Роль финансового прогнозирования в рамках формирования стратегии предприятия
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Роль финансового прогнозирования в рамках формирования стратегии предприятия
THE ROLE OF FINANCIAL FORECASTING WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FORMATION OF THE STRATEGY OF THE ENTERPRISE
Natalia Shevchuk
Student of the "National Research University «MPEI», Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы того, какую роль финансовое прогнозирование отыгрывает в рамках формирования стратегии развития предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты финансовой стратегии и факторов, которые влияют на ее формирование. Выделены направления, связанные с финансовым прогнозированием, на которые ориентируется разработка финансовой стратегии предприятия. Проанализированы практические аспекты, при которых, финансовое прогнозирование выступает фундаментальным инструментов в рамках стратегического управления развитием предприятия.
Abstract. The article discusses the role that financial forecasting plays in the formation of an enterprise development strategy. The theoretical aspects of financial strategy and factors that influence its formation are considered. The directions connected with financial forecasting, on which the development of the financial strategy of the enterprise is oriented, are highlighted. Analyzed the practical aspects in which financial forecasting is a fundamental tool in the strategic management of enterprise development.
Ключевые слова: финансовая стратегия; финансовое прогнозирование; стратегия предприятия; стратегия развития; стратегическое планирование; стратегическое управление; финансовая деятельность.
Keywords: financial strategy; financial forecasting; enterprise strategy; development strategy; strategic planning; strategic management; financial activities.
Финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия. Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.
Необходимо отметить, что финансовая стратегия предприятия – понятие относительно новое в науке и практике, и современная экономическая наука не имеет однозначного определения данной категории. При этом, по общему мнению, зарубежных и отечественных исследователей, финансовая стратегия является частью общей стратегии развития предприятия и, соответственно, должна быть согласована с ее целями и направлениями [1].
Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия для современной науки на высоком уровне, поскольку в период переходного этапа экономики России, возникают вопросы того, как масштабировать свой бизнес, используя при этом наиболее оптимальные схемы финансирования. Обусловлена актуальность в частности и в связи с частым использованием инструмента финансового прогнозирования, роль которой необходимо оценить в рамках формирования стратегии развития предприятия.
На сегодняшний день внутри страны наблюдается рост числа коммерческих организаций и динамики деловой активности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Активизируется внешнеэкономическая деятельность, объем потребительского рынка масштабируется, а между отечественными и иностранными производителями обостряется рыночная конкуренция.
В связи с этим, ключевой целью финансовой стратегии является обеспечение устойчивости при развитии бизнеса предприятия, поддержание ее стабильности и достижение плановых экономических показателей. Финансовая стратегия предприятия позволяет формировать финансовые ресурсы, выявлять главные направления обеспечения путей повышения резервов, проводить объективный учет финансово-экономического положения организации, учитывать финансовые возможности предприятия и ее основных конкурентов, определять ключевые угрозы и риски со стороны внешней и внутренней среды.
В рамках данной задачи, финансовое прогнозирование выполняет роль ориентира вектора развития предприятия. В случае наличия определенных четких критериев финансового прогноза, руководство организации способно сформировать ту стратегию развития, которая будет соответствовать данным плановым показателям. Таким образом, цель финансового прогнозирования в рамках формирования стратегии предприятия – ориентация руководства организации на тот вектор развития, которые наиболее вероятен и обусловлен анализом факторов внутренней и внешней среды, учитываемых при прогнозировании.
Зарубежный экономист И.А. Бланк утверждает, что финансовая стратегия – это «один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [2].
На процесс формирования финансовой стратегии предприятия могут влиять следующие факторы, как [2]:
- реальность оценки финансового положения предприятия;
- варианты развития внешних факторов, на которые предприятие повлиять не может, и обеспечение плана адаптации к ним;
- адекватность, гибкость и скорость реагирования руководством предприятия на изменение факторов внешней среды, влияющих на финансовую устойчивость и доступ к финансовым ресурсам;
- развитие преимуществ предприятия в рамках финансовой деятельности по сравнению с основными конкурентами;
- взаимосвязь между стратегическим и текущим управлением финансовой деятельности предприятия.
При анализе направлений формирования вышеперечисленных факторов, стоит отметить, что реальность оценки финансового положения предприятия, варианты развития внешних факторов и обеспечение плана адаптации к ним – относятся к процессу формирования финансового прогнозирования.
Также, отметим, что разработка финансовой стратегии предприятия ориентируется на следующие направления, которые взаимосвязаны с процессами финансового прогнозирования [3]:
- привлечение финансовых ресурсов (прогнозируются источники привлечения средств и размер привлеченных ресурсов);
- размещение финансовых ресурсов при помощи инвестиционной деятельности (прогнозируются направления и тип инвестиционных проектов/объектов, куда будут вложены средства);
- обеспечение необходимого уровня финансовой устойчивости (прогнозируется уровень устойчивости компании, при котором ее деятельность не подвержена риску, а также планируются факторы, которые могут повлиять на степень ее надежности);
- достижение высокого уровня качества управления финансовыми ресурсами предприятия (прогнозирование нормативных показателей финансовых результатов деятельности предприятия, при которых будет достигнуть уровень высокого качества управления финансами).
В зависимости от направлений, факторов, влияющих на финансовую стратегию, и от цели и задач, которые ставятся руководством предприятия, можно сформулировать следующие компоненты, входящие в процесс ее разработки [4]:
- финансовая стратегия на рынке ценных бумаг, где содержится раздел формирования основного капитала предприятия;
- финансовая стратегия на рынке денег, где содержится раздел формирования оборотного капитала предприятия;
- финансовая стратегия инвестиционной деятельности, где содержится раздел формирования капиталовложений предприятия;
- финансовая стратегия рентабельности производства предприятия, его финансовой устойчивости и стабильности.
Таким образом, финансовое прогнозирование – это важнейший элемент финансового планирования, которые составляет основу для расчета планового бюджета предприятия, включающего обычно целый комплекс документов: план реализации, план производства, бюджет запасов, план прямых материальных затрат, план по оплате труда, планы накладных производственных, реализационных и административных расходов, плановый отчет о доходах, план движения денежных средств, платежный календарь и, наконец, плановый баланс. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.
Исходя из этого, финансовое прогнозирование является одним из ключевых элементов фундамента стратегического управления и планирования развитием предприятия. На основе полученных показателей и прогнозных индикаторов деятельности предприятия, руководство формирует финансовую и общую стратегию развития организацией, проектируя вектор движения, цели, задачи и направления, по которым будет акцентировано масштабирование бизнеса. Тем самым, финансовое прогнозирование играет важную роль в рамках формирования стратегии предприятия, а значит, является обязательным инструментом при его управлении.