Статья:

Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Бузмаков Р.В. Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 24-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России

Бузмаков Роман Витальевич
магистрант Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме особых экономических зон в России, анализируются статьи последних лет и государственная статистика, рассматриваются вопросы эффективности ОЭЗ, кратко описывается зарубеж­ный опыт (КНР), рассматриваются основные причины неэффективности осо­бых зон в Российской Федерации, намечаются пути решения имеющихся про­блем.

 

Ключевые слова: особые экономические зоны; ОЭЗ; СЭЗ; экономика; протекционизм; эффективность.

 

Под особой экономической зоной (ОЭЗ) понимают ограниченную территорию в регионах, имеющую осо­бый юридический статусом в сравнении с остальными территориями и льгот­ные экономические условия для иностранных или национальных бизнесменов. Главной целью создания подобных зон выступает достижение стратегических целей развития государства в общем либо отдельной его территории. При этом речь идет о общеэкономических, внешнеторговых, региональ­ных, социальных и научно-технических целях. В Российской Федерации системное развитие ОЭЗ началось в 2005 г., с того момента, когда был принят Федеральный Закон об особых экономических зонах. ОЭЗ соз­дается на 20 лет и срок ее существования, согласно закону, продлению не подлежит [1].

Несмотря на разнообразие ОЭЗ в мире, представляется возможным вы­делить несколько характеристик, которые присущи любой ОЭЗ:

1. применение различных видов экономических льгот и стимулов;

2. наличие относительно обособленной системы органов управ­ления ОЭЗ, полномочной принимать в широком экономическом спектре самостоя­тельные решения;

3. всесторонняя поддержка проекта ОЭЗ со стороны центральной и регио­нальной госвласти, органов местного самоуправления;

4. максимальная открытость ОЭЗ вливанию иностранного капитала и ми­рового рынка.

Вопрос эффективности введения ОЭЗ в РФ особенно актуален в данный период, поскольку экономические зоны, выступая во многих странах мира эффективной практикой по повышению инновационного и инвестиционного уровня страны, не оправдывают себя в полной мере в плане эффективности функционирования в современной России.

Данному вопросу посвящен ряд статей последних лет. В их числе работа А.С. Громовой и С.В.Кусковой «Оценка эффективности функцио­нирования особых экономических зон в Российской Федерации» [2], в которой авторами поднимается вопрос потребности в создании и эффективного функционирования ОЭЗ, рассматривается зарубежный опыт их эффективного функционирования. Авторы дают оценку эффективности деятельности осо­бых экономических зон с позиции таких показателей, как приток в ОЭЗ инве­стиций, а также степень освоения средств, вложенных в ОЭЗ, и объемы финанс­ирования ОЭЗ государством. Также в качестве показателя эффективности рассматри­вается введение в ОЭЗ в эксплуатацию экономических объектов. Авторы делают вывод о необходимости совершенствования сущест­вующей государственной политики в данной области, в целях наиболее эффективной реализации механизмов ОЭЗ.

В работе П.П. Богданенко [3] говорит о том, что несмотря на объявленный правительством в 2008 году приоритет инновационных отраслей и высоких тех­нологий, основное развитие в России получили не технико-внедренческие ОЭЗ, а промышленно-производственные. Автор подчеркивает, что среди промышленно-производственных ОЭЗ по уровню развития выделяется ОЭЗ «Липецк» (Липецкая область) и ОЭЗ «Алубуга» (Республика Татарстан). В ста­тье П. П. Богданенко проводит сравнение основных показателей, указанных промышленно-производственных ОЭЗ с показателями зоны в Калининградской области, подчеркивая, что «локомотивом» среди всех особых экономических зон России является именно Калининградская ОЭЗ, превосходящая по всем по­казателям анализируемые ОЭЗ [3].

В своей работе 2018 года «Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации» [5] Т.А. Коновалова и М.А. Савельева, рассматривая особые экономические зоны, функционирующие на территории РФ, делают на основании проведенного ана­лиза выводы о неоднозначности в мнениях мирового экономического сообще­ства об эффективности российских СЭЗ. Авторы предлагают пути для развития и результативного функционирования особых экономических зон на территории страны, акцентируя мысль, что наличие четко сформулированных целей созда­ния ОЭЗ приводит к улучшению в экономических показателях регионов, в кото­рых располагаются ОЭЗ, повышает инвестиционную их привлекательность, способствует созданию новых рабочих мест. Авторы говорят о необхо­димости проводить модернизацию института ОЭЗ, улучшать его нормативно-правовую базу и совершенствовать организационно-правовые механизмы.

