О СПОСОБАХ ПРЕДМЕТНОЙ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Секция: 3. Информационные технологии
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
О СПОСОБАХ ПРЕДМЕТНОЙ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Одна из главных задач внедрения в учебный процесс высших учебных заведений рейтинговой системы – это стимулирование мотивации студентов к системному, регулярному и успешному освоению изучаемых ими дисциплин. Мотивация является основной движущей силой и фактором эффективности процесса обучения, а значит, одна из самых актуальных педагогических задач на данном этапе – это мотивация студентов к самообразовательной деятельности, что оказывает прямое влияние на качество образования. Вопросы стимулирования мотивации учения и путей ее формирования на сегодняшний день являются предметом исследования многих российских и зарубежных педагогов. Есть множество разнообразных классификаций мотивов учебной деятельности, но большая часть ученых делит их на две группы: внешние и внутренние мотивы, социальные либо познавательные. При формировании учебной мотивации необходимо учитывать огромное разнообразие мотивов, однако необходимо также повышать удельный вес внутренней (то есть познавательной) мотивации обучения, ведущей к наилучшим результатам. В статье рассмотрены концептуальные положения балльно-рейтинговой системы, ее плюсы и минусы. Цель работы заключается в определении видов мотивов учения, которые проявляются у студентов посредством применения этой системы оценивания в учебном процессе, а также стимулирование внутренних мотивов обучения и насыщение рейтинговой системы новыми возможностями. Определены приоритетные методические средства реализации балльно-рейтинговой системы – система заданий, которая формулирует личностные качества обучающихся: развитие познавательной активности, познавательных интересов, познавательной самостоятельности, творческих способностей и исследовательских навыков.
В статье показана и обоснована необходимость внедрения средств предметной мотивации в мотивационную сферу образования, то есть реализация мотивационных возможностей содержания учебной дисциплины. Подведен итог: процесс учения, контроль знаний, умений, навыков и формируемых компетенций, с помощью рейтинговой системы, происходит наиболее эффективно при оптимальном сочетании основных разновидностей учебной мотивации и одновременного стимулирования внутренних мотивов средствами предметной мотивации к учебному процессу.
Сейчас в Российской Федерации практически невозможно найти ВУЗ, в котором для контроля знаний, умений, навыков и формируемых компетенций не применяется данная система, поскольку она позволяет осуществить комплексную оценку успеваемости каждого студента. Основной задачей внедрения рейтинговой (кредитно-модульной) системы является оценка качества и успешности освоения студентом дисциплины через оценки в виде баллов и рейтинги с измеряемой в условных единицах трудоемкости каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Успешность изучения дисциплины в системе зачетных единиц оценивается в качестве суммы набранных баллов по 100-балльной шкале, а успеваемость каждого студента по отдельности – по общему показателю успеваемости, определяющий текущий рейтинг студента. Затем этот показатель успеваемости может быть подсчитан по традиционной пятибалльной шкале. Соотношения между оценками, выраженными в баллах, и их числовыми эквивалентами по традиционной системе является особенностью рейтингового регламента каждого заведения. Примером служит шкала, которая была предложена Сазоновым Б. А. Балльно-рейтинговая система оценки качества усвоения дисциплины предполагает текущий контроль успешности образовательной деятельности студента в течение семестра (в сумме не более 70 баллов) и итоговый контроль в сессию по 30-балльной шкале. Итоговый балл по текущей успеваемости включает в себя следующие составляющие: посещаемость, контроль знаний (коллоквиумы, тестирования), полнота и эффективность самостоятельной работы, участие студента в конференциях, олимпиадах и так далее. Студенты могут получить допуск к экзамену (зачету) только в случае, если они набрали зачетный минимум баллов по текущему рейтингу. Данный фактор мотивирует студентов к активной работе на протяжении всего семестра, не откладывая изучение программного материала. При этом студенты с первой недели семестра видят, как повышается их оценка, и могут определить ее вероятное итоговое значение. Еще один положительный фактор балльно-рейтинговой системы: студенты сами выбирают, как им накапливать баллы и индивидуально определять достаточное их количество, следовательно, свою рейтинговую оценку. Но нельзя упускать из внимания тот факт, что многие студенты зачастую не рады внедрению данной системы, несмотря на ее очевидные преимущества. Причина заключается в том, что помимо явных преимуществ по сравнению с традиционной системой оценивания, балльно-рейтинговая имеет также ряд недостатков:
· обладает слишком большой трудоемкостью для преподавателей;
· измеряет успеваемость студентов только с учетом их регулярной работы в течение семестра;
· внедрение новой системы оценки знаний зачастую происходит без утвержденного положения о балльно-рейтинговой системе;
· регламенты оценивания по дисциплине включают в себя воспитательные моменты (дисциплинированность, активность на семинарах) и другие [13].
