Статья:

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЛЕСНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Коларж В.В., Карамышев В.А. О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЛЕСНОМ ПЛАНИРОВАНИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЛЕСНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Коларж Вячеслав Вячеславович
канд. экон. наук, начальник отдела валидации и верификации парниковых газов, Федеральное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» (СПбНИИЛХ), РФ, г. Санкт-Петербург
Карамышев Виктор Алексеевич
ведущий специалист отдела валидации и верификации парниковых газов, Федеральное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» (СПбНИИЛХ), РФ, г. Санкт-Петербург

 

ON THE PROSPECTS OF USING THE BALANCED SCORECARD METHOD IN FOREST PLANNING

 

Vyacheslav Kolarzh

Candidate of Economic Sciences, Head of the Greenhouse Gas Validation and Verification Department, «St. Petersburg Forestry Research Institute» (SPbFRI), Russia, St. Petersburg

Viktor Karamyshev

Leading specialist of the Greenhouse Gas Validation and Verification Department, «St. Petersburg Forestry Research Institute» (SPbFRI), Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Цель. Изучить перспективы применения системы сбалансированных показателей (ССП) в лесном планировании с целью улучшения качества и эффективности лесных планов.

Метод. Проведен анализ существующих проблем в лесном планировании, таких как недостаточная обоснованность прогнозных показателей, а также исследована возможность адаптации ССП для лесного хозяйства.

Результат. Выявлены ключевые недостатки текущих лесных планов, включая отсутствие связи с ретро-данными и неоправданно оптимистичные прогнозы. Предложено использовать ССП для интеграции различных аспектов лесного хозяйства в рамках стратегического планирования.

Выводы. Применение ССП в лесном планировании может значительно повысить качество целеполагания и прогнозирования, что приведет к более эффективному управлению лесными ресурсами и устойчивому развитию лесной отрасли.

Abstract. Background. To study the prospects for using the balanced scorecard (BSC) in forest planning to improve the quality and effectiveness of forest plans.

Methods. An analysis of existing problems in forest planning, such as insufficient validity of forecast indicators, was conducted, and the possibility of adapting the BSC to forestry was investigated.

Result. Key shortcomings of current forest plans were identified, including the lack of connection with retrospective data and unreasonably optimistic forecasts. It is proposed to use the BSC to integrate various aspects of forestry within the framework of strategic planning.

Conclusions. The use of the BSC in forest planning can significantly improve the quality of goal setting and forecasting, which will lead to more effective management of forest resources and sustainable development of the forest industry.

 

Ключевые слова: лесное планирование, лесное хозяйство, система сбалансированных показателей, стратегическое планирование, прогнозирование эффективности.

Keywords: forest planning, forestry, balanced scorecard, strategic planning, efficiency forecasting.

 

Формирование лесных планов осуществляется в соответствии с типовой формой лесных планов, утвержденной Приказом Минприроды России от 20.12.2017 № 692 (ред. от 03.12.2021) «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений» (далее, Приказ). [4]

В соответствии с пп. г., п. 2 Приложения 2 Приказа, документ должен содержать цели и задачи лесного плана субъекта РФ, выполнения мероприятий и плановые показатели на период реализации планов. Однако, структура лесного плана не предполагает наличия раздела, посвященного постановке целей и задач лесного планирования. На практике, отдельные разделы лесного плана содержат либо ссылки на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми определяются цели лесного плана, либо общее описание проблем или задач, которые требуется решить в рамках периода лесного планирования. Помимо этого, форма лесного плана содержит Приложение 35 «Целевые прогнозные показатели эффективности реализации мероприятий лесного плана субъекта Российской Федерации», при этом отбор показателей осуществляется по усмотрению разработчика лесного плана [1].

На примере анализа приложения 35 Лесного плана Архангельской области, могут быть продемонстрированы недостатки в области лесного планирования в части целевых прогнозных показателей, в частности:

  1. отсутствие связи с ретро-данными, что приводит к необоснованности перспективных показателей. Данное состояние приводит к снижению качества планирования в целом.

Примером может служить показатель «Выявляемость нарушений лесного законодательства». По данному целевому показателю отмечается скачкообразный рост уже в первом году действующего лесного плана (рост в два раза, по сравнению с последним годом предыдущего лесного плана), затем на протяжении всего периода действия действующего лесного плана показатель изменяется не столь значительно (рост на 10 % за период действия действующего лесного плана). Помимо этого, в практике, применение в качестве целевых показателей эффективности аспектов, связанных с выявлением нарушений различного рода, может приводить к появлению нежелательных последствий, в частности, создание неблагоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности;

  1. интенсивный рост перспективных показателей, при сопоставимых значениях в ретро-периоде, что может демонстрировать излишне оптимистичный подход к перспективному планированию.

Примером является показатель «Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда». По данному целевому показателю отмечается снижение при сопоставлении первого года действующего лесного плана с последним годом предыдущего лесного плана (-11 %), при этом, по завершении действующего лесного плана планируется рост аналогичного показателя на 83 %;

  1. прогнозирование перспективных показателей либо на неизменном, либо незначительно изменяемом уровне, что может говорить о недостаточном уровне планирования.

