РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕМОНТУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Секция: 3. Информационные технологии
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕМОНТУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц при попадании на автомобиль пыли и грязи, температурных воздействий и т. п.) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.). Изменение технического состояния автомобиля обусловлено работой его узлов и механизмов, воздействием внешних условий и хранения автомобиля, а также случайными факторами. К случайным факторам относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки конструкции и т. п. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации являлся изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, а также физико-химические изменения материала деталей (старение). Мы полагаем, что инструменты, поддерживающие процесс выполнения программ, позволяют выполнять на компьютере описания процессов или отдельных их частей, представленных в виде, отличном от машинного кода, или машинный код с дополнительными возможностями его интерпретации. Примером такого инструмента является эмулятор кода другого компьютера [1, с. 3]. К этой группе инструментов следует отнести и различные отладчики. По-существу, каждая система программирования содержит программную подсистему периода выполнения, которая выполняет наиболее типичные для языка программирования программные фрагменты и обеспечивает стандартную реакцию на возникающие при выполнении программ исключительные ситуации (такую подсистему мы будем называть исполнительной поддержкой) [4, с. 31].
Программный тренажер можно разработать в операционной среде .NET FrameWork 3.5, в среде разработки Microsoft Visual Studio 8, на языке программирования Visual Basic. Разработка следует осуществить на компьютере IBM PC в операционной системе Windows XP. Для документирования программы использовать текстовый процессор Microsoft Word. Для создания и тестирования базы данных на языке XML использовать текстовый редактор Блокнот и интернет браузер Mozilla FireFox 4.01. [9, с. 8].
Описание программы-тренажера. Интерфейс программы графический, интерактивный, использующий стандартные элементы управления. В нашем тренажере мы использовали следующие визуальные элементы управления:
1. ListBox;
2. TextBox1;
3. TextBox2;
4. Button.
Интерфейс программы прост в использовании, соблюдается гармония цветов, что благополучно влияет на работу с тренажером. При запуске программы в окне ListBox отображаются типы ремонта тормозной системы. На кнопке Button существует надпись «проверить порядок».
Интерфейс программы можно рассмотреть на рисунке 1.
Рисунок 1. Эскиз интерфейса программы
· Ба́за да́нных — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины. База данных нашего тренажера разработана в формате документа XML, а также в виде вспомогательного набора фотографий. XML (англ. eXtensible Markup Language — расширяемый язык разметки; произносится [экс-эм-э́л]) — рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) язык разметки. Спецификация XML описывает XML-документы и частично описывает поведение XML-процессоров (программ, читающих XML-документы и обеспечивающих доступ к их содержимому). XML разрабатывался как язык с простым формальным синтаксисом, удобный для создания и обработки документов программами и одновременно удобный для чтения и создания документов человеком, с подчёркиванием нацеленности на использование в Интернете. Язык называется расширяемым, поскольку он не фиксирует разметку, используемую в документах: разработчик волен создать разметку в соответствии с потребностями к конкретной области, будучи ограниченным лишь синтаксическими правилами языка. Сочетание простого формального синтаксиса, удобства для человека, расширяемости, а также базирование на кодировках Юникод для представления содержания документов привело к широкому использованию как собственно XML, так и множества производных специализированных языков на базе XML в самых разнообразных программных средствах. В документе представлены теги наименования фото и их описание.
· Модули программы. Данная программа была создана на языке Visual Basic. Для корректной работы программы мы разработали следующие модули:
· модуль выбора процесса по установке сети;
· модуль отображения иллюстраций и пояснений к процессу;
· модуль перемещения курсора указывающего на этап процесса;
· модуль ручной сортировки этапов процесса;
· модуль генерации случайных позиций этапов процесса;
· модуль масштабирования текущего этапа процесса;
· модуль проверки порядка этапов процесса.
На рисунке 2.2 показано окно программы до выбора процесса.
Рисунок 2. Окно программы до выбора процесса
Модуль выбора процесса по установке сети осуществляет поиск и загрузку информации о технологическом процессе из базы данных.
Модуль отображения иллюстраций и пояснений к процессу выводит информацию об этапах процесса на форму (рисунок 3).
Рисунок 3. Окно программы после выбора процесса
Модуль перемещения специального курсора в виде квадратной рамки предназначен для выбора этапа процесса, который следует переместить или получить о нем дополнительную информацию.
Модуль ручной сортировки этапов процесса осуществляет обмен местоположения любых двух выбранных этапов.
Модуль генерации случайных позиций этапов процесса предназначен для того, чтобы при каждом запуске тренажера этапы на форме располагались в случайном порядке.
Модуль масштабирования текущего этапа процесса увеличивает изображение текущего этапа и отображает пояснение к нему.
Рисунок 4. Масштабирование текущего этапа
Модуль перемещения этапов осуществляет для двух указанных пользователем этапов обмен соответствующей информацией на форме. После каждого перемещения курсора координаты соответствующего этапа меняются. Этапы, размещенные в левой части поля отображаются четко, а остальные этапы затемняются. Часть этапов является лишней, предназначенной для произвольного выбора пользователя.
Модуль затемнения «лишних» этапов (рисунок 4) реализует размытое изображение этапов, которые пользователь оставил в правой части окна с рисунками этапов. Для затемнения использована возможность замены в изображении одних цветов другими (например увеличить значение синего цвета).
Модуль опенки выбора пользователя запускается самим пользователем для самоконтроля. Модуль проверяет порядок этапов ремонта, сравнивая выбранный пользователем порядок этапов с информацией, хранящейся в базе данных.
Подсистема загрузки информации из базы данных в оперативную память осуществляет чтение файлов в формате XML, анализирует их, применяя язык запросов LINQ, распределяет информацию по нескольким массивам в оперативной памяти.
Список литературы
1. Головач В. Дизайн пользовательского интерфейса, 2010. — 97 с.
2. Глушаков С.В., Сурядный А.С. Программирование на Visual Basic 9.0. — М.: Фолио, 2010.
3. Головач В. Дизайн пользовательского интерфейса, 2010. — 97 с.
4. Горинштейн Л.Л., «Устройство автомобиля» — М., 2007.
5. Информационные системы: Учебное пособие / Волкова В.Н.. Кузина Б.И., Барабанова И.М., и др.; Под ред. Волкова В.Н. — СПб: Издательство СПбГТУ, 2009. — 213 с.
6. Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. Изд-во: Символ-Плюс, 2009. — 688 с.
7. Несмеянов И.А., Барковский В.В., Венчковский Л.Б. Использование языка Visual Basic 9.0 при создании программных средств для обработки Баз Данных. Учебно-практическое пособие. — М.: ГУУ, 2008. — 180 с.: ил.
8. Программирование на MS VB: учебное пособие под редакцией Назарова С.В. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 320 с.:ил.
9. Хазаров А.М. Диагностирование легковых автомобилей на станциях технического обслуживания [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.М. Хазаров, Кривенко Е.И.— М.: Высшая школа, 2009. — 146 с.