Статья:

Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе

Котлярова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70, РФ, г. Воронеж
Жукова Елена Васильевна
учитель начальных классов высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70, РФ, г. Воронеж

 

The Role of Introduction of Staging to Educational Process at Elementary School

Olga Kotlyarova

elementary school teacher of the highest category, Municipal budgetary educational institution High school №70, Russia, Voronezh

Elena Zhukova

elementary school teacher of the highest category, Municipal budgetary educational institution High school №70, Russia, Voronezh

 

Аннотация. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает к духовному богатству. Различные формы театрального действа всегда служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Abstract. Staging acquaints with culture and helps to solve a lot of pedagogical problems, which are connected with formation of expressiveness of the speech, intellectual, artistic and esthetic education and organization of joint activity of children and adults. Always different ways of theatrical action are the most visual and emotional of transfer of knowledge and experience in human society.

 

Ключевые слова: творческий потенциал; художественное творчество; потребность в перевоплощении; эмоциональный мир; театральная педагогика; игровая форма деятельности.

Keywords: creative potential; artistic endeavor; need for transformation; emotional world; theatrical pedagogy; playful way of activity.

 

Задачей современной начальной школы является формирование творческой личности, способной нестандартно мыслить, обладающей решимостью, ответственностью за принятие решения, уверенностью в собственных силах. Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. По этой причине необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в нём занимает театр. Именно в театре реализуется педагогический принцип: учить, играя. Основными направлениями учебно – воспитательного процесса в русле данной задачи выступает развитие творческих способностей младшего школьника, создание условий для проявления творческой активности, активизации воображения и дивергентного мышления обучающихся.

На уроках в начальной школе применяются разнообразные методы, приёмы, средства для развития и активизации творческой деятельности детей. На наш взгляд, использование театральных средств на уроках может стать одним из способов развития и активизации творческой деятельности.

Творчество имеет развивающую функцию. Это достаточно актуально в современной системе развивающего обучения. Психологи утверждают, что именно театрализация отвечает потребности ребёнка в перевоплощении, побуждает к интенсивному творческому чтению произведения, заучивание наизусть текста, стимулирует развитие памяти, даёт навыки коллективного творчества. Театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания, организации современной деятельности детей. [1, с. 58]

У детей младшего школьного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развита память, внимание. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал используется практически на каждом уроке в первом классе, когда дети ещё не умеют хорошо читать, но каждый хочет показать свои умения.

С большим желанием ребята заучивают короткие стихотворения из сборника «Как хорошо уметь читать» и рассказывают их, стараясь показать всем свои способности в выразительном чтении. Тексты, которые можно читать по ролям, не оставит в стороне даже самый слабый ученик. После таких выступлений очень хорошим моментом является выбор лучшего чтеца. Дети учатся сравнивать, обобщать и делать выводы. А на урок письма к нам придёт Незнайка, который научился писать крючки и палочки и считает, что этого достаточно. Написание слов получится само по себе. Ребята просят его написать слова и дружно смеются над каракулями Незнайки. Ведь прочитать ничего нельзя! Они буквально все рвутся к доске, чтобы показать, как они уже умеют писать и Незнайка понимает свою ошибку, учится вместе с ними.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия сжатости, обучения художественному воображению – игра, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Так, сходив в театр на просмотр сказки «Кошкин дом», обучающиеся третьего класса получают задание – сочинить продолжение сказки, нарисовать рисунки. В данный момент мы их назовём режиссёрами и художниками. Это достаточно большая работа и подведение итогов лучше вынести на классный час или на внеурочную деятельность, которой в настоящий момент отводится достаточно много времени.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят ребёнка в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес.

Психологи отмечают, что способность создания образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов.

