Трудовой потенциал: взаимосвязь с человеческим капиталом, структура, факторы формирования
Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Трудовой потенциал: взаимосвязь с человеческим капиталом, структура, факторы формирования
Productive Capacity: interconnection with human capital, structure, formation factors
Albina Mingazova
Postgraduate, The Institute of management, economics and finance, Kazan Federal University, Russia, Kazan
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия трудового потенциала, его взаимосвязи с человеческим капиталом, структуры и факторов его развития.
Abstract. The article is devoted to the concept, interconnection with human capital, structure and development factors of productive capacity.
Ключевые слова: Трудовой потенциал; человеческий капитал; структура трудового потенциала; формирование трудового потенциала; оценка эффективности трудового потенциала.
Keywords: Productive capacity; human capital; structure of productive capacity; formation of productive capacity; evaluation efficiency of productive capacity.
Одним из главных ресурсов организации является человек, его возможности, реализация его потенциал [1]. Человек с его знаниями, навыками, социальным опытом и творческими способностями играет ведущую роль в формировании капитала и в экономическом прогрессе провозглашается его значимая роль в разнообразных моделях экономического роста, которая подтверждается результатами многочисленных исследований российской и зарубежной практики.
Приведем определение понятия человеческого капитала российскими исследователями в таблице 1.
Обобщая указанные определения можно дать следующее определение человеческому капиталу. Человеческий капитал – врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный уровень интеллектуального, социального и физического развития как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, который используется в производительной деятельности и влияет на величину доходов его обладателей.
Таблица 1.
Определение понятия человеческого капитала российскими учеными
Автор определения |
Определение понятия человеческого капитала |
А.Н. Добрынин и С.А. Дятлов |
Форма проявления производительных сил человека в рыночной экономике, адекватная форме организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства [2, с.38]. |
С.М. Климов |
Совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход [3, c. 21]. |
И.Т. Корогодин |
Совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций в процессе жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда [5, c. 120]. |
В.Н. Костюк |
Индивидуальная способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности [6, c. 121]. |
А.С. Лифшиц |
Отражает качества, которые могут стать источником доходов для человека, предприятия, государства. Это совокупность характеристик, необходимых для выполнения той или иной работы [7, c. 15]. |
И.А. Никитина |
Можно трактовать как реализованный потенциал. Это данные самого себя за счет приобретения знаний, навыков, опыта [9, c.22]. |
Взаимосвязь трудового потенциала и человеческого капитала схематически представим на рисунке 1.
Рисунок 1. Взаимосвязь трудового потенциала и человеческого капитала
Врожденные способности человека определяют человеческий потенциал. В результате материальных и нематериальных вложений, как обучение, воспитание, жизненных опыт, приобретенные навыки и умения образуется трудовой потенциал. Т.е. трудовой потенциал – это совокупность врожденных способностей человека, результатов его воспитания, особенностей характера, здоровья, интеллекта, физических особенностей и способностей, творчества, полученного образования, нравственности, социальной активности, приобретенных навыков и умений. Исходя из этого трудовой потенциал – реализованный человеческий потенциал. Чтобы реализовать свой трудовой потенциал человеку необходимы время, мотивация и труд. И тогда только получаем человеческий капитал, т.е. реализованный трудовой потенциал.
Трудовой потенциал имеет свою стоимость и, когда его стоимость начинает приносить новую стоимость, потенциал становится капиталом, т.к. капитал представляет собой «самовозрастающую стоимость».
Создание новой стоимости – критерий превращения потенциала в капитал, то есть человеческий капитал представляет собой реализованный трудовой потенциал. До того момента пока трудовой потенциал не приносит доход, он не является капиталом. Как только появляется созданный им доход, потенциал становится капиталом, при этом не весь трудовой потенциал реализуется в человеческом капитале.
При всем этом трудовой потенциал является частью человеческого потенциала. Из всего этого можно сделать вывод, что трудовой потенциал – это одна из долей человеческого потенциала, который частично реализуется в человеческом капитале. А человеческий капитал, таким образом, – это реализованный трудовой потенциал.
Формирование трудового потенциала – это не только длительный и очень сложный процесс, так как и каждый человек, и коллектив проходят индивидуальный путь познания и опыта. Формирование идет в следующих сферах:
- профессиональной деятельности непосредственно в организации;
- взаимоотношений в обществе;
- социальной сфере – вне организации.
В структуру трудового потенциала работника включают средства и предметы труда, что представлено на рисунке 2.
Субъект деятельности – человек выполняет целесообразную деятельность, и он имеет потенциальную возможность ее осуществления, повышения эффективности.
Для развития трудового потенциала необходимы значительные затраты и различного рода ресурсы как со стороны индивида, так и со стороны общества.
Оценка эффективности трудового потенциала и разработка направлений ее повышения носят специфические черты в зависимости от хозяйственно-экономического состояния организации, целей, задач, методов управления трудовым коллективом.
Рисунок 2. Структура трудового потенциала работника как проявления целесообразной деятельности
Поэтому для анализа особенностей трудового потенциала организации как сложного экономического явления целесообразно использовать упрощенную модель, характеризующую влияние наиболее значимых факторов и условий. Их анализ позволит определить систему целей и приоритетов, обосновать направления развития трудового потенциала организации. Кроме того, выяснение природы тех или иных факторов позволит определить источники повышения эффективности трудового потенциала организации, наметить пути коррекции данного процесса.
Анализ трудового потенциала в организации позволил выделить следующие черты:
1. Сложность трудового потенциала как совокупности физической составляющей, квалификационного элемента, психолого-личностной компоненты.
2. Разнонаправленность, взаимодействие и заменяемость элементов трудового потенциала.
Элементы трудового потенциала в зависимости от ситуации и времени действия реализуют свое действие в разных направлениях. Учитывая эту особенность, можно моделировать трудовой потенциал и развивать его в нужном направлении.
3. Принадлежность – подчинение всей системы трудового потенциала субъекту деятельности, что позволяет отличать потенциалы отдельных работников.
4. Конкретность и реальность. Эти черты тесно связаны с принадлежностью и означают способность трудового потенциала выполнять работу в определенной среде (с техническими, социальными, экономическими, производственными, информационными характеристиками).
5. Интегративность – способность трудового потенциала интегрироваться с остальными элементами производства, взаимодействуя с другими потенциалами.
6. Гибкость, что означает способность к восприятию новейших технологий и достижений науки и техники. Здесь реализуются ранее не востребованные способности.
Развитие трудового потенциала определяется взаимодействием множества факторов.
Целесообразное и эффективное использование трудового потенциала требует тщательного и всестороннего изучения опыта трудовой деятельности, анализа существующих проблем в этой сфере и поиска наиболее оптимальных путей их разрешения.