Специфика жанра очерка в творчестве Ф.Д. Крюкова
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Журналистика
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Специфика жанра очерка в творчестве Ф.Д. Крюкова
Specifics of the genre of the essay in F. D. Kryukov's creativity
Smirnova Evgeniya
Candidate of Philology, associate professor in Volgograd State University – VolSU, Russia, Volgograd
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-14-34006 «Литературно-публицистическое наследие Ф. Д. Крюкова».
Аннотация. Статья посвящена анализу творчества донского писателя Ф. Д. Крюкова. Актуальность исследования и новизна исследования определяется комплексным междисциплинарным подходом к решению проблемы, что позволяет проанализировать феномен писателя-журналиста, обосновать его творческие принципы, определить слагаемые его мастерства. Представлена характеристика жанра очерка в творчестве писателя.
Abstract. The article analyzes the work of the Don writer F.D. Kryukov. The article considers the specifics of the creative method of the writer-journalist. It determines the relevance of the study. The novelty of the research is determined by a complex interdisciplinary approach to solving the problem, which allows to analyze the phenomenon of journalist-writer, explain his creative principles, define the terms of skill of journalist-writer skill. The article presents the characteristics of the genre of the essay, which were accessed by the writer.
Ключевые слова: публицистика; жанр; очерк; специфика творчества; Ф.Д. Крюков; казачество.
Keywords: publicism; genre; essay; specifics of creativity; F.D. Kryukov; Cossak.
Ф.Д. Крюков (1870 –1920) вошел в историю литературы и журналистики как один из авторов журнала «Русское богатство», нескольких газет и журналов Области Войска Донского, как талантливый публицист, внимательный редактор и истинный патриот своего «родимого края» – «тихого Дона». Его имя также известно в связи с шолоховским вопросом – об авторстве романа «Тихий Дон», но мы оставим в стороне дискуссию по этому поводу, сосредоточив внимание на особенностях художественной манеры Ф. Д. Крюкова. Его творчество в региональной и в центральной журналистике выполняло, по сути, имиджеформирующую (в плане освещения казачьей истории, быта и нравов), культурологическую функцию, ввиду чего исследование слагаемых его писательского и журналистского мастерства требуют особого внимания. Крюков называл свой творческий метод «полубеллетристикой». Именно сочетание публицистического факта и его художественного осмысления («смесь образа и публицистики» [3, с. 15]) лежит в основе крюковской очеркистики.
Выбор жанровых форм, к которым обращался Ф. Д. Крюков, обусловлен в первую очередь типом издания, в котором сотрудничал писатель (очерки в журналах, статьи и эссе в газетах), и редакционным заказом (например, когда готовил рецензии в библиографический раздел «Русского богатства»). Но все-таки большая часть его творческого наследия представлена очеркистикой. В литературной журналистике конца XIX века отмечается особая популярность этого жанра. Е. И. Журбина обусловливает это стремлением писателей к объективности и документализму, трансформацией жанровых форм, стремлением отразить в художественном творчестве быстро меняющуюся эпоху. Гибкость и оперативность жанра очерка, его полистилизм и диалогичность позволяли писателям откликаться на актуальные запросы времени [2, с. 45]. Очерк объединяет в себе возможности журналистики и литературы, соединяя в себе конкретику фактов, обращение к массовой аудитории, активность авторского присутствия и художественное воплощение наблюдаемых явлений, образное письмо.
Еще в исторических очерках начала 90-х годов XIX века («Шульгинская расправа», «Гулебщики») Крюков обозначил свою тему – казачество в его историческом прошлом и в контексте проблем современности. Тема эта была малоразработанной в литературе, поэтому народнический журнал «Русское богатство», проявлявший особое внимание к жизни российской провинции и малых этнографических групп, благосклонно восприняла писательский дебют Крюкова – рассказ «Казачка» (Русское богатство (далее – РБ). 1896. № 10). Путевой очерк «На тихом Дону» (РБ. 1898. № 8–10)продолжил знакомить российского читателя с жизнью и чаяниями «рыцарства старины».