Но необходимо заострить внимание на ином аспекте. Ключевая особенность внедрения рейтинговой системы – это стимулирование мотивации обучающихся к системному и успешному освоению той или иной дисциплины, оказывающие положительное влияние на качество обучения и на оценку успеваемости студентов. Под мотивом обучения следует понимать направленность студента на различные стороны учебного процесса, которая связана с внутренним отношением студента к ней [7]. Проблемы исследования мотивации и путей ее формирования на сегодняшний день широко освящены в литературе и являются предметом исследования зарубежных и отечественных педагогов, таких как Л.И. Божович [1], М.В. Матюхина [9] и др.) и психологов: Л.С. Выгодский [2], Е.П. Ильин [4], А.Н. Леонтьев [6], А.К. Маркова [7], А. Маслоу [8], А.А. Реан [14] и др. Отечественный педагог-психолог А.К. Маркова предложила одну из наиболее точных на сегодняшний день классификаций учебных мотивов [7, с. 15]. По ее мнению мотивы можно четко разделить на две группы: познавательные и социальные. О наличии познавательных мотивов можно говорить, если у студента в процессе обучения преобладает направленность на содержание дисциплины. В том же случае, если у студента ярко выражена направленность на другого человека в ходе изучения, тогда четко прослеживаются социальные мотивы обучения. Кроме того, Маркова среди этих видов мотивов выделяла их уровни. Познавательные она разделила на: широкие познавательные, учебно-познавательные и мотивы самообразования. Социальные же мотивы подразделяются на: широкие социальные, узкие социальные (позиционные), социального сотрудничества. При всем при этом оба вида этих мотивов играют важную роль в обучении.
Помимо классификации Марковой существует еще одна не менее обсуждаемая, в которой все мотивы учения делятся на два вида: внутренние и внешние. Под внутренними мотивами в этой классификации понимается совокупность мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности, связанные с содержанием и самим учебным процессом, реализующие познавательную потребность. Под внешними понимают мотивы, которые не способны реализовать познавательную потребность, и никак не связаны с получением знаний [7; 14; 12]. Внутренние мотивы в данном случае это: интерес к процессу решения задачи, поиску способа решения, результату и т. п. С другой стороны, подобное побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля педагога мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для студента. В исследовании, проведенном В.А. Якуниным и Н.И. Мешковым [11] был обнаружен следующий факт: оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается учебных мотивов слабых студентов - они в основном внешние, ситуативного характера: избежание наказания за плохую учебу, попытки не лишиться стипендии и т. п. Поэтому в процессе формирования учебной мотивации нужно учитывать все разнообразие мотивов, однако необходимо повышать удельный вес именно внутренней мотивации учения, так как она ведет к наилучшим результатам [5]. Серьезным вопросом является то, совокупность каких мотивов обучения формирует балльно-рейтинговая система: внутренних или внешних, социальных или познавательных? Общеизвестно, что под балльно-рейтинговой системой принято понимать систему непрерывной накопительной количественной оценки качества освоения студентами основной образовательной программы. Следовательно, для набора баллов студенту необходимо пройти ряд контрольных мероприятий, не пропускать занятия и т. д. Студент осознает, что ему необходимо учиться, познавать что-то новое, добиваться высокого оценочного рейтинга, чтобы получать стипендию, хорошо выглядеть в глазах окружающих, а в итоге закончить ВУЗ, получить диплом и стать квалифицированным и конкурентоспособным специалистом. Как видно, здесь присутствуют и внешние и внутренние мотивы, но очевидно, что доминируют именно внешние. Таким образом, перед преподавателем стоит важная и сложная задача: усиление внутренних мотивов обучения и расширение возможностей балльно-рейтинговой системы. Приоритетными методическими средствами системы должны являться задания, которые формируют личностные качества студентов, такие как: развитие познавательной активности, познавательных интересов, познавательной самостоятельности, творческих способностей, исследовательских навыков. Этого можно добиться через систему заданий, чтобы студент выполнял их не столько с целью получения высоких баллов, сколько в плане познания, ради постижения чего-то нового. По данной причине в мотивационную сферу образовательных технологий должны закладываться средства предметной мотивации, иными словами, реализовывать мотивационные возможности самого содержания дисциплины [3]. Математика, как учебная дисциплина, содержит в себе немалые возможности для достижения этой цели. Во-первых, для студента представляет ценность и значимость прикладная направленность этой науки. Задачи с практической направленностью всегда вызывали к себе интерес, поэтому должны иметь наивысший приоритет в курсе изучения математики [10]. Поэтому время от времени на занятиях полезно предлагать студентам самостоятельно составлять профессионально-ориентированные задачи на изучаемый материал. При этом при составлении задач необходимо не только опираться на предложенные задания из учебника, студентам можно и важно самостоятельно продумать постановку и решение проблемы, разумеется, с помощью логических умозаключений на основе известных законов математики. Во-вторых, проблемность математики, как науки. Необходимость доказательства выдвинутых гипотез побуждает природную любознательность студентов, мотивируя таким образом их учебную деятельность. Преподавателю остается только определить, когда, где и в какой степени задействовать исследовательские задания и проблемные ситуации. В-третьих, это исторические сведения. История может вызывать интерес таинственностью и неоднозначностью, делая познание не только более осознанным, но и увлекательным, являясь, таким образом, серьезной мотивирующей силой в обучении. В-четвертых, красота математики. Математическое содержание богато различными проявлениями прекрасного, к примеру, красота геометрических форм и линий или красота математических рассуждений и умозаключений. Математическое образование это неотъемлемая часть общей культуры для всех без исключения студентов, именно поэтому изучение дисциплины «математика» в ВУЗах является необходимостью. Это основа и гарантия высокого уровня интеллектуального развития будущего специалиста, на базе которой он сможет в дальнейшем уже самостоятельно совершенствовать свою квалификацию, формировать инновационное мышление в своей отрасли деятельности. Формировать мотивацию не означает закладку готовых целей и мотивов в головы обучаемых, перед преподавателем стоит сложная задача создания таких благоприятных условий и ситуаций, при которых у студента будет происходить развитие желаемых целей и мотивов с учетом его индивидуальности и его внутренних стремлений. Практическая направленность содержания учебных проблем, проблемность математики, ее красота, применение исторических сведений в процессе изучения – это достаточно мощные стимулы для формирования внутренней мотивации изучения математики, для дальнейшего развития личности студента и подготовки к его будущей профессиональной деятельности. Исходя из вышесказанного, становится очевидна необходимость внедрения средств предметной мотивации в мотивационную сферу балльно-рейтинговой системы оценки знаний. Процесс обучения, разнообразные типы контроля знаний, умений, навыков и формируемых компетенций с помощью рейтинговой системы наиболее эффективно при оптимальном сочетании всех видов учебной мотивации, а также усиления внутренних мотивов средствами предметной мотивации.