Культурологические аспекты формирования идеологии как инструмента укрепления государства в современной России
Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история культуры
XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Культурологические аспекты формирования идеологии как инструмента укрепления государства в современной России
CULTURAL ASPECTS OF THE FORMATION OF IDEOLOGY AS AN INSTRUMENT OF STRENGTHENING THE STATE IN MODERN RUSSIA
Margarita Krylova
Teacher of the Department of conflictology Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и специфика влияния культуры на формирование и укрепление государства в современной России. Описаны основополагающие черты исторической ретроспективы процесса политизации культурологической парадигмы. Определены точки взаимодействия культуры и государственной идеологии. Дана оценка роли культуры в качестве образующей единицы идеологии и значимого инструмента укрепления государства. Сделан вывод об основополагающих факторах успешного использования культурных идеалов общества в рамках укрепления государственной идеологии.
Abstract. The article examines the features and specifics of the influence of culture on the formation and strengthening of the state in modern Russia. The fundamental features of the historical retrospective of the process of politicization of the cultural paradigm are described. The points of interaction between culture and state ideology are determined. The role of culture as a forming unit of ideology and a significant tool for strengthening the state is assessed. The conclusion is made about the fundamental factors of the successful use of the cultural ideals of society in the framework of strengthening the state ideology.
Ключевые слова: культура; культурологическая парадигма; политическая культура; идеология; идеология государства; современная Россия.
Keywords: culture; cultural paradigm; political culture; ideology; ideology of the state; modern Russia.
Введение
Современная Россия охвачена рядом глобализационных процессов, находится под постоянным влиянием новшеств технического прогресса. Приобретает все новые и новые аспекты взаимодействия в рамках культурологической парадигмы, изучение которых требует концептуальной разработки гибридных форм знания о культуре. Определение точек взаимодействия культуры и государственной идеологии является важнейшей задачей современной культурологической науки. Дана оценка роли культуры в качестве образующей единицы идеологии и значимого инструмента укрепления государства.
Особенности становления и процесс политизации культурологической парадигмы
Россия – страна сильной культурной традиции, неделимым элементом которой являются политические идеалы и цели. Культурные установки современного российского общества формировались веками, находясь под влиянием Европы и Азии. В силу своей территориальной закрепленности и ментальных особенностей личности они приобрели свою уникальную, не свойственную ни одной стране мира самобытность, влияние которой несомненно необходимо учитывать при организации системы государственного управления, осуществлении электоральных процессов, выборе политического курса развития страны.
Особое внимание в рамках изучения взаимодействий культуры и государственной идеологии отведено определению «политическая культура – символическая программа деятельности человека в рамках определенного политического поля» [4, с. 22]. В основу теоретических разработок данного определения легли прозападные институциональные теории развития демократии, целью которых являлось повсеместное распространение европейской культуры.
Значимый вклад в развитие термина «политическая культура» внесли Г. Алмонд и С. Верба, которым удалось рассмотреть характерные особенности политической культуры в каждой отдельной стране. В связи с чем определение политической культуры приобрело новые нехарактерные для него ранее черты и стало сводиться к описанию сложившейся обстановки в конкретной стране (особенностям функционирования политических институтов), в которой происходят определенные политические действия, отражающие политические ориентиры общества в целом [2, с. 10–12].
Еще один значимый аспект в разработку теории политической культуры внес А. Лейпхарт, сконцентрировав свое внимание на этнических характеристиках состава конкретного общества, по его мнению, определяющих ценностные идеалы политической культуры в стране [1, с. 158–159].
В XXI веке наибольшую популярность стала иметь концепция, позиционирующая политическую культуру в качестве изменчивой среды взаимодействия общественных идеалов, формируемых как в рамках социальных, так и в рамках этнических взаимодействий общества в конкретном политическом пространстве [6, с. 120].
Роль культуры в укреплении государства
Разработка теорий национальных культурологических концепций значимо упрощает процесс государственного управления в целом, выбор курса развития страны. Аспекты культурного проявления общества являются своеобразными индикаторами идентичности его состава [5, с. 50]. Культура сплачивает общество в рамках своих многообразных форм, тем самым способствует сохранению единства и сплоченности нации, сглаживая этнические социальные конфликты за счет единообразия культурных идеалов. Но стоит учитывать, что такой позитивный фактор культура приобретает только тогда, когда становится массовой, единой для всего общества в одной стране. Многообразие культурных различий в рамках одного государства требует их искусственно объединяющей общности – идеологии, позволяющей сохранить и укрепить единство идентичности народа на определенной территории.
Опасность дестабилизирующей функции культуры лежит в ее религиозной составляющей: возникшие на ее почве противоречия являются сложно преодолимыми для ряда государств. Идеология позволяет смягчить данный культурный аспект и сконцентрировать внимание на факторах, объединяющих общество [7, с. 163].
Соответствия политики и культуры можно достичь с помощью такого инструмента политического влияния, как идеология [3, с. 25]. Данная задача является достаточно сложной и требует привлечения лучших научных умов, это связано с тем, что идеология формируется неестественным путем и требует постоянной корректировки своего развития со стороны государства. От того, насколько грамотно и своевременно она будет осуществлена, зависит ее успешность.
Заключение
Ценностные установки общества наилучшим образом отражаются в рамках всего спектра сфер культуры и, к сожалению, в наименьшей степени на сегодняшний день отражены в политическом пространстве современной России. Современная культурологическая концепция предполагает зависимость осуществляемой политической деятельности от культурных идеалов общества. Следовательно, для того чтобы быть успешной, любая государственная идеология должна строиться на близких обществу ценностях и образах, отражающих цивилизационную основу установок конкретного народа. Национальные антропологические особенности народа отражаются в «общественной идеологии», именно на них нужно сконцентрировать внимание для формирования наиболее эффективных видов: государственной и политической идеологии.