Жанр очерка позволял, с одной стороны, обращаться к факту действительности, лично наблюдаемому автором, а с другой – художественно этом факт воплощать, используя собирательную или избирательную типизацию и сохраняя документальную насыщенность повествования. При этом автор фактически выполняет функцию стенографа текущей жизни, выстраивая свое произведение в соответствии с концепцией читательской восприятии журнального текста. Выбор названия, темы, идеи, мотивов обусловлен редакционной политикой и запросами аудитории. Заголовок закреплял ведущую тему и побуждал к знакомству с текстом. Причем крюковские заголовки, как правило, многоуровневые, сопровождаются разъясняющими подзаголовками («из станичного быта», «летние впечатления и заметки», «картинки школьной жизни», «картинки казацкой мобилизации», «путевые впечатления», «впечатления проезжего», «из школьной хроники» и т.п.). Таким образом, заголовочный комплекс акцентирует сиюминутность впечатлений, соотносит с текущим моментом, обозначает тему выступления, атрибутирует роль автора по отношению к наблюдаемому и героям.
Автор в очеркистике, как и его герои, объединяет в себе типическое и индивидуальное: его «я» гарантирует истинность происходящего, осмысливая его сквозь призму его жизненного опыта в контексте современности, с точки зрения своих мировоззренческой позиции и индивидуальных особенностей. Авторское «я» в публицистике Крюкова всегда соучаствующее, сопереживающее. Отсюда особый лиризм, присущий его произведениям. Обращение публициста к первому лицу объясняется как стремлением отразить личную рефлексию по поводу увиденного/переживаемого, но и пригласить читателя к диалогу, объединить свое «я» в общее «мы», способствовать пробуждению гражданского самосознания.
Очерк в творчестве Ф. Д. Крюкова представлен в жанровых формах беллетризованного очерка, близкого к рассказу («Встреча», «В камере № 380», «Обвал», «На речке лазоревой»), путевого очерка («На тихом Дону», «Без огня», «Новое» и др.), портретного очерка (представленного в виде воспоминаний о ярких личностях современников, ушедших из жизни: «Памяти Н.Ф. Анненского», «О пастыре добром», «Роман Кумов»и др.), социально-бытовой («В сугробах», «Угловые жильцы») и исторический очерки (уже упомянутые «Шульгинская расправа», «Гулебщики»). Однако большая часть очерков имеет синкретичную структуру с совмещением нескольких очерковых разновидностей (путевой очерк и социально-бытовой, путевой и проблемный и т.д.).
Практически в каждом произведении Крюкова присутствует мотив путешествия (в путевых очерках он становится жанрообразующим). Он позволяет объединить разноплановые в тематическом и стилистическом плане конструкции (пейзажные и бытовые зарисовки, репортажные элементы, сцены из жизни, диалоги) в единое целое, через описательный уровень выйти на уровень проблемный, создать целостную панорамную картину окружающей жизни. Публицистическое мастерство Крюкова-очеркиста проявляется в точности деталей (интерьерные, портретные зарисовки, «вкусовые» и «обонятельные» характеристики, речь персонажей, звуковой ряд через введение интертекстуальных «музыкальных» конструкций – казачьих песен), в эмоциональности прозы, сочности языка, мягком юморе [подробнее см.: 4].
Диалогичность крюковских очерков проявляется также на синтаксическом уровне – с этой целью используются риторические вопросы, восклицания, многоточия, предполагающие паузы при прочтении, чтобы читатель задумался и попытался осмыслить изображаемое. Репортажные элементы выполняют ту же функцию – это не только композиционные элементы, это стремление погрузить читателя в ситуацию, инициировать его воображение и включить в диалог с героями, обсуждающими насущные проблемы своего времени. Крюкова упрекали в слабости сюжетов – что они «сероваты, движения в них мало» [1, с. 118]. Однако очерки Крюкова движимы не внешним сюжетом (он зачастую «свернут», обозначен пунктирно), а сюжетом внутренним – последовательной сменой картин и явлений, изменениями представлений героя об изображаемом и переживаемом, развитием авторской мысли, при этом повествование скрепляется мотивом дороги, деталями и микродеталями. Кроме того, во многих очерках присутствуют внесюжетные элементы – публицистические и лирические авторские отступления («Обвал», «В сугробах»), социологические данные («В углу», «Новым строем») и др.
Крюковское публицистическое наследие дает богатейший материал к изучению аспектов журналистского мастерства в плане технологии разработки публицистических образов, использования изобразительно-выразительных средств, выстраивания композиции и т.д. и вполне может стать своеобразной творческой мастерской для современных журналистов, работающих в жанре очерка.