ВНЕВРЕМЕННОЙ ХАРАКТЕР ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Секция: 5. Философия
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ВНЕВРЕМЕННОЙ ХАРАКТЕР ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Философия и история как основы научного знания.
Термин «история» пришел к нам из Древней Греции, где он имел значение «расспрашивание, узнавание, установление». Главенствующим в истории понятием являлась подлинность, а также истинность событий и фактов. В древнеримской же историографии этот термин являл собой повествование о событиях прошлого [1, с. 34]. Термин «философия» же являет собой особую форму познания мира, который вырабатывает своеобразную систему знаний о понятиях и фундаментальных принципах бытия, а также отношении человека и мира.
«Философия – отзвук слов,
брошенных в колодец смысла»
[Сергей Федин [2,с.2]].
Сотни лет и десятки эпох философия существует, дабы помочь человеку ответить на вопросы, требующие особых размышлений ровно так же, как и подтолкнуть человека на раздумья о вечном и великом, разрешении проблем и задач, именуемых «философскими». Отталкиваясь от них, каждый из великих мыслителей мира сего приходил к своему видению мира.
Какова же составляющая единица истории? Личность? Или может быть культура или государство? В истории философии понятие «личность» понималось разнопланово. В раннехристианский период вслед за определением термина «лицо» было описано и понятие «личность». В Средневековый период данный термин понимался исключительно как сущность Бога. В новоевропейской философии и философии романтизма «личность» понималась как гражданин и герой соответственно. Поскольку изначально речь шла об одной из составляющих частей государства, то особое внимание хотелось бы уделить версии новоевропейской философии, где личность являет собой гражданина. Итак, гражданин, в свою очередь, это индивид, который связан с государством на политической и правовой основе. Политика играет главенствующую роль в ходе истории, в связи с чем логичным будет придти к выводу, что основой истории является человек как часть общества.
Несмотря на то, что каждый человек, как и каждая личность, имеют индивидуальный набор различных качеств, достоинств и недостатков, что в свою очередь формирует наш с вами характер, все люди чем-то схожи, например, тем, что очень часто повторяют ошибки, пережитые ранее. Особенно эти ошибки склонны повторятся людьми, беспрекословно следующих за своим лидером, история знает много таких примеров. Также можно предположить, что события, происходящие в тот или иной момент времени, имеют цикличный характер, и в истории можно найти событие, схожее по каким-либо аспектам с тем, которое происходит в данный момент. Особенно остро обществу нужно вспомнить об этом сейчас, когда современный мир стоит на пороге Третьей Мировой войны.
«История – это картинная галерея,
где мало оригиналов и много копий»
Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль [1, с. 35]
Последние три десятка лет после распада СССР, мировые СМИ сделали популярными темы о повторяемости исторических явлений, процессов и событий, их цикличности, копируемости, а в некоторых – даже клонировании. Например, при нынешнем противостоянии России и Украины, поддерживаемой Западной Европой и США, многие мировые СМИ стали помещать материалы о возможности начала Третьей мировой войны, в соответствии со 100-летним циклом глобальных мировых катастроф и великих бедствий. Более того, некоторые международные эксперты и аналитики полагают, что 3-я мировая война уже началась. Но пока она имеет свою не военную, а политико-экономическую форму.
В концепциях, где представлены теории о закономерной повторяемости развития истории, за основу часто берется «жизненный цикл» системы со своими периодами жизни, такими как рождение, взросление и умирание, например концепция цикличности исторического развития, или же «теория повторения» Владимира Хлебникова [4, с. 117], где описывался ход истории как «исторический круговорот», то есть общество или же его отдельные сферы движутся по предначертанному им кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному циклу, несмотря на периоды восходящей экономики, полнейшей независимости, политической стабильности и прочих государственных благ, рано или поздно все сведется к тому, что все это станет лишь частью цикла, заключенными между периодами рождения и умирания. Платон считал, что Космос «существует как вечное чередование катастроф и рождений» [3, с. 226].
Можно ли считать проблемой то, что люди вопреки историческим фактам все равно совершают те или иные поступки, или же просто человеческая сущность, которую и за проблему-то считать нельзя?
Аристотель в свое время сформулировал трактовку предмета философии как «проблематическое знание». Но спустя некоторое количество времени, эта же мысль будет пониматься несколько иначе. Философия начинает пониматься как дисциплина, которая занимается проблемами, у которых нет решения, следовательно, задача философа сводится к тому, чтобы ясно сформулировать обобщенный ответ [5, с.80].
В современной культуре философские концепции находят некоторые ответы на определенные проблемы некоторые ответы, что, в свою очередь, способствует образованию новых областей знаний в различных науках. В качестве примера можно использовать тот факт, что как этика, эстетика и, непосредственно, сама философия, стали прародителями для такой науки как культурология. Психология и социология стали самостоятельными науками, после того, как, определенное, с точки зрения философии, решение проблем различных психологических феноменов и специфика социологических проблем, соответственно, начали изучаться более глубоко. В современной культуре нашла свое распространение идея «смерти философии», суть которой состоит в том, что все проблемы уже отнесены к областям каких-либо наук. Однако, в одном из аспектов это не совсем соответствовало действительности, так как не все новые науки путем их выделения из уже существующих.
Но если на определенных задачах навешали ярлык «нерешаемых», неужто никто больше и не пытается их решить? Нет. Собираются, ищут и даже выдвигают свои теории! Поскольку философия являет собой особенную дисциплину, то необходимо говорить как об универсальности самой науки, так и об уникальности методов разрешения вопросов этой науки. Использование таких методов непосредственно граничит с другими науками, в свое время отделившихся от философии. Так как суть философского исследования заключается в построении универсальных видов понимания и познании, то различные методы представляют возможность взаимодействия методик, которая проявляется из взгляда на то или иное явление под другим углом. На выбор одного из методов философии влияют такие факторы как система ценностей, оперируемые категории, изучаемый предмет. Наиболее близкий к одному из философских значений способ мышления будет опираться на методики, которые используют последователи данной категории учения.
Поскольку сама тема определена сущностью связи истории и философии, то можно сделать вывод, что несмотря на разность историй различных государств, обществ и эпох можно предположить, что история весьма циклична, и философия, являясь прародительницей наук, может объяснить такое явление, не подразделяя его в разряд нерешенных философских задач, которые поныне не нашли своего разрешения, однако при помощи различных методов решения философских проблем активно ищут тех, кто их решит.