ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
THE MAIN PROBLEMS OF HEALTHCARE DEVELOPMENT IN THE NOVOSIBIRSK REGION: STATISTICAL ANALYSIS
Yulia Anufrieva
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk
Kirill Mariychenko
Undergraduate, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь системы здравоохранения Новосибирской области с объемами финансового обеспечения, что напрямую определяет доступность оказания медицинской помощи. Для определения основных проблем здравоохранения Новосибирской области, а также положения экономики региона в статье отображены основные экономические показатели деятельности медицинских организаций в динамике.
Abstract. The article examines the relationship between the health care system of the Novosibirsk region and the volume of financial support, which directly determines the availability of medical care. To determine the main problems of health care in the Novosibirsk region, as well as the situation of the region's economy, the article displays the main economic indicators of the activities of medical organizations in dynamics.
Ключевые слова: здравоохранение Новосибирской области; экономические показатели; доступность оказания медицинской помощи; медицинские организации.
Keywords: health care of the Novosibirsk region; economic indicators; accessibility of medical care; medical organizations.
Основной целью здравоохранения Новосибирской области является обеспечение доступности и качество оказания медицинской помощи на территории Новосибирской области, поскольку восстановление и поддержание здоровья населения, а именно снижение заболеваемости и смертности непосредственно сказывается на таких показателях как объем производительности труда, валовый внутренний продукт и повышение благосостояния региона и экономики страны в целом. Динамика показателей здравоохранения Новосибирской области формирует оценку экономического роста и конкурентоспособности региона, качества жизни, удовлетворения потребностей и благосостояния населения.
Возможность управлять показателями здоровья через совершенствование работы медицинских организаций позволяет своевременно и в достаточном объеме находить ресурсы, прежде всего финансовые, которые способствуют достижению максимальной эффективности деятельности медицинских организаций [1].
Финансовое обеспечение медицинских организаций здравоохранения Новосибирской области осуществляется федеральным бюджетом Российской Федерации, консолидированным бюджетом Новосибирской области, внебюджетным фондом (средства обязательного медицинского страхования). Основным источником финансирования государственных учреждений подведомственных здравоохранению Новосибирской области является областной бюджет. Увеличение расходов областного бюджета связано с приобретением современного оборудования, применяемого для исполнения региональных целевых программ оказания бесплатной медицинской помощи, развития медицины, оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи, направлением средств на образование, дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан, капитальным ремонтом государственных учреждений подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области [4].
В Новосибирской области такие параметры как уровень развития здравоохранения, охрана здоровья, финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения требуют рационального использования ограниченных ресурсов в процессе оказания медицинских услугами. В настоящее время в Новосибирской области остаются актуальными проблемы финансирования здравоохранения, обеспечения здорового образа жизни, увеличения мощностей поликлинических и больничных секторов, реализации права на получение своевременной и качественной медицинской помощи.[3]
В целях устранения вышеуказанных проблем в Новосибирской области совершенствуется потенциал системы здравоохранения, в том числе реализуется ряд целевых программ по приоритетным направлениям развития здравоохранения, совершенствуется материально-техническая база и качество оказываемых медицинских услуг, внедряются новейшие технологии и разработки, модернизируется фонд медицинских организаций, увеличиваются расходы на здравоохранение. Так от 7 мая 2013 года утверждена Государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области» (называемая далее Госпрограмма), реализуемая по 13 мероприятиям. Сроки реализации Госпрограммы –с 2013 года по 2025 год. Главными приоритетами стратегического развития системы здравоохранения Новосибирской области к 2025 году выступают [2]:
1. Снижение значений следующих целевых индикаторов:
- смертность от болезней системы кровообращения до 601,2 случая на 100 тыс. населения (2012 год - 767,1);
- смертность от туберкулеза до 12,3 случая на 100 тыс. населения (2012 год - 25,0);
- младенческая смертность до 4,1 случая на 1000 родившихся живыми (2012 год - 8,3).
2. Повышение значений следующих целевых индикаторов:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 73,3 лет (2012 год - 69,7);
- обеспеченность населения врачами до 39,2 на 10 тыс. населения в 2023 году с сохранением данного уровня в 2025 году (2012 год - 34,2);
- доля выписанных рецептов для предусмотренных льготных категорий граждан, по которым лекарственные препараты отпущены, от общего количества выписанных рецептов до 100% (2012 год - 98%).
3. Достижение к 2018 году значения целевого индикатора «Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Новосибирской области» до 200% с сохранением достигнутого уровня в 2019 - 2025 годах (2012 год - 138,5%) [2]
Для определения положения системы здравоохранения Новосибирской области в таблице 1 представлена динамика больничных и медицинских амбулаторно-поликлинических организаций, а также фельдшерско-акушерских пунктов [6].
Таблица 1
Динамика лечебно-профилактических учреждений
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Количество больничных организаций |
120 |
120 |
107 |
106 |
102 |
105 |
105 |
107 |
105 |
106 |
Количество медицинских амбулаторно-поликлинических организаций |
247 |
254 |
266 |
222 |
212 |
299 |
280 |
281 |
286 |
293 |
Количество фельдшерско-акушерских пунктов |
938 |
929 |
923 |
918 |
912 |
912 |
914 |
916 |
924 |
918 |
В 2021 году по сравнению с 2012 годом наблюдается сокращение количества больничных организаций и фельдшерско-акушерских пунктов на 11,7% и 2,1% соответственно, а количество медицинских амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 18,6%.
