими, большими письменными столами». «Неужели Илье только и выпало на долю, что размеривать ситцы?» – переживал старик. «Что будут делать они после смерти  моей» – думает он. Завязкой повести является женитьба старшего сына Ильи на женщине. Автор не называет ее имени. Именно она впервые заговорила о мельнице, именно она посягнула на семейный уклад Бариновых. Следует заметить, что сюжетная линия, посвященная строительству мельницы, как правило, раскрывается  в начале глав.  Но после того как мельница обанкротилась, на  первый план выходит сюжетная линия, посвященная любви Алеши. Обе сюжетные линии переплетаются между собой, поэтому нельзя сказать какая из них является главной. 

Главный герой повести «Мельница» Алеша начинает переосмысливать свою жизнь только после осознания им чувства любви к женщине. Он вдруг понимает, что все  члены семьи ведут себя фальшиво, неискренне. В начале повести мы видим героя инфантильного, безвольного, но потом он открывает в себе огромный потенциал. Любовь придает ему силы, и он решается  увезти из родительского дома любимую женщину.  В этой повести Сургучев так же, как и в других своих произведениях, реализует сюжет – прозрение. Алеша начинает по-иному смотреть на мир после осознания им взаимности его любви. У героя будто спадает пелена с глаз: он вдруг на привычные, давно знакомые ему вещи начинает смотреть по-новому. Герой  внезапно, как от какого-то удара или толчка, прозревает, расстается с прежними мыслями и переоценивает свою жизнь. Для героев Сургучева этот пересмотр жизни наступает быстро. Человек изо дня в день воспринимает все окружающее, все зло, фальшь, поведение близких как нечто привычное, не подлежащее суду и оценке, как нечто такое, что и есть сама жизнь. Перелом состоит в том, что герой  вдруг начинает понимать, что это не жизнь, а ее искажение, не норма, к которой уже давно все привыкли, а непонятное  отклонение от нее. Это прозрение, перелом приносят герою  не облегчение и радость, а боль и страдание. Но автор все равно ведет своих героев к прозрению  и заставляет пережить кризис под влиянием внезапного нравственного толчка. Следовательно, признаками сюжета — прозрения можно считать:

  1. Появление внешнего фактора (письмо, цветы).
  2. Изменение во внутреннем мире героя (осознание болезни и близкой смерти, осознание взаимности любви).

Результат нравственного переворота, потрясение, тяжелое, но благодетельное пробуждение  совести, мыслей, чувств — это перелом, поворот судьбы.

Традиционный внешний сюжет теряет свою динамику и  законченность и становится явлением сознания персонажей. При этом автору уже не обязательно хронологически последовательно излагать жизнь персонажей, так как некоторые описательные функции он отдает персонажу. В моменты «особенной интенсивности мысли и чувства»  персонаж, вспоминая свою жизнь, выбирает из нее лишь отдельные, ключевые моменты, так или иначе соотносящиеся  с переживаемым им состоянием души. 

Конфликт  произведений  Сургучева имеет особую природу. Как правило, это особый тип  внутреннего  конфликта, который рождается в процессе переосмысления героем прошлой жизни, между прошлой реальностью и настоящим идеальным.  Произведения  Сургучева не строятся на конфликтах между героями. А если такой конфликт и существует, то, как правило, он основан на недоразумении.  В частности, в одном из первых рассказов И.Д.Сургучева «Горе» у главного героя умирает жена. Смерть любимой женщины заставляет псаломщика отрешиться от всего мира и даже отречься от Бога: на место иконы герой ставит фотографию умершей. Чувства героя достигают степени боготворения любимой женщины, любовь к женщине становится воплощением истинной Любви. К псаломщику Илье приходят его друзья, один из которых, увидев фотографию в окладе иконы, начинает ругать Илью за богохульство. Между персонажами возникает конфликт, который, безусловно, основан на недоразумении. Друг псаломщика не понимает всей глубины его горя, при этом другой персонаж не осуждает Илью и с искренним соболезнованием относится к нему.  Следовательно, внутренний конфликт приобретает характер внешнего. Внутренний разлад героя превращается во внешний: не принимая смерть любимой женщины, находясь в разладе с самим собой, герой конфликтует с окружающими, искренне желающими ему добра. 

Следует отметить также то, что в основе жанрового своеобразия сургучевских произведений лежит природа художественного конфликта, точнее сказать, сам тип реализации конфликта. Это переосмысление собственного «я» персонажем, его отношения к миру  не в какой-то экстремальной ситуации, а в обыденной жизни. В результате проведенного нами анализа можно с уверенностью сказать, что художественный конфликт повестей И. Д. Сургучева эволюционирует, расширяется: в центре внимания оказывается не только сам факт прозрения, его непосредственный процесс («Губернатор»), но и способность героя реализовать результаты этого прозрения («Мельница»). При этом важно заметить,  что сургучевский герой, преобразовывая собственную жизнь, не отказывается от собственного «я» (как это характерно, например, для героев Толстого и Гаршина, переживших подобный конфликт). Более того, усилия губернатора и Алеши направлены, в первую очередь, на сохранение собственной индивидуальности, человеческого начала. Поэтому эволюция сургучевского героя связана с движением  от собственного стремления героя переосмыслить свою жизнь  к попытке изменить ее в соответствии с новыми представлениями о человеке.

В связи с тем, что основным типом сюжета произведений И.Д. Сургучева является сюжет — прозрение, следовательно, основное действие переходит во внутренний сюжет,  и тип конфликта, таким образом, будет особым, внутренним, рождающимся в процессе переосмысления героем прошедшей жизни. 

Таким образом, изображению подлежит лишь то, что находится в поле зрения героя, что интересно герою, с чем он соприкасается в пределах заданной ему писателем ситуации, которая с точки зрения внешнего действия может быть статической, а с точки зрения внутреннего действия является лирической.  Образ действительности строится как факт сознания героя, осложняется его состоянием, его взглядами на мир, в которые писатель только вносит свои уточняющие поправки. Действительность оказывается отраженной дважды – в кругозоре героя и в завершающем авторском кругозоре.

 

Список литературы:
1. Гавриш Т. Р. Бессознательное и реальность в рассказе И. Д, Сургучева «Трешница»: опыт интерпретации// Сургучевские чтения VI: Культура Юга России – пространство без границ: Сборник материалов Международной научно – практической конференции. – Ставрополь, 2009. 
2. Сквозников В.Д. Лирика. //Теория литературы, т. 3, АН СССР, М., 1963.
3. Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. М., 1987
4. Толпаева Г. П. Духовные искания личности в повести И. Д. Сургучева «Губернатор»// Проблемы духовности в русской литературе и публицистике 18-21 веков: Материалы Международной научной конференции. – Ставрополь, 2006.
5. Фокин А. А. И. Д. Сургучев. Проблемы творчества. – Ставрополь, 2006.