Использование «1С» для автоматизации работы предприятий сферы услуг
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Использование «1С» для автоматизации работы предприятий сферы услуг
USE OF «1C» FOR AUTOMATION OF WORK OF ENTERPRISES OF THE SPHERE OF SERVICES
Vera Apurina
St. lecturer, Chou VPO Kazan innovation University. V. G. Timiryasova – IUE, RF, Naberezhnye Chelny
Аннотация. Работа содержит результаты разработки информационной системы автоматизированного учета затраченного сырья для выпуска рецептурных блюд предприятия по оказанию сферы услуг с помощью системы «1С».
Abstract. The work contains the results of the development of the information system of automated accounting of the spent raw materials for the production returned dishes venture for the provision of the services sector with the help of «1C».
Ключевые слова: автоматизация; «1С: Предприятие»; система; информационные технологии; программирование.
Keywords: automation; «1C: Enterprise»; system; information technologies; programming.
В настоящее время существенную роль в развитии экономики России играют программные продукты, разрабатываемые на встроенном языке «1С: Предприятие». Платформа «1С: Предприятие» является универсальной системой автоматизации экономической и организационной деятельности различных предприятий [3]. Поскольку такая деятельность может быть довольно разнообразной, система «1С: Предприятие» может приспосабливаться к особенностям конкретной области деятельности, в которой она применяется.
Использование «1С: Предприятие» как универсальной системы автоматизации предприятия позволяет автоматизировать различные участки экономической деятельности любой организации. Возможности программного комплекса «1С: Предприятие» позволяют создавать индивидуальные решения с учетом потребностей конкретной организации. Такие специализированные решения в основном разрабатываются с нуля. Платформа на сегодня – мощная современная среда для проектирования прикладных информационных систем.
Создание автоматизированной системы учета затраченного сырья в сфере оказания услуг осуществляет переход от будничной, монотонной работы на «рельсы» автоматизации. Создание узкоспециализированной программы автоматизированного учета позволяет формировать калькуляции на продукцию, реализуемую в организациях общественного питания, определять цену на отпускаемую предприятием общественного питания продукцию (блюда, полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия). Поэтому тема является актуальной.
Целью разработки было создание информационной системы автоматизированного учета с использованием платформы «1С: Предприятие 8.3» в силу следующих ее преимуществ: обеспечение современными технологиями разработки, модификации, внедрения и адаптации программного продукта, обеспечение наглядности информационной модели. Была определена задача разработки конфигурации, выполняющей учет количества приготовленных за день блюд и расход сырья на их приготовление. Первоочередная задача, поставленная для разработки, – это контроль использования сырья предприятием общественного питания.
На предприятии ежедневно ведется учет выпуска блюд в соответствии с утвержденными рецептурами, учитывается нормативный расход сырья в соответствии с количеством приготовленных блюд и их рецептурой. В конце дня формируется документ о списании сырья, в котором регистрируется фактический расход сырья на приготовление блюд. На сегодняшний день учет расхода сырья ведется либо вручную, либо делаются отметки в таблицах Excel.
Создаваемая система должна осуществлять надежность функционирования системы в целом, обеспечивать ее безопасность, т. е. защиту от несанкционированного доступа, должна быть удобной и понятной для пользователя. Система должна иметь высокую информативность, повысить эффективность старой системы при решении поставленных задач, снизить трудоемкость учета, исключить расчетные ошибки, быстро отслеживать текущие изменения методологии учета, оперативно получать достоверную информацию за любой период времени, формировать достоверную отчетность. В системе должна предусматриваться возможность быстрого реагирования на возникновение новых задач и совершенствование уже внедренных в процессе изменения данных. Данная система должна экономически оправдывать свое создание, обработку данных, как исходных, так и результативных. Многократное использование данной системы не должно приводить к повторному вводу данных в память ЭВМ. Именно поэтому для формирования системы учета на предприятии была выбрана платформа «1С».
Процесс проектирования системы начинается с описания предметной области средствами системы, которая и исполняет обработку данных предметной области предприятия сферы услуг. Определена задача разработки новой конфигурации, содержащей базу всевозможных рецептур, закупочных цен и торговых наценок, уточнение цен на готовую продукцию. На рис. 1 приведена схема организационно-логической сущности решения задачи.
Рисунок 1. Организационно-логическая схема сущности решения задачи
Конфигуратор предоставляет разработчику все необходимые инструменты для описания структуры прикладного решения, создания форм диалогов и выходных документов, механизмов работы пользователей с данными (интерфейсов) и прав доступа различных групп пользователей к различной информации. Интерфейс в новых версиях программ «1С» имеет более простые и понятные настройки, которые легко настроить под свои требования, поэтому скорость освоения программы повысилась. Стала удобней навигация, укрупнили шрифт. Кроме этого конфигуратор позволяет создать и настроить взаимодействие различных элементов прикладного решения друг с другом и написать модули на встроенном языке для обработки различных событий и реализации специфических алгоритмов взаимодействия, обработки входных и выходных данных. Настройка на конкретную отрасль деятельности возможна в режиме работы в конфигураторе. Но в системе помимо встроенного программного языка имеются и визуальные средства разработки. Визуальное программирование занимает ключевое место в данной системе и открывает новые возможности в информационном обеспечении для управления и анализа.
В результате были спроектированы регистрационные калькуляционные карточки по установленной форме, разработаны следующие объекты конфигурации: Подсистемы, Справочники, Документы, Отчеты.
Подсистемы необходимы для группировки объектов конфигурации по функциональному назначению, чтобы четко разделить структурно выпуск продукции, рецептуры.
Учитывая требования к поставленной задаче, были созданы справочники: Сотрудники, Должности, Блюда, Номенклатура, Сырье, Единицы измерения. Для ввода исходных данных разработаны документы: Выпуск продукции, Расходная накладная, Рецептура. Для формирования отчетности были разработаны регистры накопления Выпущенная продукция.
Для формирования сложных экономических и аналитических отчетов платформа «1С: Предприятие» содержит мощный и гибкий механизм – систему компоновки данных. Отчеты строятся на основе схемы компоновки данных – специального макета отчета, содержащего его декларативное описание [2]. Отчеты о количестве выпущенной продукции и о затраченном сырье созданы с помощью этого механизма.
Для практической работы пользователей разработан удобный интерфейс системы. Программный продукт «1С» позволяет настроить права доступа и интерфейсы в соответствии с выполняемыми функциями на рабочих местах. В результате разработки была выполнена оценка затрат и ресурсов, используемых при разработке и внедрении проекта. Планирование проекта и оценка затрат и ресурсов произведены с использованием MS Project, который оперирует тремя сущностями: задачи, ресурсы, календарь – и связями между ними [1].
Использование основных объектов и механизмов платформы «1С: Предприятие 8.3» позволяет достаточно легко реализовать автоматизированную информационную систему в короткие сроки и в дальнейшем дает возможность модифицировать систему. Согласованность инструментов и результатов разработки является одним из достоинств системы «1С: Предприятие 8.3». Для осуществления новых проектов необходимы специалисты, профессионально владеющие последними информационными разработками.