МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРАТКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СТРОГАНОВСКОМУ ДВОРЦУ. ЧАСТЬ 2. СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АНФИЛАДЫ
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРАТКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СТРОГАНОВСКОМУ ДВОРЦУ. ЧАСТЬ 2. СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АНФИЛАДЫ
MATERIALS FOR A SHORT GUIDE TO THE STROGANOV COURT. PART 1. NORTHERN AND EASTERN ENFILADES
Tatiana Nesvetailo
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье дается сжатая информация по результатам исследования истории строительства и реставрации Строгановского дворца, подготовленная для путеводителя.
Abstract. The article provides concise information on the results of a study of the history of the construction and restoration of the Stroganov Palace, intended for the guide.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.
Строгановский дворец – уникальный пример архитектуры зрелого барокко на Невском проспекте. Он был создан Ф. Б. Растрелли (1700 – 1771) для барона С. Г. Строганова (1707 – 1756) в 1753 – 1756 годах.
Парадная столовая была устроена А. Н. Воронихиным на месте прежней Зеркальной галереи Растрелли и отделана в 1793 году к свадьбе графа Павла Александровича Строганова с княжной Софьей Владимировной Голицыной. Зал сохранил основную композицию и частично первоначальную отделку. До наших дней дошли полуколонны искусственного мрамора, плафон с росписью, имитирующей кессоны с розетками, полуциркульные ниши.
Уникальность оформления зала состоит в том, что в его отделке были использованы цельные пятиметровые зеркала. Размещенные между полуколоннами ионического ордера с диагональными волютами, они занимают почти всю южную стену напротив окон. В них отражается весь зал, что иллюзорно удваивает пространство. Небольшое по размеру помещение выглядит громадным, будто разделенным на две части массивными колоннами. К зеркалам примыкают изящные полу-люстры с балясинами голубого стекла.
Акварель, выполненная А. Воронихиным в 1791 году, послужила источником для создания проекта реставрации интерьера. Именно благодаря этому изображению удалось воссоздать максимально точно первоначальный замысел архитектора, в частности, исчезнувшие в XIX веке большие зеркала, лепные десюдепорты, роспись кессонами в нишах, ложные двери в юго-восточном углу (первый этап реставрации 1994-1995 годов), рисунок паркетного пола и полу-люстры (второй этап реставрации 2002-2203 годов).
Старая передняя служила главным входом в парадную анфиладу до тех пор, пока А. Н. Воронихин не устроил вход на парадный этаж через Новую переднюю. Другое название «Биллиардная» появилось, когда здесь была устроена биллиардная комната с широким арочным проемом и колоннами на южной стене. Вероятно, тогда же появились семь барельефов с фигурами играющих детей, исполненными с авторских композиций И. П. Прокофьева, выполнил их на основе гравюр Ф. Гверчино (1591-1666) и Р. Лафажа (1656-1684). Сюжет этих панно служит источником еще одного названия интерьера: «Зал путти».
Окончательный облик зал приобрел при участии архитектора А. И. Буржуа в 1850-е годы, в результате его переделки для графа Сергея Григорьевича Строганова. Был создан ложный деревянный свод, заложена арка и для декорирования вновь созданной пилястры на месте арки был повторен барельеф с противоположной стены.
Сейчас в интерьере можно видеть наслоения трех эпох благодаря раскрытиям исторических слоев, сделанным в 1994 году во время реставрации памятника. Оказалось, что за слоем штукатурки скрывается фрагмент отделки 1740-х годов, предположительно, М. Г. Земцова. Во время реставрации 2000 - 2003 годов был восстановлен первоначальный объем: удалены поздние перегородки, возвращена первоначальная окраска стен, отреставрирован лепной декор.
Зал Гюбера Робера был создан А. Н. Воронихиным специально для размещения картин французского художника, которые граф Александр Сергеевич заказал в Париже. Многие русские художественные собрания второй половины XVIII века включали в себя произведения Гюбера Робера, чьи романтические пейзажи с античными руинами были чрезвычайно популярны в это время и в Европе, и в России. Архитектор объединил три небольшие комнаты в единое пространство, сохранив при этом трехчастное деление посредством полуциркульных арок, опирающихся на массивные пилоны.
Как выглядел интерьер в первой половине XIX века, помогает представить картина неизвестного художника «Вид на анфиладу комнат в доме Строгановых», хранящаяся в фондах Государственного исторического музея. На картине видно несохранившуюся роспись потолка, а также печь в центральном отсеке со скульптурой льва наверху, хотя на чертеже Воронихина показаны две угловые печи. Вероятно, в 1818 году в отделку зала были внесены некоторые изменения архитектором И. Ф. Колодиным, и на картине зафиксирован интерьер, измененный последователем Воронихина.
