Статья:

Система налогообложения в туристском секторе

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Салауатова Д.М. Система налогообложения в туристском секторе // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 45-49.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система налогообложения в туристском секторе

Салауатова Динара Муслимовна
докторант, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Taxation system in the tourism sector

 

Dinara Salauatova

Doctoral student of the 2 course, Karaganda Economic University of Kazpotrebsouz, Republic of Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. Цель работы определить значение и влияние системы налогов как фактора стимулирования деятельности предпринимателей в сфере туризма. Было сформулировано определение понятия «налого­обложение в туризме». Приведен опыт системы налогообложения в туризме некоторых стран.

Abstract. The purpose of the work is to determine the significance and impact of the tax system as a factor in stimulating the activity of entrepreneurs in the field of tourism. A definition of the concept of “taxation in tourism” was formulated. The experience of the taxation system in the tourism of some countries is given.

 

Ключевые слова: туризм; система налогообложения.

Keywords: tourism taxation system.

 

Туристская отрасль является источником пополнения бюджета страны, но, тем не менее, она очень чувствительна к налогам. Туризм, как в отношении товаров, так и услуг, должен способствовать росту доходов и стать источником доходов для государственных услуг, инвестиций и развития инфраструктуры. Туристы обычно платят за качественные услуги, которые им предлагаются. Высокая посещаемость туристами страны зависит от таких факторов, как благоприятная экологическая обстановка, система здравоохранения и общественного транспорта, средства связи и безопасность. Высокие темпы развития туризма повлияли на повышение налогообложения туристской индустрии. Высокие налоговые ставки влияют на цену туристского продукта. Местной исполнительной власти следует часть налоговых поступлений использовать для улучшения туристской инфраструктуры, увеличения и улучшения человеческого и физического капитала, для обучения, инвестиций и т. д.

Combs и Elledge (1979) определяют налог на туризм как источник финансирования [1]. Согласно Fuji, Khaled и Mak (1985), налоги на туризм выходят в разных формах, налог на туризм существует в разных формах и взимается местным правительством для финансирования государственных услуг, которыми пользуются иностранные туристы и жители [2]. Bird (1992) утверждает, что туристский налог можно разделить на две категории: налогообложение через общую налоговую систему и специальные налоги, налагаемые на конкретные виды туристской деятельности [3]. Согласно Abeyratne (1993), туристские налоги - это не просто инструменты местной администрации, туристский налог важен на национальном уровне [4]. Гибкая система налогообложения может генерировать доход от налогов и улучшить распределение доходов.

Таким образом, налогообложение в туризме представляет собой государственную политику, которая прямо или косвенно влияет на сектор туризма, поскольку из-за относительной эластичности спроса легко меняется поведение туристов (приезжать или нет) особенно под влиянием изменения цен, которое происходит из-за введения или изменения налогов.

Исследование Deloitte и Touche (1998) показало, что высокое налоговое бремя снижает доходы туристских объектов, в то время как повышение или уменьшение налоговой ставки существенно влияет на решения туристов относительно места назначения рейса, а также способа и средств размещения [5]. Другими словами, туристы очень часто выбирают пункт назначения, исходя из цен на размещение и питание. Таким образом, гостиничная индустрия в любой стране имеет целью добиться более выгодного положения по сравнению с конкурентами, и один из способов ее достижения заключается в стимулировании налогообложения туристских услуг и гостиничного бизнеса.

Всемирная туристская организация (ВТО, 1998) цитирует сущест­вование множества групп налогов и сборов, связанных с туристской деятельностью. Они предназначены для путешествий (визовые сборы, плата за въезд и выезд); воздушный и корабельный транспорт (аэропортовые и портовые сборы и пошлины, сборы за проездные билеты, взносы и налоги на топливо, налог на транзит, надбавка за безопасность); проживание в отеле и других отелях (всего 15 различных налогов и сборов); объекты питания (налог на добавленную стоимость, акцизы на алкоголь); дорожное движение (платные и акцизы на газ); прокат автомобилей (местные налоги, другие налоги, акцизы на газ); налоги и сборы за посещение туристских достопримечательностей; и, наконец, налоги на азартные игры, которые платят казино и игорный дом [6].

Gooroochurn и Sinclair (2003) определили около 45 различных налогов, взимаемых в сфере туризма, где около 30 взимаются туристами, а 15 - гостиничными фирмами, хотя смещение может быть различным в зависимости от спроса и эластичности цен предложения [7]. Влияние введенного налога на цену гостиничного номера будет в основном зависеть от эластичности спроса по цене. Если спрос будет достаточно эластичным, отели не смогут увеличить цену размещения и перенести налог на гостей, но им придется нести его самостоятельно и уменьшить прибыль. Если, с другой стороны, спрос неэластичен, отели смогут увеличить цену размещения, и гости должны будут уплатить недавно введенный или повышенный налог за счет увеличения цены размещения. Там, где существует высокая ценовая эластичность для гостиничного сектора, как в Казахстане, в условиях возможного повы­шения цен на размещение из-за увеличения налогового бремени, в конечном итоге может произойти массовое перенаправление въездных, а тем более внутренних туристов в другие дешевые и более конкуренто­способные направления.

