Современные направления развития рынка мяса птицы
Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Современные направления развития рынка мяса птицы
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE POULTRY MEAT MARKET
Alexander Ivanchenko
Candidate of technical sciences, associate professor, State organization of higher professional education Donetsk national university of economics and trade Named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk
Аннотация. В статье рассмотрены роль и значение рынка мяса птицы для мирового рынка мяса. Представлены современные направления развития рынка мяса птицы. Для повышения качества и эффективности функционирования рынка мяса птицы предложены перспективные технологии потребительского маркетинга, как основы продвижения продукции на рынке мяса птицы.
Abstract. The article considers the role and significance of the poultry market for the world meat market. The modern trends of the poultry meat market development are presented. To improve the quality and efficiency of the functioning of the poultry meat market, promising consumer marketing technologies are proposed as the basis for promoting products in the poultry meat market.
Ключевые слова: рынок мяса птицы, технологии маркетинга, мировой рынок мяса птицы, сегмент рынка, потребители продукции.
Keywords: poultry meat market, consumer marketing, marketing technologies, global poultry meat market, market segment, product consumers.
Мировое производство мяса в 2018 году оценивается в 336,4 миллиона тонн, что на 1,2 процента больше, чем в 2017 году, главным образом в Соединенных Штатах Америки, Европейском Союзе и Российской Федерации, но частично компенсируется спадом в Китае и стагнацией в Бразилии, двух крупнейших мировых производителях мяса. Объемы производства мяса увеличились во всех основных регионах мира, особенно в Европе и Азии.
Северная Америка, главным образом благодаря повышению производительности труда, поскольку страны внедряли передовые методы управления, оптимизировали производственные процессы и новые технологии. Более того, засухи в некоторых частях мира, в том числе в Соединенных Штатах Америки.
Например, в различных мясных подотраслях производство мяса крупного рогатого скота (имеется в виду мясо, полученное от жвачных млекопитающих, включая коров, быков и буйволов) зафиксировало самый высокий рост (+2,1%), за которым следует мясо птицы (+1,3%), но объемы производства оставались стабильными для мяса овец (мясо, полученное от овец и коз) (+0,6%) и свинины (+0,6 %).
Мировое производство мяса птицы выросло на 1,3 процента в 2018 году до 123,9 миллиона тонн, поскольку производство расширилось, в частности, в Соединенных Штатах Америки, Европейском союзе, Индии и Китае, но компенсировалось снижением производства в США, Бразилии и Аргентине. Производство также продолжало расширяться, хотя и медленно, в ряде других крупных стран-производителей мяса птицы, включая Мексику, Российскую Федерация, Турция и Япония.
В Соединенных Штатах Америки увеличение как количества убойной птицы, так и убойного веса способствовало росту производства на 1,6 процента до 22,3 процента в 2018 году. Производство птицы в Европейском союзе выросло на 1,2 процента в 2018 году, поскольку регион смог преодолеть последствия распространения высокопатогенного птичьего гриппа (HPAI), который привел к стагнации производства в 2017 году.
Дополнительную поддержку производству также оказали Восточноевропейские страны, такие как Венгрия, Польша и Румыния, по мере того, как они добивались устойчивого повышения производительности труда, выигрывали за счет увеличения инвестиций.
Под влиянием спроса со стороны все более урбанизированного населения с более высокими доходами и меняющимися пищевыми привычками производство мяса птицы в Индии в последние годы растет в среднем на 5 процентов в год. В 2018 году объем производства оценивается в 3,7 миллиона тонн, из которых более 80 процентов приходится на организованный сектор, который извлек выгоду из относительно низких цен на сою и выгодных цен производителей. После небольшого снижения в 2017 году производство мяса птицы в Китае выросло до 19 миллионов тонн в 2018 году, что на 0,4 процента больше, чем в 2017 году.
Напротив, производство мяса птицы в Бразилии в 2018 году упало на 1,9 процента, почти до 13,9 миллиона тонн, в основном из-за потери экспортных рынков, хотя объем производства остался немного выше уровня 2016 года. В России Федерация, производство мяса птицы увеличилось до 4,5 млн., рост составил 1,4 процента, что меньше темпов роста по сравнению с 7,3 процента в 2017 году. Медленные темпы роста потребительского спроса и слабые цены стали основными причинами относительно медленного роста в 2018 году.
Экспорт мяса птицы из России за 2013-2017 гг. вырос почти в 3 раза и в 2017 г. составил 157 тыс. тонн. Экспорт осуществляется в 31 страну дальнего зарубежья и 8 стран СНГ [1, С. 6-12.]. Мировой экспорт мяса птицы вырос до 13,3 млн тонн в 2018 году, увеличившись на 1,0% по сравнению с 2017 годом, по сравнению с 4,9% и 2,4% соответственно в 2015 и 2016 годах. Экспорт птицы из Европы Союз, Таиланд, Соединенные Штаты Америки, Турция и Украина, среди прочих, продолжали расти, но резко сократились в Бразилии и Китае, частично компенсируя прирост [2]. Мясо птицы, а именно цыплят, цыплят бройлеров, мясо кур, является одним из значимых источников полноценного белка, что позволяет решать проблему его дефицита. Основным поставщиком продукции является птицепромышленность, признанная наиболее успешной отраслью мясной индустрии [3, С. 64-70.].
Прогнозируется, что в 2021 году производство птицы в мире вырастет на 2% до рекордных 102,9 млн. тонн. В то же время, рост объемов производства в Китае замедлится из-за снижения потребительского спроса. С другой стороны умеренное увеличение буду наблюдаться среди других ведущих производителей (Бразилия, ЕС, США и Индия).
Ведущие мировые производители мяса птицы – США, Бразилия, Китай и ЕС – будут продолжать поставлять большинство домашней птицы как развивающимся, так и развитым странам. Предполагается, что к 2025 году США будут вести производство птицы почти на 23,4 миллиона тонн, затем Бразилия – 18 миллионов тонн, Китай – 15,8 миллиона тонн, а ЕС – 13,5 миллиона тонн [4, С. 250-252.].
Для повышения качества и эффективности функционирования рынка мяса птицы предлагаем следующие перспективные технологии потребительского маркетинга, как основы продвижения продукции на рынке мяса птицы:
- из уст в уста маркетинга. Это самый мощный вид маркетинга, так как им занимаются счастливые и довольные клиенты. Основная цель компании-обеспечить уникальный клиентский опыт таким образом, чтобы превзойти ожидания клиентов;
- маркетинг в социальных сетях. В современном мире социальные платформы демократизировали как маркетинг, так и взаимодействие с клиентами. Основываясь на целевом рынке и демографических данных компании, социальные медиа-платформы являются ресурсами, которые могут преодолеть разрыв между продуктом и клиентом;
- сохранение существующих клиентов. Приобретение нового клиента, это в семь раз дороже, чем сохранение существующих клиентов. Деятельность должна сосредоточиться на обслуживании существующих клиентов;
- исследование новых технологий и территорий. Новые рынки с низкой конкуренцией и высоким спросом всегда имеют низкую стоимость установки продукта и услуги.
- репозиционирование бренда;
- внедрение инновационных маркетинговых стратегий. В эпоху цифрового маркетинга бренды должны принимать изменения и использовать возможности.