Cкульптура льва, подрубленная с одной стороны для установки у стены, была обнаружена на чердаке в конце 1980-х годов, а в 1997 году отреставрирована скульптором Г. Я. Ястребенецким. Ее размеры соотнесены с размерами и формой печи на картине, что помогло воссоздать этот элемент интерьера очень близко к историческому изображению. Именно на его основе был создан проект реставрации, которая была осуществлена в 2000-2003 гг.
Существующая ныне отделка Арабесковой гостиной выполнена, вероятно, архитектором М. А. Макаровым (1827−1873) в 1850-1860-х годах для графа С. Г. Строганова. Главным элементом декора являются вертикальные живописные панно с гротесками. Панно являются копиями XVIII века с росписей лоджий Рафаэля и его учеников в Ватиканском дворце (1518-19 гг.). Живопись выполнена на съемных холстах, закрепленных на подрамниках, и обрамлена узким золоченым профилированным багетом.
Сюжеты наддверных панно (или десюдепортов) «Кентавр и нимфа» (у восточной стены), «Кентавресса и Сатир» (у южной стены), «Кентавр и Ахилл» (у западной стены), повторяют сюжеты росписей так называемой виллы Цицерона», обнаруженной при раскопках в Помпеях в конце XVIII - начале XIX вв.
Паркет был воссоздан на основании фотографии 1897 года, где отчетливо читается рисунок паркетного пола, набранного из разных пород дерева в виде восьмиугольных звезд с розетками, квадратов и ромбов. За образец были взяты фрагменты исторического паркета, которые позволили определить породы дерева: дуб, клен, орех, чинара, палисандр, красное дерево темного тона и красное дерево светлого тона. Реставрация всего зала была завершена к 2003 году.
Интерьер Минерального кабинета был выполнен в 1791-1792 годах А. Н. Воронихиным по заказу графа Александра Сергеевича для размещения его обширного собрания книг и коллекции минералов. Интерьер является частью цельной программы воплощения единства мироздания, подобно тому, как это было в европейских кунсткамерах. Это был своего рода Храм природы, в котором демонстрировались ее творческие возможности. Ассоциации с храмом вызывает двухъярусная объемно-пространственная композиция зала, увенчанная куполом. В нижнем ярусе расположены двенадцать каннелированных колонн серого искусственного мрамора с золочеными капителями композитного ордера и встроенные шкафы с застекленными дверцами для размещения книг; второй – представляет собой хоры, огражденные балюстрадой, с установленными вдоль стен шкафами для минералов.
Перспективная роспись купола выполнена, предположительно, П. Гонзаго в начале XIX века. Роспись имитирует прорыв купола в небо одним круглым и четырьмя арочными проемами. Четыре малых зеркальных люнета и четыре больших декорированы скульптурными рельефами. Сюжетами больших рельефов являются четыре стихии – Вода, Воздух, Земля, Огонь. На парусах вместо евангелистов – атрибуты искусства и науки. Дверь, ведущая в Картинную галерею, превращена в ложный шкаф с имитацией книжных корешков. В создании современной экспозиции минералов приняли участие Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана (Москва), куда была перемещена в 1919 году строгановская коллекция минералов, и Горный музей Санкт-Петербурга. Музей им. А.Е. Ферсмана вернул также походный сундук красного дерева для хранения шлифованных плиток горных пород в Строгановский дворец.
Создателем 2-х ярусной люстры золоченой чеканной бронзы с хрустальным убором является также А. Н. Воронихин. Люстра была отреставрирована одновременно с реставрацией самого зала в 2005 году. При этом, была воссоздана по историческим фотографиям и аналогам утраченная фигура «Славы».
Картинная галерея была оформлена А. Н. Воронихиным в 1791 году. Если Минеральный кабинет, был храмом природы, то галерея представляет собой храм искусства. Здесь размещалась знаменитая коллекция западноевропейской живописи графа: произведения знаменитых европейских мастеров XVI – XVII вв. – Сарто, Пуссена, Лоррена, Строцци, Бронзино, Рубенса, ван Дейка, Рембрандта. В тимпанах средней части галереи находятся аллегорические барельефы живописи и скульптуры.
