Статья:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Ануфриева Ю.В., Марийченко К.С. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(71). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ануфриева Юлия Валерьевна
д-р пед. наук, профессор, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Марийченко Кирилл Сергеевич
магистрант, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

 

THE MAIN PROBLEMS OF HEALTHCARE DEVELOPMENT IN THE NOVOSIBIRSK REGION: STATISTICAL ANALYSIS

 

Yulia Anufrieva

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk

Kirill Mariychenko

Undergraduate, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь системы здравоохранения Новосибирской области с объемами финансового обеспечения, что напрямую определяет доступность оказания медицинской помощи. Для определения основных проблем здравоохранения Новосибирской области, а также положения экономики региона в статье отображены основные экономические показатели деятельности медицинских организаций в динамике.

Abstract. The article examines the relationship between the health care system of the Novosibirsk region and the volume of financial support, which directly determines the availability of medical care. To determine the main problems of health care in the Novosibirsk region, as well as the situation of the region's economy, the article displays the main economic indicators of the activities of medical organizations in dynamics.

 

Ключевые слова: здравоохранение Новосибирской области; экономические показатели; доступность оказания медицинской помощи; медицинские организации.

Keywords: health care of the Novosibirsk region; economic indicators; accessibility of medical care; medical organizations.

 

Основной целью здравоохранения Новосибирской области является обеспечение доступности и качество оказания медицинской помощи на территории Новосибирской области, поскольку восстановление и поддержание здоровья населения, а именно снижение заболеваемости и смертности непосредственно сказывается на таких показателях как объем производительности труда, валовый внутренний продукт и повышение благосостояния региона и экономики страны в целом. Динамика показателей здравоохранения Новосибирской области формирует оценку экономического роста и конкурентоспособности региона, качества жизни, удовлетворения потребностей и благосостояния населения.

Возможность управлять показателями здоровья через совершенствование работы медицинских организаций позволяет своевременно и в достаточном объеме находить ресурсы, прежде всего финансовые, которые способствуют достижению максимальной эффективности деятельности медицинских организаций [1].

Финансовое обеспечение медицинских организаций здравоохранения Новосибирской области осуществляется федеральным бюджетом Российской Федерации, консолидированным бюджетом Новосибирской области, внебюджетным фондом (средства обязательного медицинского страхования). Основным источником финансирования государственных учреждений подведомственных здравоохранению Новосибирской области является областной бюджет. Увеличение расходов областного бюджета связано с приобретением современного оборудования, применяемого для исполнения региональных целевых программ оказания бесплатной медицинской помощи, развития медицины, оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи, направлением средств на образование, дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан, капитальным ремонтом государственных учреждений подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области [4].

В Новосибирской области такие параметры как уровень развития здравоохранения, охрана здоровья, финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения требуют рационального использования ограниченных ресурсов в процессе оказания медицинских услугами. В настоящее время в Новосибирской области остаются актуальными проблемы финансирования здравоохранения, обеспечения здорового образа жизни, увеличения мощностей поликлинических и больничных секторов, реализации права на получение своевременной и качественной медицинской помощи.[3]

В целях устранения вышеуказанных проблем в Новосибирской области совершенствуется потенциал системы здравоохранения, в том числе реализуется ряд целевых программ по приоритетным направлениям развития здравоохранения, совершенствуется материально-техническая база и качество оказываемых медицинских услуг, внедряются новейшие технологии и разработки, модернизируется фонд медицинских организаций, увеличиваются расходы на здравоохранение. Так от 7 мая 2013 года утверждена Государственная программа Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области» (называемая далее Госпрограмма), реализуемая по 13 мероприятиям. Сроки реализации Госпрограммы –с 2013 года по 2025 год. Главными приоритетами стратегического развития системы здравоохранения Новосибирской области к 2025 году выступают [2]:

1. Снижение значений следующих целевых индикаторов:

- смертность от болезней системы кровообращения до 601,2 случая на 100 тыс. населения (2012 год - 767,1);

- смертность от туберкулеза до 12,3 случая на 100 тыс. населения (2012 год - 25,0);

- младенческая смертность до 4,1 случая на 1000 родившихся живыми (2012 год - 8,3).

2. Повышение значений следующих целевых индикаторов:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 73,3 лет (2012 год - 69,7);

- обеспеченность населения врачами до 39,2 на 10 тыс. населения в 2023 году с сохранением данного уровня в 2025 году (2012 год - 34,2);

- доля выписанных рецептов для предусмотренных льготных категорий граждан, по которым лекарственные препараты отпущены, от общего количества выписанных рецептов до 100% (2012 год - 98%).

3. Достижение к 2018 году значения целевого индикатора «Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Новосибирской области» до 200% с сохранением достигнутого уровня в 2019 - 2025 годах (2012 год - 138,5%) [2]

Для определения положения системы здравоохранения Новосибирской области в таблице 1 представлена динамика больничных и медицинских амбулаторно-поликлинических организаций, а также фельдшерско-акушерских пунктов [6].

Таблица 1

Динамика лечебно-профилактических учреждений

 

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Количество больничных организаций

120

120

107

106

102

105

105

107

105

106

Количество медицинских амбулаторно-поликлинических организаций

247

254

266

222

212

299

280

281

286

293

Количество фельдшерско-акушерских пунктов

938

929

923

918

912

912

914

916

924

918

 

В 2021 году по сравнению с 2012 годом наблюдается сокращение количества больничных организаций и фельдшерско-акушерских пунктов на 11,7% и 2,1% соответственно, а количество медицинских амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 18,6%.

Рассмотрим на рисунке 1 изменение количества больничных коек организаций здравоохранения по специализациям за 2012 и 2021 гг.

