Проблемы и перспективы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Проблемы и перспективы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Предложены пути решения проблем, связанных с реализацией Государственной программы на современном этапе, даны рекомендации устранения существующих недостатков реализации Государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественникам.
Ключевые слова: государственная программа добровольного переселения; соотечественники; миграция; перспективы реализации.
В настоящее время в РФ активизирована политика привлечения российских соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное проживание в РФ. Легализация правового статуса российских соотечественников в качестве граждан РФ, то есть получение соотечественниками российского гражданства, является одним из направлений данной политики.
Представляя собой организационно-правовой механизм содействия возвращению в РФ особой категории людей – соотечественников, проживающих за рубежом, реализация Государственной программы является важным элементом Российской миграционной политики. Программа предусматривает основы организации работы по оказанию содействия добровольному переселению на территории РФ и за рубежом, а также устанавливает базовые обязанности и права ее участников и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в нашу страну.
Выполнение Государственной программы осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Исполнителями Государственной программы являются:
· федеральные органы исполнительной власти (ФМС России – координатор государственной программы, Минрегион России, Минтруд России, Минфин России, ФСБ России, МВД России, Роструд, Росстат);
· органы исполнительной власти субъектов РФ.
В настоящее время в работе по Государственной программе участвует 61 субъект[1] РФ, готовый принять переселенцев и их семей. Работа по подготовке субъектами РФ региональных программ продолжается, так в 2016 году к работе по приему соотечественников подключились Томская область и Краснодарский край [3].
С начала действия программы по настоящее время ее участниками стали порядка 600 тыс. человек [3]. Практика показывает, что наибольшей привлекательностью у соотечественников пользуются субъекты Центрального и Сибирского федеральных округов. Менее значительны результаты переселения соотечественников в регионы Дальнего Востока и Забайкалья.
География стран, из которых готовы ехать соотечественники в РФ в рамках государственной программы добровольного переселения, весьма обширна. Как видно по данным рисунка 1, больше всего соотечественников за период реализации программы с 2011-2016 гг. прибыли из Казахстана (33 % прибывших участников Государственной программы и членов их семей), Украины, Узбекистана, Киргизии и др.
Накопленный за двенадцать лет опыт реализации программы добровольного переселения соотечественников в РФ позволяет выявить ряд проблемных вопросов, предложить пути их решения, а также определить первоочередные задачи по совершенствованию дальнейшего переселения.
В Указе Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Указ) не было дано четкого определения понятия «соотечественники» [6]. Кроме того, на момент утверждения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом очевидной проблемой, было отсутствие ясной интерпретации ее целей и задач.
Рисунок 1. Прибывшие соотечественники по гражданству (за период 2011-2016гг.) [3]
Соотечественники, согласно определению, представленному в Федеральном законе от 24 мая 1999 № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» - это лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии [8]. Такая многогранность понятия дает возможность воспользоваться Государственной программой и получить гражданство РФ на льготных условиях всем недобросовестным лицам.
Отсутствие открытой информации о Государственной программы и плохая осведомленность соотечественников, желающих переехать в РФ, является еще одной проблемой ее реализации [1].
Существенным недостатком правового регулирования реализации Государственной программы является отсутствие конкретных сроков осуществления соответствующих выплат переселенцам за счет средств федерального бюджета [7]. Это затрудняет и не позволяет соотечественникам спланировать свой бюджет при переезде на постоянное место жительства в РФ.
Помимо сказанного выше, одной из наиболее остро ощутимых проблем, испытываемых возвращающимися в Россию соотечественниками, является проблема жилищного обустройства, а именно проблема с покупкой и съемом жилья, отсутствие свободных мест в центрах временного размещения, сложности с регистрацией после получения гражданства РФ [4, с. 236].
Так, по данным территориальных ФМС России в 2016 году собственным жильем было обеспечено около 14,6 % прибывших соотечественников [3]. Граждане РФ, предоставляющие участникам Государственной программы жилые помещения для проживания, без особого желания заключают договора найма жилых помещений и регистрируют по месту жительства прибывших соотечественников – иностранных граждан. В отдельных регионах РФ существует практика создания и функционирования центров временного размещения переселенцев, однако повсеместного распространения она не получила.
