Статья:

Рост международного туризма как естественный этап развития общества

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Землеустройство, рекреация и туризм

Выходные данные
Старкова И.Ю., Пилосян Э.А. Рост международного туризма как естественный этап развития общества // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Рост международного туризма как естественный этап развития общества

Старкова Ирина Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи
Пилосян Элина Анатольевна
канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

THE GROWTH OF INTERNATIONAL TOURISM AS A NATURAL STAGE IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY

 

Irina Starkova

Student Sochi State University, Russia, Sochi

Elina Pilosyan

Candidate of Engineering Sciences, assistant professor of Sochi State University, Sochi, Russia

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие социально-экономических факторов. Анализируя такие процессы, как развитие общества, рост уровня благосостояния населения, стабилизация международных отношений, рост продолжительности жизни, автор делает вывод о влиянии факторов на динамичное развитие международного туризма.

Abstract. This article reveals the concept of socio-economic factors. Analyzing such processes as the development of society, an increase in the level of well-being of the population, stabilization of international relations, an increase in life expectancy, the author concludes that the factors influence the dynamic development of international tourism.

 

Ключевые слова.  Международный туризм; общество; динамичное развитие; социально-экономические факторы; процессы.

Keyword. International tourism; society; dynamic development; socio-economic factors; processes.

 

За последние годы значимость международного туризма в современном обществе набирает все большие обороты. Благодаря тому, что мир развивается с каждым днем, человек получил такую возможность, как путешествия в любую точку мира. Если же люди много лет назад отправлялись в путешествие без какой-либо четкой цели, то сейчас каждый человек, планируя свое путешествие, отталкивается от тех, потребностей, которые в первую очередь хочет удовлетворить. Туристская деятельность с каждым годом развивается. «Данная сфера вовлекает в финансовый оборот около 4 трлн. долл. США. Для трети стран — участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетообразующих статей. Для экономически развитых стран Западной Европы, США, а также небольших государств, в экономике которых доля туризма высока, в настоящее время решающее значение приобретает так же вопрос социального влияния туризма» [2, 253] Именно благодаря этому в мире выделилось множество разнообразных видов туризма: религиозный, познавательный, лечебно-оздоровительный, развлекательный, спортивный, образовательный и т.д. Такому свободному выбору способствует целый ряд социально экономических факторов. Социально-экономические ресурсы туризма определяется как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, которые необходимы для наиболее эффективного развития индустрии туризма в стране или регионе.

Во-первых, одним из важных факторов является повышение уровня жизни и рост доходов населения. Как известно, удовлетворение жизненно важных потребностей играет главную роль в нашем мире. Благодаря стабильности внутренней и внешней политики, развитием экономики страны благосостояние людей улучшается, что способствует появлению желания путешествовать и узнавать другие города и страны, а также число путешественников по всему миру только увеличивается.

Во-вторых, стабилизация международных отношений и расширение возможностей свободного передвижения по миру повлияли на рост международного туризма. Для человека всегда было интересно, что скрыто, а с появлением возможности свободно отправляться в любую страну и знакомиться с культурно-историческими, научными, архитектурными, художественными ценностями этого государства туристские потоки стали увеличиваться в 3-4 раза.

В-третьих, одним из важных факторов, способствующих развитию туризма является увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. В современном мире человеку уже не так интересно проводить свой отпуск, оставаясь дома. Для него открыты новые горизонты, означающие, что он может найти страну или город, в котором хотел бы провести долгожданный отпуск.

Так же   немало важно для туриста природно-географические и культурно-исторические факторы. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к подъемам, так и спадам туристской активности.

Таким образом, природно-географические и культурно-исторические факторы, безусловно, создают предпосылки для развития туризма и имеют значимую ценность, но основную роль в динамичном росте туристских путешествий занимают социально-экономические факторы. Рост общественного богатства, сокращение рабочего времени, развитие транспорта, совершенствование уровня общественного развития и сознания и т.д. именно эти факторы играют важную роль в укреплении и повышении уровня международного туризма в современном мире.

По данным «Российского статистического ежегодника» Средний доход населения России в 2019 году составил 32 635 рублей в месяц, среднемесячная зарплата — 43 400 рублей, средняя пенсия — 13 360 рублей. Распределение населения России по величине среднемесячных денежных доходов (по данным за 2018 год): 1) До 10 000 рублей — 12 %; 2) 10 000-27 000 рублей — 43 %; 3) 27 000-45 000 рублей — 24 %; 4) Свыше 45 000 рублей — 21 %; Опираясь на эти данные, можно сделать вывод о том, что уровень благосостояния населения возрос, тем самым у людей появилась возможность провести свой отпуск за границей. В современном обществе путешествие можно рассматривать как одну из форм реализации потребностей человека, которые находят выражение в различных видах туризма, тем самым увеличивая рост международного туризма.

В настоящее время главными макрорегионами, посещаемые туристами, являются: 1) Европейский макрорегион; 2) Американский макрорегион; 3) Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. К 2022 году ожидается, что АТР станет вторым по популярности направлением международного туризма. По прогнозам Всемирной туристической организации, к 2022 году наиболее популярными видами туризма станут экологический, культурно-познавательный, тематический туризм и круизы.

                                                                                    Таблица 1.

Самые популярные туристские направления к 2022 году

Страна

Количество туристских прибытий, млн

Китай

95,1

США

87,4

Франция

80,3

ОАЭ

71,0

Сянган (Гонконг)

59,3

Катар

52,9

Великобритания

52,8

Мексика

48,9

Россия

47,1

Чехия

44,0

 

Однако эти данные являются лишь прогнозом, ведь отрицательные факторы, препятствующие туризму, могут развиваться гораздо быстрее. Например, экономический спад в вышеперечисленных странах или эпидемия Covid-19 могут помешать достичь высокого роста международного туризма.

Таким образом, независимо от трудностей последних лет (терроризм, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.), благосостояние общества и его общественное сознание значительно выросло, что способствовало укреплению и динамичному росту международного туризма. Данный вид туризма подтвердил свои позиции, как крупнейший и быстро развивающийся сектор мировой экономики.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
2. Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г.А. Карпова, Л. В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с. 
3. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
4. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие. / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.  М.: Кнорус, 2010. -576
5. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн - Корн, Н.В. Шабалина. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
6. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат- M., Р76 2019 - 549 с.