Кроме живописи, галерея включала художественную мебель, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства. Будучи президентом Академии художеств, Александр Сергеевич включил в академическую программу курс истории и теории живописи, который читался в стенах его галереи. Здесь же воспитанники Академии копировали образцы западноевропейской живописи. Художественное собрание Строгановых было признано современниками первым среди частных коллекций Петербурга. Картинная галерея считалась достопримечательностью столицы и была доступна для посещения всем любителям искусства.
В простенках центральной части зала находятся камины из белого мрамора с полуколоннами, на которых когда-то помещались скульптурные бюсты римских императоров. Декоративное оформление лицевой части каминов, которое состояло из горизонтальных и вертикальных панно и декоративных бронзовых накладок, было утрачено, но воссоздано во время реставрационных работ.
Два каминных экрана − единственные подлинные предметы из Картинной галереи дворца. На живописных полотнах изображены любимые собаки графа Александра Сергеевича Строганова и его невестки Софьи Владимировны. Каминные экраны были созданы в Санкт-Петербурге в 1805 году по заказу графа художником Карлом-Фридрихом Кнаппе.
При передаче Строгановского дворца Институту растениеводства в 1930 году все экспонаты были вывезены из Картинной галереи, и она была превращена в читальный зал. Большая часть предметов попала в Государственный Эрмитаж, где и находится до сих пор. Таким образом, воссоздать экспозицию галереи в прежнем виде сейчас невозможно, поэтому здесь разместили произведения из собрания Русского музея.
Большой и малый кабинеты графа С.Г. Строганова (1794 – 1882) связаны с именем графа Сергея Григорьевича – государственного деятеля, историка искусства, археолога, коллекционера нумизматики и иконописи, мецената. В 1815 году он женился на старшей дочери Павла и Софьи Наталье и унаследовал ее графский титул. До 1859 года Сергей Григорьевич с семьей жил в Москве, а после приглашения ко двору для воспитания цесаревича Николая Александровича переехал в Петербург. Вероятно, тогда и был оформлен этот зал, предположительно, архитектором М. А. Макаровым. До нашего времени сохранился лишь камин на южной стене под центральным окном. Камин «из серого коргонского порфира» был пожалован монархом, как свидетельствует документ из архива владельца.
В начале 1930-х годов, когда дворец был передан институту растениеводства, кабинет был поделен на несколько комнат и коридор. Источником, легшим в основу проекта реставрации, является картина А. Колюччи «Кабинет графа С. Г. Строганова» 1882 года.
В Малом кабинете, служившим приемной при Большом кабинете в советское время арендаторами был устроен туалет. В результате многочисленных протечек была обрушена часть штукатурки потолка и поврежден лепной карниз. Исторических изображений этого помещения не сохранилось, но при расчистках были обнаружены фрагменты позолоты карниза и первоначальный колер стен, идентичный колеру стен Большого кабинета. Реставрация была выполнена в 2009 году.
Библиотека и Физический кабинет устроены в 1796 году архитектором А. Н. Воронихиным на месте Столовой и Буфетной. В Библиотеке раньше стояли рундуки, в которых хранились карты, гравюры, атласы, чертежи; на рундуках – шесть мраморных бюстов просветителей и инструменты для изучения природы: подзорная труба, глобус, астролябия. В нишах находились шкафы с книгами. Вход из Библиотеки в Физический кабинет фланкирован двумя колоннами с лотосовидными капителями, между которыми размещен барельеф с изображением крылатого солнечного диска – символа Гора Бехдетского или невидимого солнца, символа духовного просветления.
Физический кабинет представлял собой «египетский храм», в центре которого находился атанор – алхимическая печь с шатром, который поддерживали алебастровые статуи. У южной стены находилась гранитная копия Зевса из Отриколи IV в. до н.э., на постаменте которой восстановлена надпись: «Искусство Египта возрождено в Петербурге. 1811».
Если Минеральный кабинет и Картинная галерея представляют собой пару алхимического сопоставления природного и рукотворного, то Библиотека и Физический кабинет являются сопоставлением книжного и опытного знания. Таким образом, вся восточная анфилада представляет собой единый замысел, реализованный Андреем Воронихиным по воле графа Александра Сергеевича Строганова.
Реставрация Библиотеки и Физического кабинета еще не завершена. В Библиотеке во время реставрационных работ были обнаружены фрагменты росписи плафона XVIII века, которые требуют дальнейших исследований. А в Физическом кабинете установлены опоры для воссоздания алхимической печи. Её воссоздание отложено на неопределенный срок. Работы были остановлены в 2015 году в связи с отсутствием финансирования.