АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Секция: 1. Архитектура, Строительство
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
АРТ-ОБЪЕКТ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кризис техногенной цивилизации в конце ХХ в. привел к осознанию приоритетов в шкале культурных ценностей, необходимости нового отношения к природе и экологической культуре. В проектной и научной сферах экологические проблемы решались в концептуальных, проблемных, «протестных» проектах и экономических, технологических, социологических, философских исследованиях. Ограничительные меры стали дополняться другими формами взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна.
Дизайн становится глобальным явлением, включается во все процессы повседневности и как форма проектной культуры является катализатором инновационных идей, концепций, технологий и методологий в различных сферах и областях материальной и духовной культуры современного общества.
Направления экологического, устойчивого, «зеленого» дизайна стали реакцией на экологический кризис [1]. На дизайнерах лежит социокультурная ответственность, так как качества предметно-пространственной среды, коммуникативность формы, ее знаково-символический смысл воздействуют на людей, их физиологическое и психологическое состояние, формируют их потребительские установки, мировоззренческие и эстетические идеалы.
Цель экологического дизайна – создание оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей без нарушения при этом равновесия окружающей среды. При этом принцип рационального природопользования 3R (reduce, reuse, recycle – «сокращать, повторно использовать, перерабатывать») является ведущим ориентиром.
Осмысление принципов экологического дизайна постоянно ведется практиками и теоретиками дизайна. Так, например, японский индустриальный дизайнер Ясутака Суге в 2002 г. обозначил свои концепции «дизайна с экологической составляющей» следующим образом: концепция «Экономия», которая пропагандирует идеи ресайклинга; концепция «Удаление», предполагающая учет свойств материалов при их утилизации, концепция «Простота» – отсечение ненужных элементов для получения в перспективе эстетически выверенных продуктов [1].
Принципы экологического дизайна и соответственно качества дизайн-объектов должны быть реализованы в каждом объекте дизайна как актуальные, логичные, экономичные и этичные. Эти принципы следуют и соответствуют «Законам экологии», которые сформулировал американский биолог и эколог Барри Коммонер в начале 70-х гг. ХХ в.: «Все связано со всем», «Все должно куда-то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не дается даром».
Любые объекты дизайна должны быть привлекательны, благоприятно воздействовать на психику человека, передавать ощущение естественности, восприниматься органично, вызывать положительные эмоции; предоставлять возможность творчества; стимулировать к экологическому образу жизни, выступать наглядным аргументом в пользу экологичного и экономичного потребления, формировать экологическое сознание.
Современная городская среда является пространством, максимально приспособленным для жизнедеятельности общества. О комфортном пребывании человека в городской среде говорит не только наличие зон отдыха, доступность необходимых услуг и сервиса, удобная планировка сети улиц, но и визуальный облик архитектуры, ландшафта, их гармоничное сочетание с природой. Наиболее выразительными компонентами в городской среде являются арт-объекты, при их проектировании ярко проявляются принципы экологического дизайна. Происходит совмещение экологического дизайна и арт-дизайна.
Арт-дизайн – это художественное конструирование с явным приоритетом эстетических функций произведения. Однако объекты арт-дизайна являются одновременно элементами предметно-пространственной и социокультурной среды. Арт-объект создается именно как предмет, в который вложена идея и душа творца [2]. Так как в настоящее время актуальной является проблема взаимоотношений человека и природы, то объекты арт-дизайна очень своевременны в формировании экологической культуры современного человека и общества в целом, как имеющие активную визуальную составляющую.
Современный арт-объект воплощает в себе гармонию человека с окружающим миром и прежде всего с миром природы. Восстановление окружающей среды, устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов – это одна из важных функций современных арт-объектов.
Созерцая арт-объект как художественную доминанту городского пространства, человек должен не только иметь возможность отдохнуть, изучить информацию о городе, но и получить эмоциональное воздействие. Объекты искусства, умеющие мотивировать, побуждать к размышлению, необходимы современному обществу.
Мировой опыт использования арт-объектов в городской среде имеет положительные примеры. Так, J. Pernu, финский художник, который использует в своей работе естественные материалы. Художником создаются объекты, которые гармонично вписываются в ландшафт. Главная тема всех его скульптур – взаимное влияние людей и природы [3]. Н. Полисский является выдающимся русским художником и скульптором, который также создает свои работы с использованием природных материалов. Необыкновенный стиль исполнения, оригинальность поражают зрителя при виде этих арт-объектов. Автор отражает в работах любовь к прекрасному в природе.
Работы J. Pernu и Н. Полисского – это пример использования природных материалов в создании арт-объектов городской среды. Китайский скульптор Ван Чжиюань использует в своих работах совершенно другие материалы. Он создал в Пекине необычный арт-объект – гигантскую свалку мусора, уходящую в небо. На создание скульптуры ушли сотни пластиковых контейнеров различных размеров, а цель этой инсталляции – обратить внимание общественности на загрязнение окружающей среды. Именно городские мусорные свалки и уровень загрязнения окружающей среды в Пекине стали для китайского скульптора источником вдохновения.
Экологическая направленность арт-объектов в городской среде может быть выражена не только использованием природных материалов и «мусора», но и применением инновационных технологий. Интерактивное «Пиксельное дерево» – проект студентов Кафедры индустриального дизайна УралГАХА (Россия). Человек, прикасаясь к поверхности этого дерева, может трансформировать окружающую среду, придавая ей разные световые эффекты. Таким образом, арт-объект позволяет человеку создавать новую, безвредную среду обитания, основанную на гармонии с природой. «Пиксельное дерево» ясно, доступно и ненавязчиво воспитывает экологическое мировоззрение.
Дизайнеры К. Каннонико и М. Касерес создали для Бостона (Массачусетс, США) фильтры для очистки воздуха, которые по внешнему виду напоминают деревья. Проект TREEPODS – искусственные деревья из материалов вторичной обработки, которые способны по принципу настоящих зеленых насаждений, удалять из воздуха углекислый газ и выделять кислород.
Кроме этого, в дополнение к системе воздушной очистки деревья TREEPODS оснащены солнечными батареями. Энергия, производимая этими батареями, тратится на то, чтобы приводить в движение расположенные в основании этих удивительных деревьев качели. Таким образом, TREEPODS будут еще и любимым детским развлечением. Такая солнечная энергия будет расходоваться на освещение в темное время суток.
В современных условиях агрессивной и загрязненной городской среды, ее недостаточной комфортности в психологическом и духовном плане, экологическая направленность арт-объектов необходима.
Природные образы арт-объектов, их жанровая экологическая направленность, функциональность позволяют визуально трансформировать пространство, способствуют снижению негативного влияния на окружающую среду и повышению творческого потенциала личности, создают комфортную атмосферу, улучшают качество жизни и тем самым оказывают благотворное воздействие на общество.
За более чем вековую историю принципы и подходы в дизайне претерпели значительную эволюцию. Изменение принципов дизайн-проектирования обусловлено не только саморефлексией дизайнеров, но и детерминантами нормативов производства и необходимостью формирования экоцентрического общественного сознания как единственного допустимого.
Арт-объекты наполняют пространство города новым содержанием – единением техногенного общества с живой природой человека. Таким образом, объекты экологического арт-дизайна не только создают уникальный образ города, но и функционально способствуют духовному и физическому оздоровлению общества.
Список литературы:
- Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайн / Т.Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 1. – С. 96–101.
- Ленд-арт скульптуры от Jaakko Pernu: – [Электронный ресурс] – URL: http: // art-veranda.ru / contemporary-sculpture-and-installation/lend-art-skulptury-jaakko-pernu.
- Старкова О.Д. Приемы изобразительных искусств в создании архитектурных арт-объектов: – [Электронный ресурс] – URL: http: // archyuz ru/2020_22/5.