Статья:

Теоретические аспекты понятия «конкуренция» в трактовке различных экономистов

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая теория

Выходные данные
Седова А.В., Кабелькова А.С. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» в трактовке различных экономистов // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 100-106.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты понятия «конкуренция» в трактовке различных экономистов

Седова Анна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Кабелькова Анна Сергеевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Theoretical aspects of the concept "competition" in the treatment of various economists

 

Sedova Anna

Candidate of economic Sciences, associate professor, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg

Kubelkova Anna

Student, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация: Понятие «конкуренция» является основополагающей категорией в экономической теории и столь повсеместно употребляется в настоящее время, привлекает пристальное и систематическое внимание многих экономистов, но стандартного определения понятию «конкуренции» нет.

Abstract: the Concept of "competition" is a fundamental category in economic theory and is so universally used at the present time draws close and systematic attention of many economists, but the standard definition of the concept of "competition" no.

 

Ключевые слова: конкуренция, теория конкуренции, типы конкуренции, пять сил конкуренции.

Keywords:competition, competition theory, types of competition, the five forces of competition.

 

На сегодняшний день экономика испытывает качественные перемены, которые объединены с глобализацией, усилением конкуренции среди фирм, регионов и стран. В условиях интенсивности глобальных процессов повышение конкуренции отмечено во всем мире. Как демонстрирует теория и практическая деятельность, без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка.

Исследованию сущности конкуренции посвящены труды ученых экономистов разных школ и направлений в истории экономической мысли, признавая значительную разработанность различных вопросов в области теории конкуренции, следует отметить, что на настоящий момент научного определения рыночной конкуренции, по сути, не существует. Теоретические концепции ученых не дают систематического представления о данном экономическом явлении.

Корни понятия конкуренция уходят в далекое прошлое. Принято считать о том, что впервые теория конкуренции была сформулирована основоположником классической политической экономии А.Смитом(1723-1790) в XVIII столетии. Адам Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» обосновал значимость конкуренции, описав ее действие в принципе «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои собственные эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения максимального блага для всех. Он пришел к выводу, что конкуренция – это благо для общества, потому что ведет к наиболее результативному распределению ограниченных ресурсов и их использованию [8, c.122].

Существенный вклад в развитие теории совершенной конкуренции внес Дж.С.Милль(1806-1873). В основном сочинении «Основы политической экономии» он определил конкуренцию как закон, который устанавливает правила регулирования цен, заработной платы, ренты [2, c.153].

С несколько другой точки зрения анализирует модель совершенной конкуренции К.Маркс(1818-1883). Он охарактеризовал конкуренцию с позиции теории стоимости. К.Маркс писал, что в условиях капитализма «конкуренция есть соревнование ради прибыли», она «побуждает к лихорадочному созданию новых производительных сил» [4, c.168].

В ХХ веке австрийский экономист-теоретик Й.Шумпетер(1883-1950) определил конкуренцию, как соперничество старого с новым. Он ввел новое понятие – эффективную конкуренцию. Эффективной Шумпетер считает только ту конкуренцию, которая базируется на уменьшении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций [2, c.154].

Например, Ф. Шамхалов выделяет несколько определений конкуренции. Это, во-первых, состязательность на рынке, во-вторых, рыночный механизм, призванный уравновесить спрос и предложение, в-третьих, критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка [6, c.98].

В целом конкуренцию можно рассматривать как соперничество за достижение наилучших результатов на каком-либо поприще, а в экономике – как соперничество между двумя либо многими субъектами экономической деятельности, или участниками рынка за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимальной прибыли.

Существует несколько типов конкуренции. Градов А.П. [2, с.453] рассматривает: чистую, совершенную и эффективную конкуренцию. Чистая конкуренция появляется в то время, когда многочисленные продавцы и покупатели увлекаются продажей-покупкой одинакового продукта. На рынке не существует продуктовой дифференциации. Ни один из продавцов (покупателей) по причине многочисленности, действуя в одиночку, не способен влиять на рыночные цены, их значимость не имеет большого значения.

Совершенная конкуренция имеет две дополнительные характеристики. Первая дополнительная характеристика — абсолютная (совершенная) мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствие барьеров для ресурсов на вход и выход из рынка. Это означает, что экономическая среда имеет мгновенный доступ к ресурсам. Вторая характеристика включает в себя полную информацию о рынке, как покупателей, так и продавцов. Секретов здесь нет, но риск все же существует. В чистом виде в мировой экономике нет образцов таких рынков, однако некоторые рынки демонстрируют часть формальных признаков такой организации. К примеру, рынки ценных бумаг: большое число покупателей и продавцов, информация о ценах и ценности бумаг доступна всем.

Эффективная конкуренция (реальная) — присутствует в то время, когда покупатели и продавцы функционируют вне зависимости, в том числе, даже если рынок не считается чисто или совершенно конкурентным. Для того, чтобы являться результативной, конкурентная система должна оставаться открытой и свободной [2, c.198].

В условиях рынка конкуренция выполняет ряд существенных функций:

- нацеливает на формирование каких-либо компонентов рыночных взаимоотношений, которые гарантировали бы преимущество над конкурентами, к примеру, новую продукцию, новейшую технологию производства и др.

- содействует модернизации производства

- активизирует повышение свойств продукции, изменение ассортиментного комплекта товаров и услуг, предоставление дополнительных услуг, которые связаны с гарантийным обслуживанием [3, c.156].

Согласно учениям английского ученого в сфере конкуренции М. Портера, уровень конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами [8,с.252]:

1) Конкуренция между соперничающими продавцами одного сектора экономики.