Примером является показатель «Соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации». Данный показатель неизменен на протяжении всего периода действия действующего лесного плана, при этом отклонение от значения за последний год предыдущего лесного плана демонстрирует отклонение на 0,1 % в абсолютном выражении. Одновременно с этим, используемые в расчете показатели демонстрируют существенное изменение, как при сравнении первого года действующего лесного плана с последним годом предыдущего лесного плана (на 58 % каждый), так и при сравнении последнего года действующего и предыдущего лесных планов (на 125 % каждый). Подобное управление показателями может свидетельствовать о недостатках прогнозирования при подготовке плана, так как данный показатель, таким образом, не отражает реальной картины в регионе.

В совокупности вышеуказанные паттерны в прогнозировании негативно характеризуют качество построение лесного плана, делая его малоприменимым на практике. Следует отметить, что в ряде случаев, полученные прогнозы могут достаточно точно отражать перспективное развитие отрасли, даже при наличии описанных ситуаций. Тем не менее, их выявление требует детального обоснования.

Наличие раздела, посвященного показателям эффективности (Приложение 35), демонстрирует соответствие подхода к лесному планированию концепции Управления по целям, предложенной П. Друкером в 1954 г. [2]. Данная концепция предполагает, что управление состоит из следующих этапов:

  1. постановка целей (стратегических, тактических, операционных);
  2. разработка планов действий;
  3. контроль продвижения к целям;
  4. оценка общих результатов работы.

Данная концепция, разработанная в первую очередь для управления предприятием, может быть применена и для управления отраслями, с учетом их специфики.

В контексте лесных планов, на практике отмечается, что фактически выполняются Этапы 2 и 4. Однако ввиду недостатков целеполагания, результаты планирования остаются на низком уровне, а оценка общих результатов зачастую не используется в дальнейшей работе. Контроль продвижения к целям фактически не осуществляется.

Следует отметить, что показатели эффективности являются лишь одним из элементов стратегического планирования, причем отбор и планирование данных показателей осуществляется в четком соответствии с поставленными целями и задачами. Как следствие, на практике, перечень целевых показателей охватывает лишь отдельные элементы лесного плана, что приводит к отсутствию конгруэнтности целевых показателей как в рамках отдельно взятого лесного плана, так и при сопоставлении лесных планов различных периодов.

По своему существу, лесной план субъекта Российской Федерации представляет собой документ стратегического планирования, определяющий направление развития отрасли в рамках субъекта в долгосрочной перспективе. Таким образом, для его разработки могут применяться инструменты стратегического планирования, такие как система сбалансированных показателей (далее, ССП), предложенная Р. Капланом и Д. Нортоном [3].

Данная система предполагает, что стратегическое планирование осуществляется в следующих четырех направлениях: Финансы, Обучение и развитие, Клиенты и внутренние бизнес-процессы. Принимая во внимание тот факт, что лесные планы направлены на управление лесным хозяйством, система сбалансированных показателей требует адаптации. В таблице 1 представлен вариант адаптации системы сбалансированных показателей к особенностям лесного хозяйства и лесного планирования.

Таблица 1.

Варианты адаптации системы сбалансированных показателей к особенностям лесного хозяйства и лесного планирования

Наименование направления ССП

Тип планирования

Описание направления в контексте предприятия

Описание направления в контексте лесного хозяйства

Приложения

Лесного плана РФ

Финансы

Финансовое планирование

Обеспечение предприятия необходимыми финансовыми ресурсами;

Обеспечение отрасли необходимыми финансовыми ресурсами

Приложения 30, 31, 32, 33, 34

Обучение и развитие

Кадровое планирование

Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами

Кадровое обеспечение отрасли, в том числе, административно-управленческим персоналом

Приложение 29

Клиенты

 

Рыночное планирование

Удовлетворение потребностей клиентов

Удовлетворение интересов лесопользователей

Приложения 7, 8, 17, 18, 22, 23

Внутренние бизнес-процессы

 

 

Ресурсное планирование

Обеспечение функционирования внутренних процессов для достижения целей предприятия

Обеспечение неистощимого характера использования лесов, сохранение ресурсной базы отрасли

Приложения 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 24, 25, 27

 

 

На основании вышеизложенного, типовая форма лесного плана соответствует подходам ССП и управления по целям, при этом наибольшее внимание уделяется направлению стратегического планирования, связанному с внутренними бизнес-процессами и ресурсным планированием.

Однако, на практике, в связи с недостатками процесса целеполагания и текущего контроля, эффективность реализуемой ССП остается низкой. Показатели, представленные в приложении 35 разрознены и не учитывают взаимного влияния. Часть элементов стратегического планирования не включены в состав ключевых показателей эффективности (в частности, кадровое обеспечение). Для нивелирования указанного недостатка, требуется совершенствование процесса целеполагания в части определения целей и задач в рамках описанных направлений стратегического развития, а также внедрение в практику порядка текущего мониторинга выполнения целей и задач лесного плана.

 

Список литературы:
1. Коларж, В.В. Анализ выполнения показателей лесных планов субъектов Российской Федерации (на примере Архангельской области) / В.В. Коларж, В.А. Карамышев // Человек. Социум. Общество. – 2024. – № S10. – С. 173-181.
2. Друкер П. Классические работы по менеджменту / Питер Друкер ; Пер. с  англ.  – М.  : Альпина Паблишер, 2019. – 218  с.  ISBN 978-5-9614-2702-8
3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 3-е изд., испр. и доп. / [Пер. с англ. М. Павловой]. – М.: Издательство «Олимп–Бизнес». 2017. – 320 с. ISBN 978-5-9693-0358-4
4. Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений : приказ Минприроды России от 20.12.2017 № 692 // КонсультантПлюс : офиц. сайт / Компания «КонсультантПлюс». – Электрон. справ. правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295497/