СРАВНЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Секция: 3. Информационные технологии
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
СРАВНЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
На данный момент можно выделить несколько конкурирующих технологий, служащих для отображения трехмерной графики в веб-браузере (Таблица 1). Критериями оценки данных технологий, согласно [1; 5], являются совместимость, простота (автоматическая установка, легкость применения), интерактивность, стандартизация. Также можно добавить такие критерии как зрелость технологии, применяемый в отчете [12], тип используемой лицензии и возможность работы на смартфонах.
Таблица 1.
Сравнение 3D-технологий
Технология |
Нужен плагин? |
Зрелость технологии |
Принцип |
Работа |
Совмес-тимость |
Лицензия |
---|---|---|---|---|---|---|
VRML [1] |
Да |
Первая версия вышла в 1994, а последняя в 1997 г. |
VRML — |
Нет |
Windows, |
Открытый |
X3D [13] |
Да |
Проверенный временем стандарт (2003) |
Поддерживает |
Частично: Плагин только для Windows Mobile [15] |
Windows, |
Открытый |
U3D [10] |
Да |
Появился в 2005 |
Используется XML-подобный синтаксис |
Частично: Плагин только для Android, Symbian v. 1.1 [28] |
Windows, |
Открытый |
WebG [7] |
Нет |
Новый стандарт (2009 год) |
Доступ к OpenGL через Javascript |
Да |
Кросс-платфо-ренный |
Открытый |
Adobe Flash [3] |
Да |
Первая версия Flash появилась в 1996. 2011—2012 — 3D API |
Использует |
Частично: Windows Mobile, Android, Symbian |
Windows, Mac, Linux, Solaris |
Проприе-тарное коммер- |
Java 3D [6] |
Да |
Технология появилась в 1999 |
Java API, использующий DirectX или OpenGL для отрисовки |
Нет |
Windows, Mac, Linux, Solaris |
Открытый
|
3DMLW [14] |
Да |
Технология появилась в 2009 |
Язык разметки, основанный на XML, скрипты пишутся с использованием Lua
|
Нет |
Windows, Mac, Linux |
Открытый |
Unity3D [10] |
Да |
Первая версия появилась в 2005 |
Использует |
Android, iOS, BlackBerry Windows Mobile |
Windows, Mac, Linux, Solaris |
Проприе-тарное |
Silverlight [8] |
Да |
Первая бета-версия в 2006 г. |
Приложения Silverlight |
Частично: Windows Mobile |
Windows, Mac |
Лицензия (EULA) |
Также критерием оценки технологии может быть количество пользователей, но не для каждой технологии можно найти статистические данные касательно данного показателя. Например, разработчики Unity3D утверждали 2 года назад, что количество разработчиков, скачавших редактор Unity, превышает 250 000 человек, сейчас же такая информация отсутствует, но есть неофициальная информация о 1,8 миллионах разработчиков. На официальных сайтах других технологий и сайтах со статистическими данными количество пользователей не указано. WebGL уже поддерживается частично на 70,2 % обозревателей [2], Adobe Flash Player установлен на 98 % компьютеров, подключенных к сети Интернет [4] Нет информации о количестве пользователей остальных технологий и о проценте пользователей, загрузивших плагин для отображения трехмерных моделей, основанных на этих технологиях. Хотя разработчики VRML и X3D называют эти два формата самыми широко используемыми в мире форматами [11].
Для оценки технологий были заданы следующие весовые коэффициенты значимости каждого из критериев отбора:
- F1 — Работа без плагина (0,25);
- F2 — Зрелость технологии (0,10);
- F3 — Принцип работы (0,25);
- F4 — Работа на смартфонах (0,10);
- F5 — Совместимость (0,15);
- F6 — Лицензия (0,15).
Свойства технологии оцениваются по шкале от 0 до 10, изменяя качественное значение от неудовлетворительного до отличного.
В таблице 2 приведены значения оценки технологий.
Таблица 2.
Оценка 3D технологий по критериям
Технология |
Плагин |
Зрелость технологии |
Принцип работы |
Работа на смартфонах |
Совмес-тимость |
Лицензия |
Итого |
VRML |
6 |
7 |
6 |
0 |
8 |
10 |
6,4 |
X3D |
6 |
9 |
8 |
7 |
10 |
10 |
8,1 |
U3D |
8 |
7 |
5 |
6 |
8 |
10 |
7,25 |
WebGL |
10 |
6 |
8 |
8 |
10 |
10 |
8,9 |
Adobe Flash |
8 |
9 |
8 |
8 |
10 |
7 |
8,25 |
Java 3d |
4 |
7 |
7 |
0 |
10 |
10 |
6,45 |
3DMLW |
6 |
7 |
7 |
0 |
5 |
10 |
6,2 |
Unity |
6 |
8 |
8 |
8 |
10 |
9 |
7,95 |
Silverlight |
7 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7,6 |
Итоговая оценка технологии является суммой оценок по всем критериям, помноженных на весовые коэффициенты соответствующих критериев. По критерию «Плагин» оценивается необходимость использования плагина, проникновение плагина на рынок, простота установки. «Зрелость технологии» подразумевает, что более зрелые технологии наиболее стабильны и имеют более высокие оценки. «Принцип работы» включает в себя функциональность, удобство использования пользователями. Последним критерием выступает тип лицензии, необходимой для использования технологии. Самой выигрышной с точки зрения пользователей и разработчиков является открытая лицензия, и большинство технологий используют именно ее.
На рисунке 1 графически представлены результаты оценки всех технологий.
Рисунок 1. Оценка 3D-технологий, используемых в Интернет-приложениях
На основании проведенных экспертных оценок по шести интегральным критериям оптимальным может считаться технология WebGL, набравшая 8,6 баллов. Далее следует Adobe Flash с 8,25 баллами и X3D с 8,1 баллами.
Из представленных технологий наиболее перспективной представляется WebGL, достоинствами которой является то, что
- Нет необходимости устанавливать плагин;
- Технология поддерживается на смартфонах, так как они поддерживают интерфейс OpenGL ES 2.0.
- Используется аппаратное ускорение трехмерной графики, что увеличивает производительность.
Конкуренцию также составит Silverlight 5 версии от компании Microsoft. Также 3D API от Adobe Flash под кодовым названием Molehill будет претендовать на звание лидера в работе с трехмерной графикой. Безусловный плюс платформы Adobe Flash в том, что она очень распространена среди пользователей. Но на текущее время WebGL представляется самой перспективной и уже действующей технологией.
Список литературы:
- Википедия: VRML — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/VRML (дата обращения 15.01.2014).
- Поддержка WebGL — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://webglstats.com/ (дата обращения 14.04.2014).
- Официальный сайт компании Adobe — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.adobe.com/products/flashplayer (дата обращения 14.04.2014).
- Acrobat Reader — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.adobe.com/products/reader.html (дата обращения 01.02.2014).
- Edutechwiki: Web 3D technology — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://edutechwiki.unige.ch/en/Web_3D_technology (дата обращения 10.01.2014).
- Java3D API — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://blogs.sun.com/dlavrov/entry/встреча_в_омгу_посвященная_java3d (дата обращения 15.11.2013).
- Khronos Group official web-site — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.khronos.org/webgl/ (дата обращения 14.04.2014).
- Microsoft Silverlight 5 — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.microsoft.com/silverlight/ (дата обращения 01.03.2014).
- Unity 3D — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://unity3d.com (дата обращения 10.04.2014).
- Universal 3D — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.computerra.ru/hitech/36661/ (дата обращения 15.02.2014).
- Web3D Consortium — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.web3d.org/realtime-3d/ (дата обращения 01.02.2014).
- Web 3D Technologies and Their Usability for the Project 3d Mobile Internet — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.rdc.cz/download/publications/Turonova_2009_3DWeb.pdf (дата обращения 01.02.2014).
- X3D-ресурсы — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.web3d.org/x3d/content/help.html (дата обращения 15.03.2014).
- 3DMLW — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.3dmlw.com/?id=10463 (дата обращения 15.03.2014.