Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России
Аннотация. Статья посвящена проблеме особых экономических зон в России, анализируются статьи последних лет и государственная статистика, рассматриваются вопросы эффективности ОЭЗ, кратко описывается зарубежный опыт (КНР), рассматриваются основные причины неэффективности особых зон в Российской Федерации, намечаются пути решения имеющихся проблем.
Ключевые слова: особые экономические зоны; ОЭЗ; СЭЗ; экономика; протекционизм; эффективность.
Под особой экономической зоной (ОЭЗ) понимают ограниченную территорию в регионах, имеющую особый юридический статусом в сравнении с остальными территориями и льготные экономические условия для иностранных или национальных бизнесменов. Главной целью создания подобных зон выступает достижение стратегических целей развития государства в общем либо отдельной его территории. При этом речь идет о общеэкономических, внешнеторговых, региональных, социальных и научно-технических целях. В Российской Федерации системное развитие ОЭЗ началось в 2005 г., с того момента, когда был принят Федеральный Закон об особых экономических зонах. ОЭЗ создается на 20 лет и срок ее существования, согласно закону, продлению не подлежит [1].
Несмотря на разнообразие ОЭЗ в мире, представляется возможным выделить несколько характеристик, которые присущи любой ОЭЗ:
1. применение различных видов экономических льгот и стимулов;
2. наличие относительно обособленной системы органов управления ОЭЗ, полномочной принимать в широком экономическом спектре самостоятельные решения;
3. всесторонняя поддержка проекта ОЭЗ со стороны центральной и региональной госвласти, органов местного самоуправления;
4. максимальная открытость ОЭЗ вливанию иностранного капитала и мирового рынка.
Вопрос эффективности введения ОЭЗ в РФ особенно актуален в данный период, поскольку экономические зоны, выступая во многих странах мира эффективной практикой по повышению инновационного и инвестиционного уровня страны, не оправдывают себя в полной мере в плане эффективности функционирования в современной России.
Данному вопросу посвящен ряд статей последних лет. В их числе работа А.С. Громовой и С.В.Кусковой «Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации» [2], в которой авторами поднимается вопрос потребности в создании и эффективного функционирования ОЭЗ, рассматривается зарубежный опыт их эффективного функционирования. Авторы дают оценку эффективности деятельности особых экономических зон с позиции таких показателей, как приток в ОЭЗ инвестиций, а также степень освоения средств, вложенных в ОЭЗ, и объемы финансирования ОЭЗ государством. Также в качестве показателя эффективности рассматривается введение в ОЭЗ в эксплуатацию экономических объектов. Авторы делают вывод о необходимости совершенствования существующей государственной политики в данной области, в целях наиболее эффективной реализации механизмов ОЭЗ.
В работе П.П. Богданенко [3] говорит о том, что несмотря на объявленный правительством в 2008 году приоритет инновационных отраслей и высоких технологий, основное развитие в России получили не технико-внедренческие ОЭЗ, а промышленно-производственные. Автор подчеркивает, что среди промышленно-производственных ОЭЗ по уровню развития выделяется ОЭЗ «Липецк» (Липецкая область) и ОЭЗ «Алубуга» (Республика Татарстан). В статье П. П. Богданенко проводит сравнение основных показателей, указанных промышленно-производственных ОЭЗ с показателями зоны в Калининградской области, подчеркивая, что «локомотивом» среди всех особых экономических зон России является именно Калининградская ОЭЗ, превосходящая по всем показателям анализируемые ОЭЗ [3].
В своей работе 2018 года «Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации» [5] Т.А. Коновалова и М.А. Савельева, рассматривая особые экономические зоны, функционирующие на территории РФ, делают на основании проведенного анализа выводы о неоднозначности в мнениях мирового экономического сообщества об эффективности российских СЭЗ. Авторы предлагают пути для развития и результативного функционирования особых экономических зон на территории страны, акцентируя мысль, что наличие четко сформулированных целей создания ОЭЗ приводит к улучшению в экономических показателях регионов, в которых располагаются ОЭЗ, повышает инвестиционную их привлекательность, способствует созданию новых рабочих мест. Авторы говорят о необходимости проводить модернизацию института ОЭЗ, улучшать его нормативно-правовую базу и совершенствовать организационно-правовые механизмы.