 

Рисунок. Количество больничных коек по профилям

 

Проанализировав данные, очевидно, что в 2021 году уровень 2012 года превышают только показатели онкологических, инфекционных и психиатрических коек. По остальным профилям показатели отчетного периода, по сравнению с базовым, снижены. Наибольшее сокращение коечного фонда наблюдается по терапевтическому и хирургическому профилям на 34,8% и 40,1% соответственно.

Обеспеченность медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом недостаточна и так же остается актуальной проблемой здравоохранения Новосибирской области. В таблице 2 представлена динамика изменения численности медицинских работников здравоохранения[5].

Таблица 2

Динамика численности медицинских работников

Год

Численность врачей всех специальностей

Численность среднего медицинского персонала

Всего, чел.

На 10 000 чел. населения

Всего, тыс. чел.

На 10 000 чел. населения

2012

15 141

55,9

28232

104,2

2013

15 160

55,5

27983

102,5

2014

15 335

55,8

27711

100,9

2015

14 247

51,6

28851

104,4

2016

14 023

50,5

28574

102,8

2017

14 813

53,1

28673

102,8

2018

15 089

54

28088

100,6

2019

15 270

54,6

27794

99,3

2020

15 604

56

27807

99,8

2021

15 775

56,7

27627

99,4

 

Численность врачей всех специальностей в 2021 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 4,19%, но за тот же период численность среднего медицинского персонала сократилась на 2,14%.

За 2019-2021 годы заболеваемость населения увеличивается, что отражено в таблице 3, при выраженной тенденции к снижению количества больничных организаций, осуществляющих медицинское обслуживание госпитализированных пациентов.

Таблица 3

Социально-экономические показатели здравоохранения Новосибирской области

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Заболеваемость населения, чел.

701 104

844 139

1 157 070

Количество больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь, чел.

35 605

42 833

47 189

Всего инвалидов, чел.

181 554

181 246

178 168

Смертность населения, чел.

20 364

18 176

24 134

Ввод в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции зданий и сооружений медицинских организаций, ед.

32

37

16

Объем платных медицинских услуг населению в области здравоохранения и отдыха, млн. руб.

22035

21457

22723

Расходы консолидированного областного бюджета на здравоохранение, млн. руб.

14 100

21 601

22 840

 

Важной проблемой системы здравоохранения является увеличение заболеваемости населения. В 2019 году данный показатель меньше 2021 года, темп роста составил 165%. В 2019 году смертность населения составила 20 364 чел., в 2021 году – 24 134. чел., увеличение составило на 19%. Количество больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь ежегодно увеличивается на 10-20%. Количество инвалидов сокращается ежегодно (на 2021 год 178 168 человек), но объем платных медицинских услуг, оказываемых пациентам в медицинских организациях различного профиля, увеличивается на 3%. Вводимых в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции зданий и сооружений медицинских организаций в 2021 сократилось на 50% и составило 16 единиц. Незначительная положительная тенденция увеличения в 2021 году по сравнению с 2020 годом наблюдается по показателю «Расходы консолидированного областного бюджета на здравоохранение», где темп прироста составил на 5,7 %, однако износ основных фондов более половины негативно сказывается на оказании медицинской помощи населению.

В результате анализа экономических показателей системы здравоохранения Новосибирской области, который позволил выявить ряд проблем, понижающих потенциал здравоохранения. К таким проблемам можно отнести:

- недостаточное финансовое обеспечение отрасли;

- сокращение коечного фонда государственных медицинских организаций различного профиля;

- рост объемов платных услуг, оказываемых в частных учреждениях здравоохранения;

- снижение доступности медицинской помощи и как следствие рост показателей заболеваемости и смертности;

- кадровый дефицит;

- износ большей части основных фондов (оборудования).

В качестве основных мер по улучшению ситуации можно предложить:

- увеличить норматив финансового обеспечения медицинских организаций здравоохранения Новосибирской области;

- повысить доступность медицинской помощи;

- совершенствовать объемы, виды и качество медицинских услуг, удовлетворяющих потребностям населения;

- увеличить мощности и оснащенность медицинских организаций в соответствии с современными достижениями науки;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Решение данных и многих других проблем предусмотрено в Государственной программе Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», срок реализация которой осуществляется до 2025 года.

 

Список литературы:
1. Экономические методы управления в здравоохранении/ В.В. Уйба, В.М. Чернышев, О.В. Пушкарев, О.В. Стрельченко, А.И. Клевасов – Новосибирск – ООО «Альфа-Ресурс» 2012. – 314 с.
2. Постановление Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 года № 199-п (ред. от 11.05.2023) "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Новосибирской области". URL: consultantplus://offline/ref=F5F4D5A2373D87BE408EE695EA6D4117BC6DDE3A09B2AB6A09F926DEF86C12DDB3AD25BFE2DF21F575B286E9C9FCCCADD2CB8E34FD639F1313093976OAB2F (дата обращения: 01.06.2023).
3. Постановление Правительства Новосибирской области от 30.05.2022 года № 244-п "Об утверждении отчета об исполнении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2021 год". URL: consultantplus://offline/ref=1E8BFFB58467CF418795E70374D3B3599C9F099DE304EB2A3E6329946FD771BC451F6B7AA6E60DEC8EC7B7790DD165BC3F0243C59BB6D5D99A2F0B13J4F4H (дата обращения: 01.06.2023).
4. Официальный сайт министерства здравоохранения Новосибирской области. – [Электронный ресурс]. – URL https://zdrav.nso.ru/ (дата обращения 01.06.2023).
5. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования. – [Электронный ресурс]. – URL https://www.novofoms.ru/ (дата обращения 01.06.2023).
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. – [Электронный ресурс]. – URL: https://54.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 01.06.2023).