Аналитический обзор литературы в области событийного менеджмента
Секция: Экономика
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Аналитический обзор литературы в области событийного менеджмента
С каждым днем всё большую популярность обретает своего рода технология проведения мероприятий и особый тип PR-коммуникаций – событийный менеджмент (ивент-менеджмент).
Изменение продолжительности и структуры свободного времени у людей обусловливает их стремление провести его с максимальной пользой, участвуя в общественных мероприятиях, презентациях, праздниках и развлечениях. Сегодня мероприятия – это не только средство досуга, но и специальные организованные события, тесно связанные с целями и интересами компаний. Событийный менеджмент занимается организацией, управлением и разработкой системы этих специальных событий.
В настоящее время вопросы практического применения менеджмента в области проведения и организации мероприятий являются современными и важными, ведь успех событийных коммуникаций эффективно влияет на создание благоприятной репутации, увеличение степени узнаваемости брэнда, а также осознании его уникальности и ценности.
Разработкой теоретических основ и практических рекомендаций в области событийного менеджмента на сегодняшний день занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди ведущих зарубежных специалистов следует выделить Дж. Голдблатта [2], У. Хальцбауэра [24], М. Сондера [21], М. Стоуна, П. Гембла, Н. Вудкока [22], а также У. О’Тула, Р. Харриса, Я. МакДоннелла, Г. Боудина, Д. Аллена [1], которые освещают общие теоретические аспекты event-менеджмента.
Джо Джефф Голдблатт – специалист с мировым именем и наиболее цитируемый автор в области ивент-менеджмента, автор первого учебного курса и тренинговой программы в сфере событийной индустрии. Он разработал схему жизненного цикла мероприятий и считает, что специалисту событийного менеджмента необходимы организаторские способности, лидерские качества и умение принимать взвешенные решения. Будущее индустрии, по его словам, лежит в межкультурном обмене опытом и традициями.
Стоит отметить и Ульриха Хальцбаура – немецкого специалиста в области событийных коммуникаций. Он понимает понятие «ивент» не как просто событие, а как совершенно исключительное мероприятие. В своей книге автор выделяет, что само понятие «ивент» означает трансформацию обычного мероприятия посредством различных факторов в мероприятие уникальное и необычное.
Следует выделить Марка Сондера – автора книги «Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы», который в своей работе представляет множество интересных примеров из жизни известных людей и компаний с мировым именем. Труд М. Сондера знакомит с практическим опытом организации мероприятий и предоставляет возможность заимствовать интересные идеи.
В России сфере управления мероприятиями заняла устойчивые позиции: появились профессиональные ассоциации, лидеры event-рынка, сформирован банк специализированной литературы, разработаны сертифицированные программы, осуществляется профессиональное обучение. Постепенно организация мероприятий становится индустрией со своими технологиями, легендами и традициями.
Вместе с тем до сих пор в отечественной литературе недостаточно освещены некоторые аспекты событийного менеджмента применительно к российской практике. Среди немногочисленных изданий следует отметить работы А. Е. Назимко [17], А. В. Шумовича [25], Е. А. Кондратенко [10], А. Н. Романцова [19] и Г. Л. Тульчинского[23].
Александр Владимирович Шумович – директор компании Eventum Premo, автор ряда деловых книг и один из наиболее известных представителей российской event-индустрии. Его книга «Великолепные мероприятия» стала первой в России книгой о технологиях организации деловых мероприятий, написанной практиком, в которой автор делится опытом и дает советы, необходимые для создания успешного события.
Также с технологиями подготовки и проведения специальных событий и современными тенденциями в области событийного менеджмента в своем учебном пособии знакомит Екатерина Алексеевна Кондратенко – доцент кафедры «Сервис и туризм» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. В своей книге она рассматривает общетеоретические вопросы и социальные аспекты событийного менеджмента, раскрывает экономические основы деятельности по организации событий.
Событийный менеджмент находится в неразрывной связи с событийным маркетингом – особым видом коммуникаций, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение бренда путем организации специальных событий. Основное назначение такого вида маркетинга – это продвижение продукции (услуг, работ), которое осуществляется с помощью различных приемов. Как один из самых действенных инструментов создания и поддержания имиджа компании событийный маркетинг также привлекает внимание исследователей.
Алексей Евгеньевич Назимко в своем труде рассматривает важнейшие аспекты событийного менеджмента и маркетинга, рассматривает взаимосвязь и определяет различия этих понятий. Автор дает характеристику современного рынка ивент-услуг и анализирует опыт российской индустрии специальных мероприятий. «Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей» А. Е. Назимко – это уникальное сочетание теории и практики с советами, как сделать мероприятие наиболее успешным и запоминающимся.
Сущность event-маркетинга также раскрывается в работе Александра Николаевича Романцова – заведующего кафедрой маркетинга Поволжской Академии государственной службы им. П.А. Столыпина г. Саратова. Автор приводит современные приемы организации маркетинговых событий и дает советы, направленные на достижение максимальной эффективности в сфере ивента.
В настоящее время, событийному менеджменту и событийному маркетингу как одним из сравнительно новых и перспективных направлений уделяется особое внимание в периодике. Статьи, посвященные этим вопросам, наиболее часто публикуются в журналах: «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Рекламодатель: теория и практика», «Event-маркетинг», «Креативная экономика», «PR в России», «Маркетинг и маркетинговые исследования».
Исследованию событийного маркетинга как нового явления маркетинговых коммуникаций и технологии продвижения имиджа посвящены статьи А. А. Манихина [13; 14], Н. А. Анашкиной [3], И. А. Кирюхиной [9], Е. Давыдовой [7], А. В. Баратынской [4], С. Пашутина [18], Е. А. Ячменниковой [26]. В своих работах авторы раскрывают понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга, определяют его место в комплексе маркетинговых коммуникаций. В статьях на основании опыта даются рекомендации по проведению различных мероприятий: презентаций, корпоративных праздников, промо-акций, на конкретных примерах рассматриваются возможности этого направления, описываются и анализируются удачные проекты.
Сегодня, маркетинговые стратегии подлежат изучению и применению не только в бизнесе, но и других сферах деятельности. Например, статьи Е. А. Кавериной [8] и Н.А. Мельниковой [15] посвящены событийным коммуникациям в образовании и культуре, статья Е. А. Барабошиной на рынке высоких технологий, О.О. Васильевой [6] в системе организации спортивных мероприятий, а в работе Р.З. Близняка [5] описаны технологии и инструменты событийного менеджмента в системе электоральных коммуникаций. Можно выделить А.Ю. Смирнову [20], статья которой посвящена применению зарубежными и отечественными библиотеками методов и инструментов событийного менеджмента в условиях информатизации общества. К.А. Кузоро [11; 12] рассматривает опыт применения концепции событийного менеджмента в работе сельских библиотек; Е.В. Мирошниченко [16] исследует тему организации библиотечных досуговых мероприятий.
Таким образом, событийный менеджмент - перспективное направление деятельности, которое представляет интерес для исследователей. Действительно, сегодня, когда для организаций так важен позитивный имидж, яркая индивидуальность и общественное доверие, искусство создавать события требует особого внимания. Ведь различные мероприятия способствуют укреплению престижа и бренда компании на рынке. Безусловно, необходима разработка системы PR-событий, а также организация и управление этими событиями, в связи с чем актуализируется необходимость углубленного изучения ивент-технологий.