Ряд исследователей, акцентируя отрицательный опыт ОЭЗ в РФ, обращаются к успешному опыту Китая, где еще 15 июля 1979 г. ЦК Коммунистической партии Китая, а следом и Государственный Совет КНР приняли решение о создании в качестве эксперимента особых экспортных районов в Шаньтоу, Сямэне, Шэньчжэне и Чжухае, а уже 16 мая 1980 г. ЦК Коммунистической партии Китая и Государственный Совет КНР отменяют термин «особый экспортный район», вводя официальное понятие специальной экономической зоны. После введения политики реформ и открытости создание СЭЗ сыграло огромную роль в развитии китайской экономики, в издании новых законов и правил, которые способствовали развитию в КНР рыночной экономики и успешному расширению внешнеэкономических контактов Китая. Как отмечает Игорь Рогачев: «Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны» [6].
В свою очередь в России в 2016 г. особые экономические зоны были на официальном уровне признаны малоэффективными. Так, К.А. Чуйченко, начальником контрольно-счетного управления, было сделано заявление, что с 2006 г. по январь 2016 г., т. е. за 10 лет работы 33-х ОЭЗ, из федерального бюджета на их работу было направлено 122 млрд. руб., тогда как поступления из ОЭЗ в виде налоговых, таможенных и прочих платежей составили только 40 млрд. руб. [4].
В ОЭЗ было создано 18 тыс. рабочих мест (когда было запланировано создание 25 тыс. мест).
На 1 января 2016 г., согласно данных Счетной палаты, особые экономические зоны не смогли освоить 84,4 тыс. га земель из 214 тыс. га, отведенных им в пользование.
Впрочем, среди политиков существует мнение, что невысокая эффективность особых экономических зон носит возможно временный характер, будучи связана в первую очередь с невыполнением региональными администрациями взятых на себя обязательств по их софинансированию. Регионами было недофинансировано в ОЭЗ 45,7 млрд. руб.
Счетной палатой РФ в апреле 2017 г. признаны относительно эффективными ОЭЗ в Татарстане, Липецкой и Самарской областях, в г. Санкт-Петербурге. Деятельность же остальных ОЭЗ в РФ Счетной палатой была признана или неэффективной, или же вовсе не ведущейся.
Анализируя работы, посвященные ОЭЗ и СЭЗ в России, можно наметить ряд типичных проблем функционирования ОЭЗ:
1. отсутствие емкой нормативно-правовой базы по ОЭЗ и СЭЗ;
2. отсутствия взаимодействия между различными ведомствами по вопросу работы ОЭЗ;
3. малая эффективность или неэффективность туристско-рекреационных зон;
4. недостаточно проработанная инфраструктура для технико-внедренческих ОЭЗ;
5. высокий уровень коррупции как ключевая помеха для притока зарубежного инвестиционного капитала.
Обозначим соответствующие решения описанных выше проблем. В их числе будут:
1. разработка и совершенствование нормативно-правовой базу по ОЭЗ и СЭЗ;
2. координация федеральным центром действий всех заинтересованных министерств и ведомств, центральных, региональных и муниципальных органов власти по вопросу работы ОЭЗ;
3. снижение стоимости авиаперелетов внутри страны с целью стимулирования развития туристско-рекреационных ОЭЗ;
4. вложения на основе софинансирования федеральных и региональных средств в развитие инфраструктуры ОЭЗ;
5. ужесточение контроля за расходованием федеральных и региональных средств, вложенных в развитие ОЭЗ;
6. межведомственная работа по борьбе с коррупцией.
Реализация указанных мероприятий позволит рассчитывать на то, что создание особых экономических зон будет приводить не только к финансовому благополучию их предприятий-резидентов, но активно простимулирует развитие сопредельных территорий, смежных отраслей, что явится важным позитивным отличием от имеющих место попыток создания ОЭЗ в России.
Подобный подход к ОЭЗ может составить в том числе и основу современной экономической политики России. Последняя из раздачи бюджетных средств и поддержки неконкурентоспособных производств должна перейти в комплекс мер, которые направлены на повышение конкурентоспособности российских компаний путем создания благоприятных, стабильных условий для их динамичного развития.