2) Конкуренция со стороны товаров, которые изготавливают компании другой отрасли, представляющие заменители и конкурентоспособную продукцию.

3) Предостережение входа в отрасль новых соперников.

4) Экономический потенциал и торговые возможности поставщиков.

5) Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Модель пяти сил конкуренции М.Портера считается универсальным инструментом диагностики конкурентной напряженности на рынке и определения важности и мощи каждой из конкурентных сил. Применение данной модели представляет собой простой способ понимания сложной проблемы, сути конкуренции на рынке, так как показывает взаимодействие пяти сил между собой, создавая целый спектр обстоятельств, которые, в свою очередь, называются конкуренцией [5, c.54].

Выделяют восемь наиболее важных условий, оказывающих большое влияние на силу конкурентной борьбы.

1. Соперничество обостряется, когда количество создающих конкуренцию компаний возрастает, когда они станут сравнительно сопоставимы с точки зрения размеров и способностей. Чем больше фирм, тем больше увеличивается возможность новейших стратегических инициатив и уменьшается возможность непосредственных конкурентных конфликтов. В случае, если фирмы-соперники сопоставимы по своим масштабам и способностям, они могут соперничать на приблизительно равных основаниях, а в случае, если конкуренция становится для каких-то компаний тяжелее, это свидетельствует о возникновении доминантных фирм и демонстрации силы, и в какой-то степени контролировании рынка.

2. Соперничество увеличивается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В стремительно расширяющемся рынке конкуренция ослабляется тем, что абсолютно всем хватает места. Для того, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, компании, как правило, обычно применяют все, без исключения, свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше интереса переманиваю клиентов от конкурентов. Однако, борьба за рыночную долю стимулирует появление свежих стратегических идей, маневров, непосредственно направленных на переманивание клиентуры.

3. Создающие конкуренцию компании, за частую, используют прием понижения цен или иное конкурентное оружие для повышения уровня продаж. В случаях, если фиксированные затраты высоки, а предельные — невысоки, компании крайне заинтересованы изготавливать продукцию при совершенной (практически полной) загрузке мощности. Данный фактор важен в отраслях, которые характеризуются продолжительным временем наращивания мощностей; уже имеющимся большим эффективным масштабом производства; колебаниями спроса, которые повышают загрузку мощности.

4. Конкуренция усиливается, в случае если продукция (товар или услуга) соперников обладает наименьшей разновидностью. Разделение продукта дает возможность внести изменения в борьбу с содействием принуждения фирм к поиску новейших путей усовершенствования собственных расценочных и высококачественных услуг, а кроме того обслуживания и внешнего вида провианта и т.п. Стратегические маневры одной компании смогут спровоцировать надлежащие значительные контрмеры конкурентов.

5. Увеличение объемов отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше эффективность стратегии, тем больше объективная возможность, что другие компании станут использовать подобный ход. Отдача отчасти находится в зависимости от скорости контрмер. В случае если реакция соперников медлительна, фирма-инициатор способна продолжительно собирать результаты собственных стараний.

6. Чем выше барьеры для выхода, тем сильнее компании расположены остаться на рынке и соперничать в грани собственных способностей, в том числе и в случае если они смогут подзаработать наименьший доход либо переносить потери. Снижение сил конкуренции появляется в случае, если краткосрочные издержки выхода ниже в сравнении с дополнительными издержками для продолжения бизнеса.

7. Повышение отличий среди фирм в значении их стратегий, профессионального состава, приоритетов делает борьбу наиболее жестокой и непрогнозируемой. Когда фирмы-соперники отличаются манерой конкурентной борьбы, их стратегии производят с огромной вероятностью в «фронтальные» атаки. Отличия в диапозоне точек зрения и средств повышают вероятность того, что отдельные компании станут осуществлять неожиданно и осуществлять стратегии, которые породят больше рыночных неопределенностей.

8. Мощные фирмы с других сфер обретают небольшие компании и разрешают враждебные, финансово крепкие маневры с целью введения новейшего соперника в количество конкурентов.

Конкуренция определена, в первую очередь, безмерными нуждами потребителей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество. А так же, независимым правом любого субъекта рыночных отношений на реализацию собственного финансового потенциала, то что неизбежно приводит к конфликту между ними, к достижению установленных целей за счет ущемления заинтересованностей других. [7, с.54]

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие «конкуренция» является основополагающей категорией в экономической теории и столь повсеместно употребляется в настоящее время, привлекает пристальное и систематическое внимание многих экономистов и трактуется по-разному.

 

Список литературы:

1. Варламова А.Н. Конкурентное право России. – М.:Зерцало-М,2009. – 568с.

2. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А. П. Градова. - 4-е изд.,  перераб. - СПб.: Специальная Литература, 2003. — 959 с.

3. Девяткин, Е. А. Теория и практика конкуренции. Учебно-методический комплекс [Текст] / Е. А. Девяткин. - Москва : Евразийский открытый институт, 2008. - 237 с.

4. Карпов, А.Л. Конкурентное пространство предприятия и отрасли: монография. - Омск :ОмГУ, 2011. – 280с.

5. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - Челябинск: Социум, 2010. – 239с.

6. Колочева В.В. Основы конкурентоспособности. – Новосибирск:НГТУ,2012. – 72с.

7. Криворотов В.В, Калина А.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. – М.: Юнити-Дана,2015. – 352с.

8. Марусева И.В. Дипломное проектирование в области PR и рекламы. 1 : Теоретические основы дипломного проектирования: рынок, PR и реклама/ И.В. Марусева. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 363 с.

9. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учеб. пособие / И.Н. Маврина, Урал. федер. ун-т, А.Г. Мокроносов. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 .— 198 с.

10. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Юнити-Дана, 2001. – 356с.