Статья:

Проблемы и перспективы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Полуницкая С.И. Проблемы и перспективы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 10-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Полуницкая Светлана Игоревна
магистрант, Новосибирский государственный университет экономики и управления, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и перспек­тивы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Предложены пути решения проблем, связанных с реализа­цией Государственной программы на современном этапе, даны рекомен­дации устранения существующих недостатков реализации Государствен­ной программы по оказанию содействия переселению соотечественникам.

 

Ключевые слова: государственная программа добровольного переселения; соотечественники; миграция; перспективы реализации.

 

В настоящее время в РФ активизирована политика привлечения российских соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное проживание в РФ. Легализация правового статуса российских соотечест­венников в качестве граждан РФ, то есть получение соотечественниками российского гражданства, является одним из направлений данной политики.

Представляя собой организационно-правовой механизм содействия возвращению в РФ особой категории людей – соотечественников, проживающих за рубежом, реализация Государственной программы является важным элементом Российской миграционной политики. Программа предусматривает основы организации работы по оказанию содействия добровольному переселению на территории РФ и за рубежом, а также устанавливает базовые обязанности и права ее участников и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в нашу страну.

Выполнение Государственной программы осуществляется на феде­ральном и региональном уровнях. Исполнителями Государственной программы являются:

· федеральные органы исполнительной власти (ФМС России – координатор государственной программы, Минрегион России, Минтруд России, Минфин России, ФСБ России, МВД России, Роструд, Росстат);

· органы исполнительной власти субъектов РФ.

В настоящее время в работе по Государственной программе участвует 61 субъект[1] РФ, готовый принять переселенцев и их семей. Работа по подготовке субъектами РФ региональных программ продолжается, так в 2016 году к работе по приему соотечественников подключились Томская область и Краснодарский край [3].

С начала действия программы по настоящее время ее участниками стали порядка 600 тыс. человек [3]. Практика показывает, что наи­большей привлекательностью у соотечественников пользуются субъекты Центрального и Сибирского федеральных округов. Менее значительны результаты переселения соотечественников в регионы Дальнего Востока и Забайкалья.

География стран, из которых готовы ехать соотечественники в РФ в рамках государственной программы добровольного переселения, весьма обширна. Как видно по данным рисунка 1, больше всего сооте­чественников за период реализации программы с 2011-2016 гг. прибыли из Казахстана (33 % прибывших участников Государственной программы и членов их семей), Украины, Узбекистана, Киргизии и др.

Накопленный за двенадцать лет опыт реализации программы добровольного переселения соотечественников в РФ позволяет выявить ряд проблемных вопросов, предложить пути их решения, а также определить первоочередные задачи по совершенствованию дальнейшего переселения.

В Указе Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечествен­ников, проживающих за рубежом» (далее – Указ) не было дано четкого определения понятия «соотечественники» [6]. Кроме того, на момент утверждения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом очевидной проблемой, было отсутствие ясной интерпретации ее целей и задач.

Рисунок 1. Прибывшие соотечественники по гражданству (за период 2011-2016гг.) [3]

 

Соотечественники, согласно определению, представленному в Федеральном законе от 24 мая 1999 № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» - это лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии [8]. Такая многогранность понятия дает возможность воспользоваться Государственной программой и получить гражданство РФ на льготных условиях всем недобросовестным лицам.

Отсутствие открытой информации о Государственной программы и плохая осведомленность соотечественников, желающих переехать в РФ, является еще одной проблемой ее реализации [1].

Существенным недостатком правового регулирования реализации Государственной программы является отсутствие конкретных сроков осуществления соответствующих выплат переселенцам за счет средств федерального бюджета [7]. Это затрудняет и не позволяет соотечествен­никам спланировать свой бюджет при переезде на постоянное место жительства в РФ.

Помимо сказанного выше, одной из наиболее остро ощутимых проблем, испытываемых возвращающимися в Россию соотечествен­никами, является проблема жилищного обустройства, а именно проблема с покупкой и съемом жилья, отсутствие свободных мест в центрах временного размещения, сложности с регистрацией после получения гражданства РФ [4, с. 236].

Так, по данным территориальных ФМС России в 2016 году собственным жильем было обеспечено около 14,6 % прибывших сооте­чественников [3]. Граждане РФ, предоставляющие участникам Государ­ственной программы жилые помещения для проживания, без особого желания заключают договора найма жилых помещений и регистрируют по месту жительства прибывших соотечественников – иностранных граждан. В отдельных регионах РФ существует практика создания и функционирования центров временного размещения переселенцев, однако повсеместного распространения она не получила.