Отсутствие возможности прямого финансирования приобретения жилья соотечественниками отчетливо осознается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Решение этой деликатной и сложной проблемы только за счет средств федерального бюджета является недостаточным, поэтому необходимо создание дополнительных механизмов на региональном и муниципальном уровнях. В качестве примера возможного решения проблемы обеспечения собственным жильем участников Государственной программы и членов их семей может быть реализация таких направлений, как софинансирование ипотечного кредитования, выделение субсидий на приобретение части стоимости жилья, долевое строительство, жилищно-строительные кооперативы, наделение переселенцев земельными участками.
Возможным в реализации на практике и эффективным фактором совершенствования Государственной программы переселения соотечественников в РФ является ее сопряжение с приоритетными национальными проектами, прежде всего с национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» [2].
Струсов И.А., Юхачев С.П. в своем исследовании еще одной причиной неэффективной работы Государственной программы называют «фактическое отсутствие рабочих мест, которые бы требовали квалифицированного труда с перспективой карьерного роста и достойно оплачивались» [5, с. 68]. По их мнению, отсутствие высокой заработной платы на протяжении нескольких лет не позволяет переселенцам самостоятельно решить главную проблему, связанную с переездом на новое место жительства, - приобретение жилья.
Проблема трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, как правило, тесно связана с длительным процессом оформления российского гражданства. Несмотря на общий порядок трудоустройства, предлагаемый Государственной программой, у работодателей отсутствует желание принимать на работу иностранцев, большой процент трудоустроенных соотечественников носит характер неформальной занятости.
Решением данной проблемы может выступить обеспечение соотечественников возможностью оформления гражданства РФ вместе с документами участника Государственной программы в представительных органах РФ, расположенных за пределами страны, а уже по прибытию на места вселения вручать готовые документы, удостоверяющие личность. Такой вариант решения проблемы облегчит пребывание соотечественников на территории РФ, ускорит процесс их трудоустройства и облегчит получение кредита на покупку жилья.
Таким образом, анализ реализации программы добровольного переселения соотечественников позволяет сделать вывод, что контроль за ее выполнением не осуществляется на должном уровне, не обеспечивается ее полноценное функционирование, что, в свою очередь, создает предпосылки для нарушения свобод и прав участников Государственной программы.
Можно выделить три направления, требующие доработки и улучшения реализации Государственной программы: проблема обеспечения жильем, трудоустройство, закрепление на территории вселения. Перечисленные направления являются самыми серьезными и трудноразрешимыми; взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.
В целях устранения существующих недостатков реализации Государственной программы имеет место предложить пути совершенствования процесса реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом:
· возможность использования переселяющимися соотечественниками специализированного жилищного фонда для жилищного обустройства (внесение изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ, раздел IV «Специализированный жилищный фонд»). К данному виду жилищного фонда могут быть отнесены так называемые центры временного размещения соотечественников, жилые помещения учреждений, выполняющих данную функцию.
· установление конкретного 30-дневного срока осуществления выплат компенсационного характера за счет средств федерального бюджета (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 года № 7 «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участников Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей»).
· уменьшение для участников Государственной программы таможенной пошлины с ввоза скота на период действия программы (внесение изменений и дополнений в Таможенный кодекс РФ).
В качестве рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов РФ:
· УФМС регионов организовывать встречи для обмена мнениями и получения консультаций опыта обустройства на новом месте с участниками Государственной программы, специалистами службы занятости, министерства труда и социального развития.
· министерствам труда и социального развития регионов стать координаторами деятельности общественных организаций, участвующих в процессе социальной поддержки переселенцев; заключать договоры с риэлтерскими агентствами, способствующими поиску съемного жилья участникам Государственной программы по доступным ценам.
[1] по состоянию на декабрь 2016 года