ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Анализ и обобщение современной научной литературы показал, что проблема использования технологии продуктивного чтения, как один из способов формирования читательской деятельности у младших школьников, до сих пор является актуальной как в теории, так и в практике педагогической науки.
Ключевые слова: продуктивное чтение; читательская детальность.
Формирование функциональной грамотности населения, основы которой закладываются в начальной школе, одна из важнейших целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На первый план выходят задачи реализации содержания стандарта, направленные на формирование потребностей в систематическом чтении, достижения необходимого уровня читательской деятельности, общего речевого развития, расширения читательского кругозора и литературоведческих представлений, овладение техникой чтения, приемами интерпретации и анализа, развития нравственных и эстетических чувств.
Формирование читательской деятельности – основа функциональной грамотности общества. На это неоднократно обращали внимание такие ученые как Б. М. Теплов, С. Д. Смирнов, О. В. Джежелей, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова Н. Н. Светловская и другие.
Важно подчеркнуть, что процесс управления формирования читательской деятельности у младших школьников является сложным процессом, составляющими которого являются правильный выбор методов и форм работы, рациональная система планирования, организация взаимодействия обучающихся с педагогами с опытными и эффективный контроль.
Читательская деятельность - это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления детьми книги или отдельного текста до чтения, в процессе чтения и после завершения чтения.
Читательские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и умений, необходимых для осуществления читательской деятельности, и предопределяют характер и успешность выполнения данной деятельности.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать, эффективным средством является технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
- концептуальной (основная идея текста, его главный смысл);
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»).
Читательская деятельность, выступая видом речевой деятельности, также характеризуется трехфазностью своего строения. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что с позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом:
I. Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
I. Работа с текстом до чтения
Целью на данном этапе работе является развитие у младших школьников умения делать предположения, а также сюда можно отнести прогноз содержания текста (по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).
Данный этап включает в себя, прежде всего, антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Например, к стихотворению С. В. Михалкова «Если» можно задать следующие вопросы:
- Прочитайте заголовок, подумайте, о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ или стихотворение? (Дети выдвигают различные предположения, фантазируют, предполагают). Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).
Перед чтением «Сказки про храброго зайца» Д. Мамина-Сибиряка можно подготовить выставку книг и предлагать детям ответить на вопросы:
- Как можно назвать эту выставку книг? Догадайтесь, о какой книге с этой выставки идёт речь. Определите по обложке, о ком выбранная книга. Сказка это или нет? Этот этап сохраняется, даже если дети знакомились с текстом дома. Вопросы в этом случае формулируются иначе. Например, какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникли? На что обратили внимание до чтения и почему? Подтвердились ли ваши догадки и предположения?
Особенно интересно проходит этот этап, когда название непонятно детям или не дает конкретного указания по теме и содержанию произведения. Учащиеся делают много разных предположений перед чтением рассказов.
II. Работа с текстом во время чтения
Цель на данном этапе заключается в правильном восприятии и понимании текста, а также создание читательской интерпретации (истолкование и оценка текста).
Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают, а учитель, как квалифицированный читатель, комментирует. Главное здесь не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента. Виды комментированного чтения:
- рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос; ответы ребят принимаются, но не комментируются);
- включение воображения (Читаем строки С. Есенина: «Черёмуха душистая с весною расцвела…» - Представьте себе цветущую черемуху! – Увидели? – Почувствовали запах?).
III. Работа с текстом после чтения
Цель - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Остановимся на выборе творческих заданий для третьего этапа работы с текстом. Они должны опираться на какую-либо сферу читательской деятельности.
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:
- эмоциональная;
- воображения;
- осмысления содержания;
- реакция на художественную форму.
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на осмысление содержания и усиливает эмоциональную сферу, реакцию на художественную форму и т.д.
Методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных со сферой осмысления содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Поэтому перечень заданий ограничен: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, авторская сказка – народная сказка).
Таким образом, технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, и является эффективным средством формирования читательской деятельности обучающихся начальных классов.