Рассмотрим на рисунке 1 изменение количества больничных коек организаций здравоохранения по специализациям за 2012 и 2021 гг.
Рисунок. Количество больничных коек по профилям
Проанализировав данные, очевидно, что в 2021 году уровень 2012 года превышают только показатели онкологических, инфекционных и психиатрических коек. По остальным профилям показатели отчетного периода, по сравнению с базовым, снижены. Наибольшее сокращение коечного фонда наблюдается по терапевтическому и хирургическому профилям на 34,8% и 40,1% соответственно.
Обеспеченность медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом недостаточна и так же остается актуальной проблемой здравоохранения Новосибирской области. В таблице 2 представлена динамика изменения численности медицинских работников здравоохранения[5].
Таблица 2
Динамика численности медицинских работников
Год |
Численность врачей всех специальностей |
Численность среднего медицинского персонала |
||
Всего, чел. |
На 10 000 чел. населения |
Всего, тыс. чел. |
На 10 000 чел. населения |
|
2012 |
15 141 |
55,9 |
28232 |
104,2 |
2013 |
15 160 |
55,5 |
27983 |
102,5 |
2014 |
15 335 |
55,8 |
27711 |
100,9 |
2015 |
14 247 |
51,6 |
28851 |
104,4 |
2016 |
14 023 |
50,5 |
28574 |
102,8 |
2017 |
14 813 |
53,1 |
28673 |
102,8 |
2018 |
15 089 |
54 |
28088 |
100,6 |
2019 |
15 270 |
54,6 |
27794 |
99,3 |
2020 |
15 604 |
56 |
27807 |
99,8 |
2021 |
15 775 |
56,7 |
27627 |
99,4 |
Численность врачей всех специальностей в 2021 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 4,19%, но за тот же период численность среднего медицинского персонала сократилась на 2,14%.
За 2019-2021 годы заболеваемость населения увеличивается, что отражено в таблице 3, при выраженной тенденции к снижению количества больничных организаций, осуществляющих медицинское обслуживание госпитализированных пациентов.
Таблица 3
Социально-экономические показатели здравоохранения Новосибирской области
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Заболеваемость населения, чел. |
701 104 |
844 139 |
1 157 070 |
Количество больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, чел. |
35 605 |
42 833 |
47 189 |
Всего инвалидов, чел. |
181 554 |
181 246 |
178 168 |
Смертность населения, чел. |
20 364 |
18 176 |
24 134 |
Ввод в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции зданий и сооружений медицинских организаций, ед. |
32 |
37 |
16 |
Объем платных медицинских услуг населению в области здравоохранения и отдыха, млн. руб. |
22035 |
21457 |
22723 |
Расходы консолидированного областного бюджета на здравоохранение, млн. руб. |
14 100 |
21 601 |
22 840 |
Важной проблемой системы здравоохранения является увеличение заболеваемости населения. В 2019 году данный показатель меньше 2021 года, темп роста составил 165%. В 2019 году смертность населения составила 20 364 чел., в 2021 году – 24 134. чел., увеличение составило на 19%. Количество больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь ежегодно увеличивается на 10-20%. Количество инвалидов сокращается ежегодно (на 2021 год 178 168 человек), но объем платных медицинских услуг, оказываемых пациентам в медицинских организациях различного профиля, увеличивается на 3%. Вводимых в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции зданий и сооружений медицинских организаций в 2021 сократилось на 50% и составило 16 единиц. Незначительная положительная тенденция увеличения в 2021 году по сравнению с 2020 годом наблюдается по показателю «Расходы консолидированного областного бюджета на здравоохранение», где темп прироста составил на 5,7 %, однако износ основных фондов более половины негативно сказывается на оказании медицинской помощи населению.
В результате анализа экономических показателей системы здравоохранения Новосибирской области, который позволил выявить ряд проблем, понижающих потенциал здравоохранения. К таким проблемам можно отнести:
- недостаточное финансовое обеспечение отрасли;
- сокращение коечного фонда государственных медицинских организаций различного профиля;
- рост объемов платных услуг, оказываемых в частных учреждениях здравоохранения;
- снижение доступности медицинской помощи и как следствие рост показателей заболеваемости и смертности;
- кадровый дефицит;
- износ большей части основных фондов (оборудования).
В качестве основных мер по улучшению ситуации можно предложить:
- увеличить норматив финансового обеспечения медицинских организаций здравоохранения Новосибирской области;
- повысить доступность медицинской помощи;
- совершенствовать объемы, виды и качество медицинских услуг, удовлетворяющих потребностям населения;
- увеличить мощности и оснащенность медицинских организаций в соответствии с современными достижениями науки;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Решение данных и многих других проблем предусмотрено в Государственной программе Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», срок реализация которой осуществляется до 2025 года.