Отсутствие возможности прямого финансирования приобретения жилья соотечественниками отчетливо осознается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Решение этой деликатной и сложной проблемы только за счет средств федерального бюджета является недостаточным, поэтому необходимо создание дополнительных меха­низмов на региональном и муниципальном уровнях. В качестве примера возможного решения проблемы обеспечения собственным жильем участников Государственной программы и членов их семей может быть реализация таких направлений, как софинансирование ипотечного кредитования, выделение субсидий на приобретение части стоимости жилья, долевое строительство, жилищно-строительные кооперативы, наделение переселенцев земельными участками.

Возможным в реализации на практике и эффективным фактором совершенствования Государственной программы переселения сооте­чественников в РФ является ее сопряжение с приоритетными национальными проектами, прежде всего с национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» [2].

Струсов И.А., Юхачев С.П. в своем исследовании еще одной причиной неэффективной работы Государственной программы называют «фактическое отсутствие рабочих мест, которые бы требовали квалифицированного труда с перспективой карьерного роста и достойно оплачивались» [5, с. 68]. По их мнению, отсутствие высокой заработной платы на протяжении нескольких лет не позволяет переселенцам самостоятельно решить главную проблему, связанную с переездом на новое место жительства, - приобретение жилья.

Проблема трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, как правило, тесно связана с длительным процессом оформления российского гражданства. Несмотря на общий порядок трудоустройства, предлагаемый Государственной программой, у работодателей отсутствует желание принимать на работу иностранцев, большой процент трудоустроенных соотечественников носит характер неформальной занятости.

Решением данной проблемы может выступить обеспечение соотечественников возможностью оформления гражданства РФ вместе с документами участника Государственной программы в представи­тельных органах РФ, расположенных за пределами страны, а уже по прибытию на места вселения вручать готовые документы, удостоверяю­щие личность. Такой вариант решения проблемы облегчит пребывание соотечественников на территории РФ, ускорит процесс их трудо­устройства и облегчит получение кредита на покупку жилья.

Таким образом, анализ реализации программы добровольного переселения соотечественников позволяет сделать вывод, что контроль за ее выполнением не осуществляется на должном уровне, не обеспечи­вается ее полноценное функционирование, что, в свою очередь, создает предпосылки для нарушения свобод и прав участников Государственной программы.

Можно выделить три направления, требующие доработки и улучшения реализации Государственной программы: проблема обеспе­чения жильем, трудоустройство, закрепление на территории вселения. Перечисленные направления являются самыми серьезными и трудно­разрешимыми; взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.

В целях устранения существующих недостатков реализации Государственной программы имеет место предложить пути совер­шенствования процесса реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечествен­ников, проживающих за рубежом:

· возможность использования переселяющимися соотечествен­никами специализированного жилищного фонда для жилищного обуст­ройства (внесение изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ, раздел IV «Специализированный жилищный фонд»). К данному виду жилищного фонда могут быть отнесены так называемые центры временного размещения соотечественников, жилые помещения учреж­дений, выполняющих данную функцию.

· установление конкретного 30-дневного срока осуществления выплат компенсационного характера за счет средств федерального бюджета (внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 года № 7 «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участников Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей»).

· уменьшение для участников Государственной программы таможенной пошлины с ввоза скота на период действия программы (внесение изменений и дополнений в Таможенный кодекс РФ).

В качестве рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов РФ:

· УФМС регионов организовывать встречи для обмена мнениями и получения консультаций опыта обустройства на новом месте с участниками Государственной программы, специалистами службы занятости, министерства труда и социального развития.

· министерствам труда и социального развития регионов стать координаторами деятельности общественных организаций, участвующих в процессе социальной поддержки переселенцев; заключать договоры с риэлтерскими агентствами, способствующими поиску съемного жилья участникам Государственной программы по доступным ценам.

 

Список литературы:
1. Колесов В. Совершенствование государственной программы переселения соотечественников: трудности реализации и необходимые меры [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/53443057-Sovershenstvovanie-kak-gosudarstvennaya-programma-pereseleniya-sootechestvennikov.html.
2. Михайлов В. Программа переселения соотечественников: мечты и реалии // [Электронный ресурс]. URL: http://www.materik.ru/nationals/smi/problem/
detail.php?ID=13147&print=Y.
3. По материалам сайта Информационный портал УФМС России [Электронный ресурс]. URL: http://ufms-info.ru.
4. Прудников А.С., Яковлев В.А. Современные проблемы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №6. С. 234-237.
5. Струсов И.А., Юхачев С.П. Факторы, негативно влияющие на реализацию государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 4. С. 68-71.
6. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 (ред. от 11 июля 2013 г.) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/doc/ukaz637/
7. Филатов В.А., Андреева Ю.А. Совершенствование государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на материалах социологического исследования) [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - Омский научный вестник. 2012. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-programmy-po-okazaniyu-sodeystviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossiyskuyu-federatsiyu
8. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государ-ственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.


[1] по состоянию на декабрь 2016 года