Пути повышения качества логистического сервиса на основе прогнозирования объема контейнерных перевозок (на примере ПАО «Детский мир»)
Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Логистика
XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Пути повышения качества логистического сервиса на основе прогнозирования объема контейнерных перевозок (на примере ПАО «Детский мир»)
Аннотация. В статье рассмотрена методика повышения качества логистического обслуживания в условиях постоянно меняющегося объема перевозок. Качество логистического сервиса является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор потребителем того или иного продавца. Разрыв между ожиданием и фактическим качеством обслуживания может быть критерием для поиска клиентом другого контрагента.
Ключевые слова: показатель логистики; логистический сервис; качество логистического обслуживания; прогноз уровней ряда; временной ряд; коэффициент роста; прогнозирование; аналитическая регрессия; аппроксимация; контейнерные перевозки; функциональная зависимость.
Контейнерные перевозки являются одним из наиболее востребованных способов перевозки грузов во всем мире. В соответствии с мировыми показателями, на настоящий момент более 70% перевозок грузов осуществляется при помощи контейнерного способа доставки. Использование контейнеров для транспортировки груза позволяет наиболее рационально, надежно и экономически выгодно организовать перевозочный процесс.
Компанией ПАО «Детский мир» в конце 2018 – в начале 2019 года были заключены новые контракты с поставщиками, что повлекло за собой увеличение объема контейнерных перевозок и расширение ассортиментного перечня компании. Также у компании в связи с сотрудничеством с новыми поставщиками увеличился и объем перевозок. Такой рост имеет как положительный эффект, так и отрицательный. С одной стороны, у компании расширился ассортимент, уменьшается дефицит продукции, которую покупатель может приобрести. С другой стороны, у компании возрастают издержки, связанные с увеличением объема поставок. Одной из главных задач компании является найти оптимальный уровень между затратами и объемом поставок, который компания может эффективно обработать. Проанализируем объем контейнерных перевозок компании по данным таблицы 1.
Таблица 1.
Объем контейнерных перевозок ПАО «Детский мир»
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Кол-во контейнеров, ДФЭ |
5367 |
5583 |
5872 |
5934 |
5761 |
6159 |
На основе имеющихся данных, а именно временного ряда (таблица 1), спрогнозируем возможный результат объема контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» на 2022 год. Для того чтобы сделать прогноз, будем использовать метод прогноза уровней рядов динамики. В таблице 2 приведены результаты расчетов коэффициентов прироста объемов контейнерных перевозок компании в период с 2014 по 2019 год.
Таблица 2.
Темпы прироста объема контейнерных перевозок ПАО «Детский мир»
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество контейнеров, ДФЭ |
5367 |
5583 |
5872 |
5934 |
5761 |
6159 |
Темп прироста, % |
- |
4,02 |
5,18 |
1,06 |
-2,9 |
6,91 |
Представим коэффициенты прироста объемов контейнерных перевозок компании за рассматриваемый период на графике (рисунок 1)
Рисунок 1. Динамика коэффициентов прироста объемов контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» (2014 – 2019 гг.)
Аппроксимируем реальный ряд динамики с уровнями (значениями) коэффициента прироста аналитической зависимости уравнением прямой линии [10]. Уравнение линейной регрессии (уравнение прямой) имеет вид: Кр= a+bt. Рассчитаем значения переменных a и b в уравнении линейной регрессии.
Таким образом, уравнение линейной регрессии имеет следующий вид: Kp = 1,034 ‒ 0,002t.
Построим данное уравнение прямой линии на графике (рисунок 2). Линейная зависимость между переменными Кр и t изображена на графике штриховой линией.
Рисунок 2. Линейная зависимость между коэффициентами роста объемов контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» и временем (2014 – 2019 гг.)
Прогнозное значение объема контейнерных перевозок через 3 года (на 2022 год) рассчитаем по следующей формуле [10]:
;
;
;
Посчитав прогнозируемый объем контейнерных перевозок на 3 года, составим таблицу 3, добавив туда прогнозные значения.
Таблица 3.
Объем контейнерных перевозок ПАО «Детский мир» (2014 – 2022)
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество контейнеров, ДФЭ |
5367 |
5583 |
5872 |
5934 |
5761 |
6159 |
6295 |
6420 |
6536 |
Темп прироста, % |
- |
4,02 |
5,18 |
1,06 |
-2,92 |
6,91 |
2,21 |
1,99 |
1,81 |
Для наглядности построим график динамики объемов контейнерных перевозок компании на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика объемов контейнерных перевозок ПАО «Детский мир»
На рисунке 3 наблюдается рост объема контейнерных перевозок. Такой рост показывает, что компании необходимо расширять свои возможности. Расширение возможностей компании видятся в следующих мероприятиях, которые будут способствовать эффективной обработке увеличенных грузопотоков, а также поможет компании выполнять большее число заказов в указанные сроки. Важным моментом для клиентов компании является сохранение и повышение качества обслуживания при росте объема поставок. На рисунке 20 представлены возможные варианты повышения качества транспортно-логистического сервиса.
Рисунок 4. Пути повышения качества транспортно-логистического сервиса
Рассмотрим более детально каждый из путей повышения качества:
- Увеличение штата и повышение квалификации сотрудников логистического звена, которые обрабатывают заявки на перевозку. Данное мероприятие позволит быстрее и эффективнее получать товар от поставщиков, что позволит сократить время простоя, когда какой-либо товарной группы нет в наличии в магазинах розничной торговли. Повысить квалификацию персонала можно путем внедрения тестирования каждые 3 месяца.
- Повышение складских мощностей даст возможность компании обрабатывать больше входящих потоков. Аренда складских помещений и создание собственных распределительных центров (РЦ) в разных частях страны позволят предприятию увеличить зону доставки товаров, а также это поможет осуществлять бесперебойную поставку товара в магазины розничной торговли.
- Доставка товаров до конечного потребителя с привлечением дополнительных курьерских служб и использование служб экспресс-доставки. В условиях растущего объема поставок контейнеров компании следует заключить договор с дополнительными курьерскими службами. Такие меры позволят компании быстрее и эффективнее доставлять товары до конечного потребителя. Службы экспресс-доставки обычно имеют широкую сеть пунктов выдачи товара, а также располагают обширной сетью постоматов. Компании необходимо найти партнера, который сможет предоставить такие услуги, так как выбор способа доставки товара является неотъемлемой частью транспортно-логистического сервиса фирм, которые реализуют свой товар с помощью интернет-магазинов.
- Внедрение системы управления транспортом. Данная система позволит компании оптимизировать затраты, находить наиболее оптимальные маршруты перевозки, а также у компании появится возможность осуществлять прогноз объема поставок на определенный период (месяц, полугодие, год и т.д).
- Снижение минимальной стоимости заказа для осуществления бесплатной доставки. Такой шаг обеспечит приток новых клиентов и повысит конкурентоспособность предприятия, так как подавляющее большинство клиентов ищет наиболее выгодное предложение, а бесплатная доставка может стать ключевым конкурентным преимуществом.
Предложенные пути повышения качества логистического сервиса будут способствовать поддержанию и улучшению качества логистического сервиса компаний, специализирующихся на реализации товаров как с помощью интернет-магазина, так и предприятий розничной торговли.