В Казахстане налогообложение физических и юридических лиц, предоставляющих туристские услуги, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством [8]. В сфере туризма рекомендуется организовывать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе упрощенной декларации. При упрощенном режиме налогообложения сумма корпоративного подоходного налога и социального налога, вместе, равна 3 % от суммы дохода без учета понесенных расходов.

Неадекватно высокие цены на размещение при достаточно низком уровне развития туристской инфраструктуры является одной из проблем, тормозящей развитие туристской отрасли в Казахстане. Для устранения данной проблемы и приведения в соответствие стоимости услуг к среднеевропейским ценам необходимо введение местной туристской ренты, взимаемой с предприятий сферы туризма, путем пересмотрения других налогов. Собранные средства могут быть инвестированы в развитие объектов туристской инфраструктуры, рекреационных ресурсов.

Для предприятий гостиничного сервиса, работающих в таких зонах, имеет смысл снизить ставку налога на добавленную стоимость (НДС), вплоть до нулевой. Кроме того, в области налогообложения целесо­образно предусмотреть снижение налогового бремени туроператорам по сравнению с турагентами, реализующими на казахстанском рынке иностранные турпродукты.

Любое снижение НДС на деятельность, связанную с туризмом, будет передаваться потребителю. Если спрос на туризм будет относи­тельно эластичным, снижение ставки НДС на связанные с туризмом товары и услуги, такие как отели и рестораны, приведет к увеличению общих расходов туристов и наоборот.

Общее экономическое воздействие, связанное с изменением НДС будет затем зависеть от связей между индустрией туризма и другими секторами экономики.

В результате европейского или глобального экономического кризиса целесообразно применять НДС, равный или меньший, чем в настоящее время, для отелей, как это делают большинство европейских стран, в которых применяется такой налог.

Например, в Малайзии была сформирована стратегия для развития сельского, экологического, круизного и других видов туризма путем предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль или льготы при реинвестировании в расширение и модернизацию гостиниц и других туристских объектов; полное освобождение от импортных пошлин); прямое финансовое участие государства в развитии крупных курортных зон посредством создания специализированных агентств, фондов и операторов.

В Турции действует Закон «О поддержке туризма», в рамках которого предоставлялся ряд налоговых льгот в отношении определен­ных видов налогов, сборов и пошлин, а также в отношении долго­срочных кредитов. Кроме того, государственные земли предоставлялись частным инвесторам в долгосрочную аренду на срок до 49 лет, при этом инвесторы были вправе использовать землю по своему усмотрению - застроить или продать земельные участки третьим лицам без согла­сования с государственными органами; государственная инициатива с планомерным выходом на государственно-частное партнерство по мере роста индустрии.

В Египте был принят Закон об учреждении свободных экономических зон и разрешении создания совместных предприятий государственными компаниями и иностранными инвесторами, в рамках которого иностранные инвесторы получили право вкладывать инвестиции в качестве младшего партнера совместных предприятий; были освобождены от выплаты налогов на срок до пятнадцати лет, получили гарантии со стороны государства в отношении прав собственности на земельные участки. Иностранные инвесторы также получили гарантии государства в отношении капитала, получив право, также как местные компании с иностранным участием вывозить полу­ченные доходы за границу.

С другой стороны, специальные налоги, такие как налог на разме­щение, обеспечивают гораздо большую гибкость при корректировке налоговых ставок и базы и не подлежат такому же практическому и правовому ограничению как общие налоги. Снижение налогов на туризм может повысить конкурентоспособность страны как туристского направления и принести более широкие экономические выгоды.

 

Список литературы:
1. Combs, J.P., and B. Elledge, "Effects of a Room Tax tions. There are a wide variety of factors affecting the on Resort Hotels/Motels,"National Tax Journal. Vd. seasonal pattern of the revenue series. Hotel room 32 (1979), pp. 201-207.
2. Fuji, E., Khaled, M., & Mak, J. (1985). The exportability of hotel occupancy and other tourist taxes. National Tax Journal, 38, 169–177.
3. Bird, R. M. (1992). Tax Policy and Economic development. Baltimore and London: The johns Hopkins University Press.
4. Abeyratne, R.I.R. (1993), “Air Transport Tax and its consequences on Tourism”, Annals of Tourism Research, Vol. 20, pp. 450-460.
5. Deloitte & Touche (1998). The economic effects of changing VAT rates on the British tourism and leisure industry, British Tourist Authority, London.
6. World Tourism Organisation-WTO. (1998). Tourism Taxation: Striking a Fair Deal. Madrid: World Tourism Organisation.
7. Gooroochurn, N., & Sinclair, T. (2003). The Welfare Effects of Tourism Taxation, TTRI discussion papers.
8. http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120 О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК.