ЦЕПИ МАРКОВА ДЛЯ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ
Секция: 6. Математические науки
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ЦЕПИ МАРКОВА ДЛЯ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ
В условиях высокой конкуренции, обусловленной насыщенностью рынка сотовой связи, операторы вынуждены решать проблемы расширения сферы влияния, используя различные методы исследования поведения потребителей для формирования новых продуктов, ориентированных на клиентов [2, с.163-165]. В работе представлены результаты маркетингового исследования сегмента рынка сотовой связи «студенты физико-математического факультета ГГТУ» с применением цепи Маркова.
Нами было проведено анкетирование студентов физико-математического факультета ГГТУ, цель которого - определить предпочтения студентов при выборе оператора сотовой связи и установить позиции передовых операторов на анализируемом сегменте.
Было опрошено 134 студента. Из них 30% пользуются услугами МТС, 31% - Мегафон, 39% - Билайн.
В данной анкете студентам предлагалось указать причину выбора своего оператора: лидирующей стала позиция «низкая стоимость внутри сети», на второе место студенты поставили критерий «семья» (то есть все члены семьи пользуются услугами одного оператора мобильной связи). Самыми нужными услугами операторов сотовой связи у студентов стали: Интернет и звонки.
Методами корреляционного анализа установлено, что количество платных звонков в день всего лишь на 1 % зависит от стоимости минуты разговора, то есть наши студенты любят общаться и практически не задумываются о стоимости разговора (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Зависимость количества звонков от стоимости
Каждому студенту был предложен следующий вопрос: «Услугами какого оператора Вы пользовались ранее?» Результаты опроса представлены в таблице 1. Здесь устанавливается, какая доля абонентов сотового оператора перешла к потреблению услуг других операторов, а какая доля «осталась верной» прежнему оператору.
Таблица 1.
Матрица коэффициентов изменения потребительских предпочтений для рынка сотовой связи на сегменте «Студенты физико-математического факультета»
Оператор |
Изменение доли |
Всего |
||
Мегафон |
Билайн |
МТС |
||
Мегафон |
0,56 |
0,22 |
0,22 |
1 |
Билайн |
0,33 |
0,48 |
0,19 |
1 |
МТС |
0,09 |
0,41 |
0,5 |
1 |
При помощи метода потребительской оценки с использованием цепи Маркова [1,с.472] нами сделан прогноз доли рынка, которая будет принадлежать операторам сотовой связи на сегменте «Студенты физико-математического факультета ГГТУ» через два года (см. таблицу 2). В соответствии с прогнозом, Билайн сохранит первенство на наблюдаемом сегменте, а доля оператора Мегафон – повысится.
Таблица 2.
Динамика и прогноз доли рынка для операторов сотовой связи на сегменте «Студенты», %
Оператор |
Сегодня |
Через два года |
Мегафон |
31 |
32 |
МТС |
30 |
30 |
Билайн |
39 |
38 |
Отмечено, что важнейшими критериями при выборе оператора сотовой связи для наших студентов являются стоимость услуг и качество связи. Почти по всем критериям лучше всего своего оператора оценили абоненты Мегафон (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Средняя оценка критерия (балл)
Оператор |
МТС |
Мегафон |
Билайн |
Качество связи |
4 |
4,6 |
3,5 |
Стоимость услуг |
3,7 |
3,8 |
3,2 |
Выбор дополнительных услуг |
3,1 |
3,6 |
2,3 |
Поощрение абонентов |
1,7 |
3,6 |
2,6 |
Выбор тарифных планов |
1,1 |
3 |
2,6 |
Роуминг |
3,2 |
2,6 |
2,2 |
При оценке степени удовлетворенности было установлено, что у Билайна 4% абонентов пребывают в зоне потери клиента, у Мегафона таких абонентов 16% (см. таблицу 4). Тем не менее, у всех операторов сотовой связи имеется достаточное число лояльных клиентов (см. таблицу 5). Но эта лояльность объясняется тем, что абоненты либо не знают о привилегиях других операторов, или не желают менять свои предпочтения.
Таблица 4.
Оценка степени удовлетворенности
Оператор |
Доля (в %) из числа всех абонентов данного оператора |
||
Зона удовлетворенности |
Зона слабой удовлетворенности |
Зона потери клиента |
|
Мегафон |
32 |
52 |
16 |
МТС |
24 |
76 |
0 |
Билайн |
23 |
73 |
4 |
Таблица 5.
Оценка лояльности клиентов
Доля лояльных абонентов, % |
Билайн |
МТС |
Мегафон |
41 |
49 |
36 |
Проведенные исследования среди студентов показали, что наибольшая средняя величина ежемесячных затрат на Интернет - у абонентов Мегафон (423 руб. в месяц), наименьшая - у абонентов МТС (289 руб. в месяц), у абонентов Билайн - 335 руб. в месяц. При отсутствии полного пакета услуг, абоненты также оплачивают среднемесячные затраты на SMS, MMS-сообщения: Мегафон - 113 руб., Билайн - 122 руб., МТС - 250 руб.
Также в ходе анализа, было установлено, что многие студенты отдают свое предпочтение полному пакету услуг, который включает Интернет и определенное количество минут для звонков и сообщений. Установлено, что среднемесячные затраты на полный пакет услуг составляют: Мегафон - 330 руб., Билайн - 466 руб., МТС - 395 руб.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в условиях постоянства потребительских интересов и действий конкурентов Билайн немного сократит свою долю, но сохранит лидирующую позицию на сегменте «Студенты физико-математического факультета ГГТУ». Чтобы «удержать» существующую базу клиентов и переманить клиентов у своих конкурентов, операторам следует на рассматриваемом сегменте разработать более выгодные тарифные планы, снизить затраты на Интернет, звонки, SMS-сообщения, а также усовершенствовать качество связи (возможно создать специальный тарифный план со значимыми для студентов выгодными и привлекательными услугами).
Список литературы:
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник. - М: «Финпресс», 2008. - 496 с.
- Сачкова Е.Н. Маркетинговое исследование рынка сотовой связи на сегменте «студенты» / Социально-экономические тенденции развития мировых и российских рынков: теория и практика: Материалы международных научно-практических конференций (г. Саратов, 14 ноября 2014г.) - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ; ВПО «РЭУ им. Плеханова», 2015, - С. 163-165.