Ряд исследователей, акцентируя отрицательный опыт ОЭЗ в РФ, обращаются к успешному опыту Китая, где еще 15 июля 1979 г. ЦК Коммунистической партии Китая, а следом и Государственный Совет КНР приняли решение о создании в качестве эксперимента особых экс­портных районов в Шаньтоу, Сямэне, Шэньчжэне и Чжухае, а уже 16 мая 1980 г. ЦК Коммунистической партии Китая и Государственный Совет КНР отменяют термин «особый экспортный район», вводя офици­альное понятие специальной экономической зоны. После введения политики реформ и открытости создание СЭЗ сыграло огромную роль в развитии китайской экономики, в издании новых законов и правил, которые способствовали развитию в КНР рыночной экономики и успешному расширению внешнеэкономических контактов Китая. Как отмечает Игорь Рогачев: «Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны» [6].

В свою очередь в России в 2016 г. особые экономические зоны были на официальном уровне признаны малоэффективными. Так, К.А. Чуйченко, начальником контрольно-счетного управления, было сделано заявление, что с 2006 г. по январь 2016 г., т. е. за 10 лет работы 33-х ОЭЗ, из федерального бюджета на их работу было направлено 122 млрд. руб., тогда как поступления из ОЭЗ в виде налоговых, таможенных и прочих платежей составили только 40 млрд. руб. [4].

В ОЭЗ было создано 18 тыс. рабочих мест (когда было запланировано со­здание 25 тыс. мест).

На 1 января 2016 г., согласно данных Счетной палаты, особые экономиче­ские зоны не смогли освоить 84,4 тыс. га земель из 214 тыс. га, отведенных им в пользование.

Впрочем, среди политиков существует мнение, что невысокая эффектив­ность особых экономических зон носит возможно временный характер, будучи связана в первую очередь с невыполнением региональ­ными администрациями взятых на себя обязательств по их софинанси­рованию. Регионами было недофи­нансировано в ОЭЗ 45,7 млрд. руб.

Счетной палатой РФ в апреле 2017 г. признаны относительно эффектив­ными ОЭЗ в Татарстане, Липецкой и Самарской областях, в г. Санкт-Петербур­ге. Деятельность же остальных ОЭЗ в РФ Счетной палатой была признана или неэффективной, или же вовсе не ведущейся.

Анализируя работы, посвященные ОЭЗ и СЭЗ в России, можно наметить ряд типичных проблем функционирования ОЭЗ:

1.    отсутствие емкой нормативно-правовой базы по ОЭЗ и СЭЗ;

2.    отсутствия взаимодействия между различными ведомствами по вопросу работы ОЭЗ;

3.    малая эффективность или неэффективность туристско-рекреационных зон;

4.    недостаточно проработанная инфраструктура для технико-внедренческих ОЭЗ;

5.    высокий уровень коррупции как ключевая помеха для притока зарубежно­го инвестиционного капитала.

Обозначим соответствующие решения описанных выше проблем. В их числе будут:

1.    разработка и совершенствование нормативно-правовой базу по ОЭЗ и СЭЗ;

2.    координация федеральным центром действий всех заинтересо­ванных ми­нистерств и ведомств, центральных, региональных и муниципальных органов власти по вопросу работы ОЭЗ;

3.    снижение стоимости авиаперелетов внутри страны с целью стимулирова­ния развития туристско-рекреационных ОЭЗ;

4.    вложения на основе софинансирования федеральных и регио­нальных средств в развитие инфраструктуры ОЭЗ;

5.    ужесточение контроля за расходованием федеральных и региональных средств, вложенных в развитие ОЭЗ;

6.    межведомственная работа по борьбе с коррупцией.

Реализация указанных мероприятий позволит рассчитывать на то, что со­здание особых экономических зон будет приводить не только к финансовому благополучию их предприятий-резидентов, но активно простимулирует разви­тие сопредельных территорий, смежных отраслей, что явится важным позитив­ным отличием от имеющих место попыток создания ОЭЗ в России.

Подобный подход к ОЭЗ может составить в том числе и основу современ­ной экономической политики России. Последняя из раздачи бюджетных средств и поддержки неконкурентоспособных производств должна перейти в комплекс мер, которые направлены на повышение конкурентоспособности российских компаний путем создания благо­приятных, стабильных условий для их динамич­ного развития.

 

Список литературы:
1. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. М.: Магистр: ИНФРА-М., 2013. 560 с. 
2. Богданенко П.П. Калининградская особая экономическая зона: результа¬ты и эффективность деятельности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №2-1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
kaliningradskaya-osobaya-ekonomicheskaya-zona-rezultaty-i-effektivnost-deyatelnosti (Дата обращения: 07.06.2018).
3. Громова А.C., Кускова С.B. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник науки Сибири. 2013. № 3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-funktsionirovaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 07.06.2018).
4. Зоны особых затрат/ Веб-сайт Gazeta.ru URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/10/10619267.shtml (Дата обращения: 07.06.2018).
5. Коновалова Т.А., Савельева М.А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2018. №3. С. 28-33.
6. Цит. по: Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и ми¬ре. М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России, 2008. С. 15 19.