Рост международного туризма как естественный этап развития общества
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Землеустройство, рекреация и туризм
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Рост международного туризма как естественный этап развития общества
THE GROWTH OF INTERNATIONAL TOURISM AS A NATURAL STAGE IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY
Irina Starkova
Student Sochi State University, Russia, Sochi
Elina Pilosyan
Candidate of Engineering Sciences, assistant professor of Sochi State University, Sochi, Russia
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие социально-экономических факторов. Анализируя такие процессы, как развитие общества, рост уровня благосостояния населения, стабилизация международных отношений, рост продолжительности жизни, автор делает вывод о влиянии факторов на динамичное развитие международного туризма.
Abstract. This article reveals the concept of socio-economic factors. Analyzing such processes as the development of society, an increase in the level of well-being of the population, stabilization of international relations, an increase in life expectancy, the author concludes that the factors influence the dynamic development of international tourism.
Ключевые слова. Международный туризм; общество; динамичное развитие; социально-экономические факторы; процессы.
Keyword. International tourism; society; dynamic development; socio-economic factors; processes.
За последние годы значимость международного туризма в современном обществе набирает все большие обороты. Благодаря тому, что мир развивается с каждым днем, человек получил такую возможность, как путешествия в любую точку мира. Если же люди много лет назад отправлялись в путешествие без какой-либо четкой цели, то сейчас каждый человек, планируя свое путешествие, отталкивается от тех, потребностей, которые в первую очередь хочет удовлетворить. Туристская деятельность с каждым годом развивается. «Данная сфера вовлекает в финансовый оборот около 4 трлн. долл. США. Для трети стран — участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетообразующих статей. Для экономически развитых стран Западной Европы, США, а также небольших государств, в экономике которых доля туризма высока, в настоящее время решающее значение приобретает так же вопрос социального влияния туризма» [2, 253] Именно благодаря этому в мире выделилось множество разнообразных видов туризма: религиозный, познавательный, лечебно-оздоровительный, развлекательный, спортивный, образовательный и т.д. Такому свободному выбору способствует целый ряд социально экономических факторов. Социально-экономические ресурсы туризма определяется как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, которые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма в стране или регионе.
Во-первых, одним из важных факторов является повышение уровня жизни и рост доходов населения. Как известно, удовлетворение жизненно важных потребностей играет главную роль в нашем мире. Благодаря стабильности внутренней и внешней политики, развитием экономики страны благосостояние людей улучшается, что способствует появлению желания путешествовать и узнавать другие города и страны, а также число путешественников по всему миру только увеличивается.
Во-вторых, стабилизация международных отношений и расширение возможностей свободного передвижения по миру повлияли на рост международного туризма. Для человека всегда было интересно, что скрыто, а с появлением возможности свободно отправляться в любую страну и знакомиться с культурно-историческими, научными, архитектурными, художественными ценностями этого государства туристские потоки стали увеличиваться в 3-4 раза.
В-третьих, одним из важных факторов, способствующих развитию туризма является увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. В современном мире человеку уже не так интересно проводить свой отпуск, оставаясь дома. Для него открыты новые горизонты, означающие, что он может найти страну или город, в котором хотел бы провести долгожданный отпуск.
Так же немало важно для туриста природно-географические и культурно-исторические факторы. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к подъемам, так и спадам туристской активности.
Таким образом, природно-географические и культурно-исторические факторы, безусловно, создают предпосылки для развития туризма и имеют значимую ценность, но основную роль в динамичном росте туристских путешествий занимают социально-экономические факторы. Рост общественного богатства, сокращение рабочего времени, развитие транспорта, совершенствование уровня общественного развития и сознания и т.д. именно эти факторы играют важную роль в укреплении и повышении уровня международного туризма в современном мире.
По данным «Российского статистического ежегодника» Средний доход населения России в 2019 году составил 32 635 рублей в месяц, среднемесячная зарплата — 43 400 рублей, средняя пенсия — 13 360 рублей. Распределение населения России по величине среднемесячных денежных доходов (по данным за 2018 год): 1) До 10 000 рублей — 12 %; 2) 10 000-27 000 рублей — 43 %; 3) 27 000-45 000 рублей — 24 %; 4) Свыше 45 000 рублей — 21 %; Опираясь на эти данные, можно сделать вывод о том, что уровень благосостояния населения возрос, тем самым у людей появилась возможность провести свой отпуск за границей. В современном обществе путешествие можно рассматривать как одну из форм реализации потребностей человека, которые находят выражение в различных видах туризма, тем самым увеличивая рост международного туризма.
В настоящее время главными макрорегионами, посещаемые туристами, являются: 1) Европейский макрорегион; 2) Американский макрорегион; 3) Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. К 2022 году ожидается, что АТР станет вторым по популярности направлением международного туризма. По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2022 году наиболее популярными видами туризма станут экологический, культурно-познавательный, тематический туризм и круизы.
Таблица 1.
Самые популярные туристские направления к 2022 году
Страна |
Количество туристских прибытий, млн |
Китай |
95,1 |
США |
87,4 |
Франция |
80,3 |
ОАЭ |
71,0 |
Сянган (Гонконг) |
59,3 |
Катар |
52,9 |
Великобритания |
52,8 |
Мексика |
48,9 |
Россия |
47,1 |
Чехия |
44,0 |
Однако эти данные являются лишь прогнозом, ведь отрицательные факторы, препятствующие туризму, могут развиваться гораздо быстрее. Например, экономический спад в вышеперечисленных странах или эпидемия Covid-19 могут помешать достичь высокого роста международного туризма.
Таким образом, независимо от трудностей последних лет (терроризм, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.), благосостояние общества и его общественное сознание значительно выросло, что способствовало укреплению и динамичному росту международного туризма. Данный вид туризма подтвердил свои позиции, как крупнейший и быстро развивающийся сектор мировой экономики.