Учитель развивает способность думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы школьник знакомится со своей ролью или с произведением, по которому ставится спектакль. Он подробно изучает текст, перечитывает его несколько раз и «пропуская через себя», встает на место героя, которого играет. Развитие памяти – одна из важных задач, решаемых в процессе обучения и воспитания. Театрализация способствует развитию практически всех видов памяти (кратковременной, словесно – логической, образной, эмоциональной), произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому театрализованная деятельность в начальной школе является одним из лучших средств развития памяти детей. Изучая в первом классе буквы «Ш, ш», инсценируем стихотворение «Буква «Ш» и тишина», конечно заранее подготовив детей. Выступая перед классом, артисты стараются изо всех сил показать, как хорошо они подготовились. Посмотрев на них и послушав их чтение, на следующем уроке все стараются хорошо его прочитать.

Театрализацию можно рассматривать как эффективное дидактическое средство. [3, с. 44] Учитель может использовать различные формы театральной педагогики: сочинительство, пантомимы, игры, кукольный театр. Так на уроки математики к нам приходят любимые игрушки. Они принимают участие в устном счёте и в игре «Молчанка». Каждый ребёнок тянется к возможности побывать в роли героя произведения. Это помогает более точно выразить своё отношение к тому или иному случаю или событию через определённые действия – погладить, приласкать, утешить… Театр позволяет создать реальную возможность выразить себя в той или иной ситуации. Мы приучаем детей к мысли, что они идут в гости, например, в природу и должны вести себя в зависимости от тех требований, которые необходимо выполнять гостям. Например, соблюдать тишину, иметь терпение, быть внимательным. Так изучая по окружающему миру тему «Лес» оказываемся в гостях у лешего. Он просит ребят отвечать тихим голосом на вопросы, не топать, не греметь учебными принадлежностями. А почему так надо сделать? Ребята сами ответят на этот вопрос.

Дети привыкают обращать внимание на особенности действий, совершаемых другими людьми: особенности пластики, взгляда, речи, костюма и мимики. Учатся схватывать и по-разному выполнять какое-то одно заданное действие – просить, утешать, слушать, выяснять и т. п. Ведь все делают это по – своему. Ученики приобретают умение, получив исполнительское задание и выходя к доске или на сцену, действовать по правде. Формируется критерий «верим» – «не верим», «кривляется» – «по правде».

Обращение к театру в начальной школе обосновано психологическими особенностями учеников. На первой ступени обучения ведущим видом деятельности является игра. Всё, что преподносится в игровой форме, всегда лучше усваивается, запоминается. Театрализация помогает глубже усваивать окружающий мир, пробуждает желание поделиться своими мыслями, умение слышать других людей, помогает расположить ученика к общению. Постановки доставляют радость от творчества, приносят удовольствие. Повышается авторитет учителя. Отношения между учителем и учениками становятся более тесными и доверительными. Усиливается взаимопонимание с родителями, которые оказывают помощь в организации постановок (костюмы, сценарии и декорации), принимают сами в них участие. Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют межличностные отношения, способствуют профилактике ассоциативного поведения и социально – педагогической реабилитации неуспешных детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать педагогические задачи, которые касаются формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, художественного развития, организации совместной деятельности детей и взрослых.

С большим интересом обучающиеся воспринимают нетрадиционные методы работы. С удовольствием посещают театры, выставки. Смотрят отрывки из различных фильмов, обсуждают их. На первое место можно поставить такие элементы театрализации как инсценирование, актёрскую, режиссёрскую и оформительскую деятельность. Всё это находит широкое применение на уроках чтения и окружающего мира. На уроке математики и русского языка большой успех будет иметь герой произведения в роли помощника учителя. Дети с интересом будут выполнять именно его задания, и ждать сюрприза за верное решение. Конечно, в этой роли выступит заранее подготовленный ученик.

В третьем и четвёртом классе можно подготовить и исторические сценки, когда дети знакомят одноклассников с новым материалом самостоятельно. Историческая информация передаётся посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию.

Активизировать эмоциональную сферу личности каждого ребёнка невозможно приказом или призывом, а говоря словами Вольтера «театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».  

 

Список литературы:
1. Казакова. В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2014. - №4 С. 57 - 61
2. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Педагогика, 1974.
3. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию // Начальная школа – 2008. - №5 С. 43 - 46